HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Марат Аваз-Нурзеф

Открытые мысли

Обсудить

Критический обзор

 

 


о стихии стихов,
новом журнале,
девяти стихотворцах с "нашей улицы"
и кое о чем другом




Аксиома-1: Сочинения, претендующие на то, чтобы называться стихами, создаются не только поэтами, но и другими людьми.

Аксиома-2: Произведения поэтов по форме могут быть совершенными или нести в себе шероховатости – относительные и субъективные. Либо намеренные. Но, так или иначе, творения ума, сердца и души поэта есть молекулы беспредельного образования. Эфемерного. Парящего. В сознании и воображении читателя. Но и существующего объективно. Реально. Независимо. И вне времени. Сие образование называют по имени творцов или творений. В русском – Поэзия. В английском – Poetry и Poesy. В узбекском – Шеърият, буквально – Стихия (шеър – стих). Мир поэтических произведений. Стихия стихов.

Аксиома-3: Стихи во всем их многообразии, сочиненные "другими людьми", непоэтами, внешне могут быть очень гладкими, правильными, нередко по воле обстоятельств и предприимчивости своих творцов залетают довольно высоко, но, не имея, собственных крыльев, рано или поздно, падают, часто втихомолку, неприметно для нового поколения читателей, разбиваются, исчезают.

Разъяснение-1 к аксиомам-1, 2, 3: Стихи бывают гармонические и негармонические, рифмованные и нерифмованные. Последние в настоящее время весьма разнообразны – от белых стихов до стихов в прозе, а также авангардных и экспериментальных. Белые стихи, написанные со строгой периодичностью метрики строк, – явление гармоническое.

Теорема: Все авторы раздела "Поэзия" первого выпуска нового философско-литературного журнала "Открытая мысль" (Москва, 2005 г., февраль), пожалуй, поэты.

Разъяснение к теореме: В литературе, в отличие от математики, скорее всего, уместно говорить не о строгих доказательствах, а об обсуждениях, утверждениях, симпатиях и неприятии, любые из которых, в свою очередь, могут быть приняты на веру, или частично подвергнуты сомнению, или отвергнуты с порога, или даже разбиты в пух и прах.

Все зависит от точки отсчета, системы координат, угла зрения, самого зрения, задач, целей.

 

 

Опубликовано редактором: , 8.09.2008
Оглавление

3. 3
4. 4
5. 5

4


 

 

 

В самом начале моей "улицы" – "усадьба" Виктора Коноплёва. Замечательны среди его замечательных стихотворений четыре строфы, четыре четверостишия о музе.

 

 


...Суметь сказать: "Я так живу!"
И стать строкой в стихотворенье,
Суметь окрикнуть тишину,
Заставить петь ее с оркестром
И вылепить свою страну,
Как пекарь, из кусочков теста,
Не всем дано...
 

 

 

Воистину это так! Далеко не всем!

Стихотворение "Муза", написанное строгим четырехстопным ямбом, – наглядное свидетельство тому, что гармоническое стихосложение по-прежнему на первых ролях в цеху поэтического творчества.

Очень человечны, личны и в то же время литературны стихотворения В.Коноплёва "Мой самый главный человек":

 

 


... И много тайн в той тишине,
хранящей сон моей дочуры

 

 

и "Два мира":

 

 


Супруга сказала, что я несерьезный,
Что надо лечиться, но, кажется, поздно.

 

 

Настоящий поэт, его мироощущения и произведения – это всегда неповторимый мир, так или иначе, непохожий и даже противостоящий миру другому, остальному, – тому, в котором живут даже самые близкие поэту люди. Супруга... Увы, супруга-то и чаще всего... И категоричнее, и больнее...

 

Следующая "усадьба" – за Аленой Стронгиной (фамилия довольно редкая, не дочь ли она моему сокурснику по МГУ?).

Сразу бросаются в глаза резные "ставни":

 

 


Да луна выйдет желто-красная
В сарафане из девичьих слез.

 

 

Цветисто-нарядные "краски":

 

 

... Росы хрустальные в тихие травы роняя...

 

 

Или:

 

 

Тот, кто утром росу опускает так нежно тебе на ресницы.

 

 

Красиво!

К тому же поэтесса пишет в разных стилях – гармоническом, белым стихом, негармоническом. Надо полагать, что со временем, по мере превращения Алены в Елену, появятся и новые грани ее творчества, новые глубины, новые образы...

Константин Брыляков. Отточенные строки. Некоторое сожаление о своей поэтической судьбе, которое другими словами, в другом стиле, но перекликается с "Двумя мирами" В.Коноплёва:

 

 

Я приехал издалека, 
Из медвежьего улога, 
Протоптал по всем дорогам
И не стал нигде своим...

 

 

В следующей строфе того же стихотворения без названия – гордое осознание своего "я":

 

 

Ни к чему мне ваши страсти...

 

 

Даже "Плохое стихотворение", как назвал К.Брыляков эти свои 8 строк, весьма недурственны. Только стоило ли в сочинении всего из двух строф использовать разную рифмовку: в первой – перекрестную, а во второй – кольцевую? Между тем в начальной строфе стоит только поменять местами первую и вторую строки, как и тут рифмовка становится кольцевой. Тем более, что от этого, как мне кажется, первое четверостишие только выигрывает, да и все стихотворение становится по-настоящему гармоничным, симметричным, цельным.

 

 

Бурелом обтекаемых строчек. 
Завершенная звонкая тьма. 
Налицо раздраженье ума – 
А душа потрудиться не хочет... 

Сколь ни мучает рифму чудак – 
Не добьется итога иного: 
Тем и живо заветное слово, 
Что его не обманешь никак.

 

 

Тут же скажу несколько слов и о последнем "доме" нашей "улицы". Почему так? Это будет понятно в части-9 статьи.

Павел Шкарин. Три страницы. Четыре стихотворения. Я бы даже сказал, песни. Первая из них – "Пьеро". Мелодичная, зажигательная, незабываемая кадриль, хотя сам автор упоминает о менуэте.

 

 

Живите без печали.
Я выбрал. Я причалил. 
Я не танцую в зале. 
Я – уличный танцор.

 

 

А остальные произведения напомнили Владимира Высоцкого. Но схожесть не внешняя, не в скрежете, не в рычании, не в рокотании. Их у Павла нет. И не надо. Он – не Высоцкий. Он – Шкарин. А схожесть в разноразмерности строк, я бы даже сказал, разнокалиберности, но главное – лиричности, внутренне свойственной Высоцкому. И еще мне показалось, что эта часть творчества Павла будет лучше звучать не в декламации, а как авторская песня в авторском исполнении. Возможно, П.Шкарин то и делает: поет свои стихи, подыгрывая себе на гитаре. Собственно, эти предположения и натолкнули на сравнение с Высоцким...

 

 

 


Оглавление

3. 3
4. 4
5. 5
624 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 31.05.2025, 23:31 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!