HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Марат Аваз-Нурзеф

Записки филосшедшего

Обсудить

Критический обзор

 

Оппоненты настоящего труда могут уничижительно обозвать автора малахольным. Что, безусловно, явится наговором. И даже клеветой. А в переводе на то же самое просторечие – поклеп! Свидетельствую истинно и авторитетно: автор вполне адекватен. Но философ-эклектик. "В натуре". К тому же стихотворец. Всегда чуравшийся торных дорожек и шедший своим путем. В меру возможностей своих филологствующий. Одним словом, филосшедший…

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 1.04.2008
Оглавление

2. Точка зрения – точка опоры
3. Хождения по мукам
4. О поэтах настоящих и ненастоящих, о трансцендентализме и еще раз о творческих и философских принципах

Хождения по мукам


 

 

 

1

 

Человек сказал о себе только то, что посчитал главным: первые 40 лет своей жизни был язычником (в том смысле, что поклонялся любви и поэзии); затем случились два несчастья – умер отец да в автокатастрофе разбился брат, к тому же перестали писаться стихи, и наступила полная депрессия; жена, по совету своей подруги, повела его в православную церковь, где он и остался, а очень скоро превратился в ортодоксального верующего; читал и перечитывал библию и святых отцов; в стремлении дальнейшего углубления в ортодоксию перешел в старообрядчество; в общей сложности более 15 лет пребывал в лоне религии; но ища спасение во Христе, не переставал думать, и это спасло от превращения в полного зомби и способствовало его обращению в непримиримого атеиста.

 

Владимир Рубцов, «Мысли о религиях, о христианстве, о церкви», альманах «Открытая мысль», №1, стр.156-162, Москва, 2005 г.

 

В своем предисловии автор, по-моему, упустил еще одну важную деталь в характеристике своей депрессии: по всей видимости (конкретных дат в материале нет никаких), этот период совпал с внешними катаклизмами – заменой большевистско-атеистического устройства государства эклектической системой с постепенной подменой отвергнутой коммунистической идеологии, с одной стороны, узакониванием обогащения, а с другой – религиозными догмами. Словом, мы с Владимиром Рубцовым – люди одного поколения, и все его духовные страдания, мучения, метания и поиски мне очень и очень близки и понятны.

Названная публикация Рубцова – действительно, мысли, сборник мыслей, отдельные абзацы, каждый из которых, так или иначе, самостоятелен, но и связан по своей сути с остальными. Их нужно читать, пересказывать – нет смысла. Можно только привести из них наиболее жесткие и воинствующие.

 

 

2

 

"Все религии несут в себе империалистическое начало. Все они через миссионерскую деятельность стремятся завоевать и подчинить себе весь мир. Когда мир поделен между религиями, начинаются религиозные войны".

 

"На протяжении всей истории человечества религии держали людей в рабстве, где рабами были все, а рабовладельцами сначала жреческие касты, а затем религиозное учение и духовенство".

 

"Христос со своими заверениями о царствии небесном и геенне огненной есть величайший обманщик всех времен. Либо таким он был, либо таким его сделали евангелисты. Христианство создало идеальный образ врага (Антихриста), благодаря которому чувство ужаса, вражды, злобы, ненависти доводится в людях до состояния кипения".

 

"Священники, богословы, старцы, святые отцы, миссионеры или те, кто добровольно берут на себя функцию миссионера, – это те, которых, подобно апостолам-рыбакам в Евангелиях, можно назвать ловцами человеческих душ".

 

"В среде верующих и богословов принято говорить о всемогуществе божием. Для бога нет ничего невозможного, говорят обычно. А между тем, никто из говорящих или думающих так, на самом деле, в это не верит. И доказать это довольно просто одним примером: когда умирает близкий человек, никому не приходит в голову обратиться к богу с молитвой или просьбой вернуть этого человека к жизни".

 

"Верующих церковь обязывает не жить по своей воле, не жить своим умом, не иметь ничего личностного, индивидуального. Все как один и один как все. Это и есть зомби".

 

"Иисус Христос был самозванец, каких в истории (особенно во время его предполагаемой жизни) было очень много. <...> Отличие же самозванца Иисуса от огромного числа прочих состоит в том, что тех быстро забыли, а этот живет в умах и сердцах верующих в него уже две тысячи лет и завоевал треть мира. Остальной мир поделили другие самозванцы – Будда, Кришна, Мухаммад и прочие".

 

"Человек не должен ставить перед собой цель стать верующим или атеистом – доказать или опровергнуть существование Бога. Это путь к заблуждению. Достойная человека цель – обнаружить истину, которая поможет ему найти для себя свое место".

 

 

3

 

"В семью церковь чаще всего проникает через женщину. И тогда жизнь для мужчины становится адом. <...> В общем, если церковь внедряется в семью, то мужчине (если он не сумеет этому противостоять) остается жалкая третьестепенная роль либо бегство из дома".

