HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Марат Аваз-Нурзеф

Открытые мысли

Обсудить

Критический обзор

 

 


о стихии стихов,
новом журнале,
девяти стихотворцах с "нашей улицы"
и кое о чем другом




Аксиома-1: Сочинения, претендующие на то, чтобы называться стихами, создаются не только поэтами, но и другими людьми.

Аксиома-2: Произведения поэтов по форме могут быть совершенными или нести в себе шероховатости – относительные и субъективные. Либо намеренные. Но, так или иначе, творения ума, сердца и души поэта есть молекулы беспредельного образования. Эфемерного. Парящего. В сознании и воображении читателя. Но и существующего объективно. Реально. Независимо. И вне времени. Сие образование называют по имени творцов или творений. В русском – Поэзия. В английском – Poetry и Poesy. В узбекском – Шеърият, буквально – Стихия (шеър – стих). Мир поэтических произведений. Стихия стихов.

Аксиома-3: Стихи во всем их многообразии, сочиненные "другими людьми", непоэтами, внешне могут быть очень гладкими, правильными, нередко по воле обстоятельств и предприимчивости своих творцов залетают довольно высоко, но, не имея, собственных крыльев, рано или поздно, падают, часто втихомолку, неприметно для нового поколения читателей, разбиваются, исчезают.

Разъяснение-1 к аксиомам-1, 2, 3: Стихи бывают гармонические и негармонические, рифмованные и нерифмованные. Последние в настоящее время весьма разнообразны – от белых стихов до стихов в прозе, а также авангардных и экспериментальных. Белые стихи, написанные со строгой периодичностью метрики строк, – явление гармоническое.

Теорема: Все авторы раздела "Поэзия" первого выпуска нового философско-литературного журнала "Открытая мысль" (Москва, 2005 г., февраль), пожалуй, поэты.

Разъяснение к теореме: В литературе, в отличие от математики, скорее всего, уместно говорить не о строгих доказательствах, а об обсуждениях, утверждениях, симпатиях и неприятии, любые из которых, в свою очередь, могут быть приняты на веру, или частично подвергнуты сомнению, или отвергнуты с порога, или даже разбиты в пух и прах.

Все зависит от точки отсчета, системы координат, угла зрения, самого зрения, задач, целей.

 

 

Опубликовано редактором: , 8.09.2008
Оглавление

7. 7
8. 8
9. 9

8


 

 

 

Кэтин Бэрнас.

Если в двух словах: талантлива, хорошо осведомлена в теории стихосложения, владеет словом, женственна, добра, умна, философична. Словом, такова, какой и должна быть настоящая поэтесса.

Бросается в глаза ее склонность к смежной рифмовке. – В первых трех из семи стихотворений. Ради этого способа рифмовки, который, видимо, более и чаще других отвечает ритму внутреннего голоса поэтессы, она во втором и третьем произведениях соединяет в строфах строки, превращая явные, четкие четверостишия в двустишия, в которых две строки соединены смежной рифмовкой, но и перекликаются созвучием, рифмой внутри каждой строки. Этим автор достигает напевности стихов и доверительности своего тона. Нельзя не сказать и о том, что при внешней схожести по обозначенным выше признакам между вторым ("Ангел и звезда") и третьим ("Думай обо мне") стихотворениями, они разные по ритму, так как созданы разными размерами – 6-стопным ямбом (3х2) и 8-стопным хореем (4х2), соответственно.

Приемом "сшивания" двух строк в одну автор пользуется отнюдь не из меркантильных соображений, вовсе не для того, чтобы уменьшить количество строк: из трех страниц остался пустой "хвост" чуть ли не в полполосы. Кстати, эта "пустота" далеко не единственная в журнале. Только в разделе "Поэзия" "порожняка" в общей сложности набирается три страницы...

Дамы и господа! Авторы и авторессы! С "порожняком" надо что-то делать. Лучше всего, когда каждый сам позаботится о том, чтобы не допускать "пустоты" на своей, оплаченной территории. Но в случае, если "порожняк" все-таки будет иметь место и его владетель(ница) не чурается благотворительности, а также относится вполне сносно к приживалам... Словом, позвольте мне, дамы и господа, в следующий раз заполнять ваш "порожнячок" своими стихами. Не то у нас тут, на Востоке, жизнь суровая, среднемесячная зарплата 10 баксов, прожиточный минимум – 100, а русскоязычным литераторам жить и вовсе не велено...

Ох! Опять заносит!

Кэтин Бэрнас. Я ее для себя называю Катюшей Бернес. Ну, помните...

 

 


Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой,
выходила на берег Катюша,
на высокий берег, на крутой.

 

 

А это (в исполнении Марка Бернеса):

 

 


Темная ночь!
Только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах,
Тускло звезды мерцают...

 

 

Кэтин, конечно же, пишет и четверостишиями. Образцы – налицо.

 

 


Я – свет несущая во тьме.
Я – свет, влекущий за собой.
Я – факел, растворивший мрак.

 

 

Да! Да! Да! Настоящий поэт имеет право так говорить!

А последнее стихотворение:

 

 


Я в этом мире – соловей,
В терновнике поющий,
И путь к душе, и путь к себе
Осилит лишь идущий, – 

 

особенно дорого мне не только смыслом, но и тем, что у меня есть стихотворение "Ключи земного рая" (на litnet.ru), построенное точно в таком же стиле – чередованием строк, написанных четырехстопным и трехстопным ямбом.

Я очень долго думал, почему Кэтин свое первое стихотворение в подборке начинает упоминанием о Боге в третьем лице, затем во второй строфе переходит к общению с Ним во втором лице, а в заключительных строках (11-й и 12-й) Бог опять становится третьим лицом.

 

 


В храм святой пришла Бога я молить,
Чтобы не смогла я любовь забыть.

Пред тобой стою на коленях я.
"Защити, прошу!" – я молю Тебя.

 

 

("тобой" – видимо, следует писать с прописной "Т", чтобы не было недоразумений)

Получается, что для читателя, который остался вне храма, на всякий случай, уточняется: я пришла именно для того, чтобы Бога молить. Но в храм святой с другими целями и не ходят. Это читателю и так ясно. Ладно бы, но последующий переход к непосредственному обращению к Богу вносит диссонанс в структуру стихотворения. Словом, все обращения к Богу надо выдерживать либо в третьем лице, либо во втором. Вижу: и в том, и в другом случае возникают проблемы с рифмами и тавтологией. Ну, Катюша, поэты "Открытой мысли" тем и отличаются от графоманов, что не пускают такие проблемы по боку...

 

 

 


Оглавление

7. 7
8. 8
9. 9
624 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 31.05.2025, 23:31 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!