HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Марат Аваз-Нурзеф

Открытые мысли

Обсудить

Критический обзор

 

 


о стихии стихов,
новом журнале,
девяти стихотворцах с "нашей улицы"
и кое о чем другом




Аксиома-1: Сочинения, претендующие на то, чтобы называться стихами, создаются не только поэтами, но и другими людьми.

Аксиома-2: Произведения поэтов по форме могут быть совершенными или нести в себе шероховатости – относительные и субъективные. Либо намеренные. Но, так или иначе, творения ума, сердца и души поэта есть молекулы беспредельного образования. Эфемерного. Парящего. В сознании и воображении читателя. Но и существующего объективно. Реально. Независимо. И вне времени. Сие образование называют по имени творцов или творений. В русском – Поэзия. В английском – Poetry и Poesy. В узбекском – Шеърият, буквально – Стихия (шеър – стих). Мир поэтических произведений. Стихия стихов.

Аксиома-3: Стихи во всем их многообразии, сочиненные "другими людьми", непоэтами, внешне могут быть очень гладкими, правильными, нередко по воле обстоятельств и предприимчивости своих творцов залетают довольно высоко, но, не имея, собственных крыльев, рано или поздно, падают, часто втихомолку, неприметно для нового поколения читателей, разбиваются, исчезают.

Разъяснение-1 к аксиомам-1, 2, 3: Стихи бывают гармонические и негармонические, рифмованные и нерифмованные. Последние в настоящее время весьма разнообразны – от белых стихов до стихов в прозе, а также авангардных и экспериментальных. Белые стихи, написанные со строгой периодичностью метрики строк, – явление гармоническое.

Теорема: Все авторы раздела "Поэзия" первого выпуска нового философско-литературного журнала "Открытая мысль" (Москва, 2005 г., февраль), пожалуй, поэты.

Разъяснение к теореме: В литературе, в отличие от математики, скорее всего, уместно говорить не о строгих доказательствах, а об обсуждениях, утверждениях, симпатиях и неприятии, любые из которых, в свою очередь, могут быть приняты на веру, или частично подвергнуты сомнению, или отвергнуты с порога, или даже разбиты в пух и прах.

Все зависит от точки отсчета, системы координат, угла зрения, самого зрения, задач, целей.

 

 

Опубликовано редактором: , 8.09.2008
Оглавление

8. 8
9. 9
10. 10

9


 

 

 

Было бы очень по-восточному после Кэтин Бэрнас сразу же перейти к заключению и выводам. Ведь крайний "дом" нам уже знаком. Пусть бы потом гадали, почему же я пропустил "хозяйство" предпоследнее, такое раскидистое, самое большое по занимаемой территории. Но я ведь восточен лишь по происхождению, лишь по подбору тонов и полутонов, теней и полутеней, мыслей и чувств, слов и выражений. В остальном же я вполне таков, что меня можно принять то за Ивана, то за Жана, то за Вана. А посему я никак не могу не признаться, что снова и снова бродил по "комнатам" этого самого большого "сароя" (сарой – с узбекского, дворец), переходил от одной к другой по порядку и как получится, возвращался в начало, брал наобум, бросался в конец и опять начинал всё по-новой...

Было бы очень по-английски уйти после такого визита, не попрощавшись.

Было бы очень по-японски раза два хихикнуть, шмякнуть несколько поклонов, поперхнуться глотком учтивостей, почти самоуничтожиться в меркнущем бездействии и-и-и...

 

 


уйти мимо лиц и ног, ушей и глаз.
Пытаясь отмахнуться от застрявших в сознании фраз, –
от них ускакать нам дано только раз.

 

 

(Выделенные слова и обороты, – это детали "интерьера" того самого "сароя")

 

Было бы очень по-русски вдарить соленой эпиграммой – и баста! Но не буду! Даже из озорства!

"Господа, к вам обращается старик Захарий! Имейте честь, господа! Здесь женщины и дети!"

Это – голос чудака с соседней "улицы", принимавшего время от времени образ благородного человека и нашедшего глупую, случайную, обидную смерть. (Владимир Поникаровский, "Горе-то небольшое...", раздел "Художественная проза", стр. 143).