 

В настоящее время среди женщин: юных, пожилых, образованных, умных, деловых, практичных, необразованных, прочих, – атеисток нет. И как тут не вспомнить о том, что Сенилга в своем эссе «За алтарем» («Открытая мысль», №1, стр.163-170, Москва, 2005) о богоборчестве древних мыслителей говорит вскользь, вернее, цитирует их очень коротко, например Протагора (480-410 гг. до н.э.):

"О богах невозможно знать ни того, что они есть, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду; а причина тому – неясность вопроса и краткость человеческой жизни".

Зато Боэцию Сенилга отдает две страницы, о чем уже упоминалось выше, и, думается, потому и только потому, что ей хотелось убедить современного читателя в том, к чему пришел Боэций в своих записках, сделанных им в ожидании казни: Бог существует, Бог всесилен, Он только не способен на зло, а посему зло есть Ничто.

 

 

4

 

"Для иудаизма и христианства основополагающим является учение о богодухновенности (написано духом бога) библии и проистекающим из него абсолютным и безусловным авторитетом текстов библии. По этому учению Моисей имел встречу на горе Синай с богом Яхве и записал то, что затем стало содержанием библейских рассказов непосредственно с его слов или под внушением его духа. Это учение полностью усвоено христианством, которое на самом деле представляет собой не что иное, как развитый иудаизм".

 

"Но трагедия состоит в том, что люди, как правило, понимают содержание по-разному, либо вкладывают в текст удобный для себя смысл. Отсюда в одном только христианстве бесчисленное количество сект и церквей, беспрестанно воющих между собой и втягивающих в эту вражду и войны бесчисленные народы и государства. И так уже – две тысячи лет".

 

Могу попутно добавить: при чтении Корана, священной книги мусульман, естественно, так же богодухновенной, у мало-мальски здравомыслящего человека не может не возникнуть недоумения по поводу того, почему Всемогущий, Всемилостивый и Всемилосердный столь озабочен полным подчинением себе воли людей, зачем вообще это ему нужно, когда он и без того, по определению, может всю вселенную, и все человечество делать и переделывать по своему усмотрению. А если читатель Корана и сам писатель, к тому же достаточно опытный и умелый, то он не может не увидеть, что Книга имеет множество повторов, от суры к суре монотонно талдычится одно и то же: Аллах любит покорных его Воле. Такой человек с полным основанием усомнится в том, что Коран написан (продиктован) Высшим Разумом, явные изъяны литературного творения которого, структурные и стилистические, непростительны даже для третьеразрядного сочинителя. Отсюда уже недалеко до логического заключения: покорность людей нужна не Аллаху, а людям – приживалам, правителям и пастырям народов, для чего Мухаммад и придумал Всевышнего и сочинил Коран, взяв за основу уже существовавшие священные книги иудейства и христианства.

 

 

5

 

Пахарь, сеятель и жнец, – всё в одном человеке, который на своем относительно небольшом поле, без применения механизмов, при помощи сохи, лопаты, кетменя и серпа, собственными силами, "от и до", производит зерно, хлеб. Такие кустари, не имевшие смысла при колхозах и совхозах, в независимом Узбекистане появились вновь, воскресив реалии веков былых, доиндустриальных. Вот и Владимир Рубцов – философ "от сохи": его труд – не плод пережевывания и переваривания работ других авторов, но результат личного хождения по мукам в течение едва ли не двух десятков лет и самостоятельного осмысления пройденного и проходимого пути. Именно такой результат Пауло Коэльо в своем романе «Алхимик» называет истинным и наиболее ценным.

То, что Владимир Рубцов сумел совершить невозможное для подавляющего большинства верующих, а именно: выбрался из засосавшего его религиозного болота, – это подвиг. Второй подвиг – то, что он сумел всё это осмыслить и ясно изложить. А третий – то, что он предложил свои записки к публикации.

Но!

Человек пронырливый по своей натуре, одержимый страстью во что бы то ни стало стать успешным, удачливым, чтобы о нем говорили (родные, близкие, знакомые, сослуживцы, сотрудники, а может, и журналисты и даже историки): "состоявшийся ученый, литератор, режиссер, политик, бизнесмен и т.д.", – никогда не будет отдавать десятилетия своей жизни хождениям по мукам, их осмыслению и формулированию выводов, никогда не будет плыть против течения, лететь против ветра, критиковать главенствующие в настоящий момент общественные тенденции, государственное устройство, доминирующую идеологию, сильных мира сего, никогда не впадет в богоборчество в то время, как между светской властью и духовенством существуют любовь да совет. Напротив! Он будет лезть из кожи вон, чтобы попасть в струю, чтобы прийтись ко двору. И если он подвизается в творческих сферах, то совершенно неважно, насколько талантливы, правдивы и нравственны создаваемые им творения, а имеет значение только то, насколько они конъюнктурны, насколько они продаваемы, насколько, так сказать, ликвидны (из бухгалтерско-складской терминологии). Реализм как творческий метод, реалистичность произведения как веление сердца и совести творца, честность и справедливость, – эти и подобные им ценности – по нынешним временам, устаревший, бесполезный, никчемный хлам. Нынче верховодят другие категории, другие методы, всё разнообразие которых можно свести к трем направлениям: фэнтэзи, мистика и эффектно-конъюнктурный псевдореализм. Произведения последнего типа не только не обходятся без убийств, грабежей, интриг, жестокостей, подлостей, коварств, секса, амбиций, прочих страстей, – словом, без того, что безотказно поражает воображение массового читателя и зрителя, но и оставляет реальную жизнь далеко позади. К тому же в современных зрелищах все ужасающие, завораживающие и гипнотизирующие факты, подробности и эффекты подаются броско, выпукло, смачно. При этом законы всех жанров, а также психология производителей и потребителей сводятся к одному: завтра должно быть больше крови, чем вчера, а послезавтра изображение или показ секса должно быть более ошеломляющим, а значит, более откровенным, чем сегодня. И т.д. и т. п.