Говорят, сейчас в некоторых областях России пополняют местный бюджет, штрафуя за матерщину в общественных местах. А между тем в иных интернет-изданиях так называемая нестандартная лексика возбраняется лишь в заголовках, а в произведениях – считается допустимой. Не приемлю органически!

 

 


О, трехэтажные скрижали!
О, незабвенный Дон-Кихот!
Есть рыцарь образа печали,
есть злата власть и сила стали, –
нет вето на похабный рот!

 

 

Журнал "Открытая мысль" и его авторы чураются нестандартной лексики. Так держать! Потому, по случаю, я и коснулся этой темы.

Итак, я – не англичанин, не японец, не русак и даже не совсем... Кстати, "сарой" – это еще и название одного из родов узбекского племени. Однако, я к сароям не отношусь. "Кипчак" – так называется мой род. Кто-то там по отцу – юрист, а я – кипчак. Не знаю только, мои ли далекие предки совершали набеги на Русь еще задолго до Чингиз-хана. Не знаю, их ли русичи называли половцами. Не знаю, есть ли какая-либо связь между половцами и скифами. И опять-таки не знаю, как понимать фразу в конце книги. "Дизайн обложки: Элеонора Ещина". Что в этой работе автор сделала своими руками? А что – готовый полуфабрикат? Как говорится, я знаю только то, что ничего не знаю. А знать ведь хочется, как можно больше. Интересно же...

Обложка. Всё – в одном (как ныне модно и технологично): цапля, кипарис, очень высокая, очень стройная девушка с очень длинными, очень распущенными, очень черными волосами. Развалины, поросшие травкой. Напоминающие чем-то дворец "Ак сарой". До его реставрации. Построенный когда-то Тамерланом (XIV век) в своем родном городе Кеш. Ныне называемом Шахрисабзс (в моей родной Кашкадарьинской области, так что, мы с Амиром Тимуром – земляки). Булыжник, явно "рунический" для меня – ни прочесть, что на нем написано, ни понять. Подобие человеческих следов, обрывающихся под разорванной аркой. Рухнула? Придавила? А жертва-то где? А обвалившиеся каменья? Уже убрали? (Все там будем...) А в манящем далеке то ли крест, то ли дерево, то ли другая девушка-цапля. Не к ней ли стремился бедолага? Не хватало той, что рядом... Нет, нет, я не иронизирую. Смотрю, думаю, рассуждаю. Интересно же...

Что же касается литературных трудов автора обложки...

 

 


Здесь нет танка, здесь нет хайку,
слиняли рубаи,
здесь женщина в своем соку
стихи творит свои.
Сурова с Музою она –
без роз и хризантем,
а рифмы – как обрывки сна
в букете умных тем.
Что нам Басё, отец хайку?!
Хайям, бог рубаёв?! –
Здесь женщина на всем скаку
навешает... стихов!

 

 

Иначе говоря, то бишь суровой прозой, литературные труды Элеоноры Ещиной моего слуха не ублажают. В формах – дисгармония, асимметрия. Эмоции сдержанные (это как раз таки по мне). Мысли имеются. Правда, до них не всегда можно легко докопаться.

Главное: раз на весь этот "сарой" отдано столько сил, времени, трудов, бдений и денег... Видать, суждено так и было! Значит, это кому-то нужно. Очень хочется надеяться, что не только лишь самой авторессе.

 

 


Коли шел сквозь препоны я и преграды,
коли наши встретились пути-дороги,
коль свою я бросил жизнь к твоим ногам,
коль сошелся клином на тебе весь свет, –
видать, суждено так и было. Но ты
ни "да" не сказала, ни "нет".


Ты, улыбаясь, гадала на ромашке,
спешила куда-то по листьям опавшим,
в руке обращала снежинки в капельки,
мой стих на песке отдавала волне:
то – струны души моей, слезы, мечты...
Но ты не ответила мне.

 

 

(Это – первая и последняя строфы моего стихотворения "Гадания на струнах души": журнал "Открытая мысль", № 1, 2005 г., стр. 27.)

 

 

 


Оглавление

8. 8
9. 9
10. 10
624 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 31.05.2025, 23:31 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!