Не думаю, что эти творцы не осознают того, что, идя впереди жизни образчиками, скажем так, привлекающе-завлекающего негатива в своих произведениях, они, так или иначе, становятся проповедниками, проводниками и продуцентами зла и безнравственности. Более того, они никак не заинтересованы в искоренении зла: не будет зла – не будет у них работы. Как и у армии сотрудников правоохранительных и судебных органов. В сохранении зла прямо заинтересованы и сильные мира сего! Ибо не будет зла – не будет нужен и многомиллионный госаппарат по управлению массами, их принуждению и обману.

То же самое касается и исторических произведений современных авторов: история искажается, мифологизируется, вестернизируется, боевикизируется, сексуализируется, опошляется.

И все для того, чтобы привлечь внимание как можно большего количества людей! Тех самых, что испокон веков живут по принципу "хлеба и зрелищ!", который во все времена и у всех народов удачно и с успехом навязывался и навязывается властями и их клевретами подавляющему большинству населения. Чтобы как можно выше поднять свой рейтинг! Чтобы как можно больше продать своих творений!

Многоопытный и достославный Эдвард Радзинский в числе любимейших своих коньков оседлал Екатерину Великую, вкрадчивым голосом и с пошловатой улыбкой выделывая на ней свои сексапильные трюки и пасы, которым заворожено внимают миллионы телезрителей. Дарье Донцовой, конечно, далековато до Джоан Роулинг, но кое в чем Агриппина Аркадьевна (так на самом деле звать-величать королеву русского иронического детектива) даст фору самой удачливой писательнице современности и самой богатой женщине Великобритании: за какие-то 10 лет написала и издала 100 книг, пользующихся большим спросом в России и за ее пределами, а в последние годы каждый месяц выдает "на гора" по целому тому. Уму непостижимо! Такая потрясающая плодовитость и работоспособность – не только безусловный феномен, но и показатель высоколиквидности творений Донцовой!

Наш же герой, Владимир Рубцов, – один из тех чудаков, кои всегда были в любом народе и почему-то не переводятся и в нынешние времена, вдрызг продажные, коммерческие, мерзкие. И самое удивительное: праведники масштаба Владимира Рубцова ни за что не променяют свои хождения по мукам, свою судьбу ни на какие успехи и блага баловней судьбы, конъюнктурщиков, правителей, бизнесменов, проныр и прохиндеев.

Остается только сказать, что заслуживает уважения и даже восхищения понимание и мужество, которые проявило руководство «Открытой мысли», опубликовав «Мысли о религиях, о христианстве, о церкви», – документ жизни, поисков, потерь и находок неординарной личности, сочинение честное и ценное, но и крамольное по нынешним временам.

И последнее в этой части.

Работа современных властей предержащих и их клевретов в творческой и духовной сферах – обыкновенная, каждодневная работа, совершенно незачем заносить ее в разряд злодеяний! – убедительно доказывает, что выполняющие ее люди не верят ни в бога, ни в черта, ни в потусторонний мир, а оттягиваются по полной в жизни земной, дающейся каждому человеку всего один раз.

А поднимают на щит религию, храм и духовенство только потому, что надо ведь чем-то заполнить души масс! Сами же ходят в церковь (мечеть) и крестятся (кланяются) на всякий случай, – а вдруг все-таки, на самом деле, есть Судный День, ад, чистилище, рай…

Два десятилетия прошло с той поры, как религию и храм начали восстанавливать в правах по всей территории державы, тогда еще называвшейся СССР. Но разве сейчас в странах СНГ, когда в каждой из них Бог полностью реабилитирован и возвращен в быт, сознание и души, когда, по меньшей мере, лет 15 ни одна новая семья, ни один новорожденный не создается и не остается без религиозного освящения, когда религиозные темы волнуют умы, сердца и души молодежи, в том числе и творческой, – разве сейчас мораль и нравственность людей стала выше, чем во времена, когда доминирующая идеология была официально атеистической, а большинство населения – в самом деле, безбожниками? Нет же! Напротив! Настолько ниже, что хоть обратно выноси святых!..

 

 

 


Оглавление

2. Точка зрения – точка опоры
3. Хождения по мукам
4. О поэтах настоящих и ненастоящих, о трансцендентализме и еще раз о творческих и философских принципах
624 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 31.05.2025, 23:31 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!