Анастасия Бабичева
Критическая статьяОпубликовано редактором: Карина Романова, 3.06.2009Оглавление 3. Код второй. "Трапеза". 4. Код третий. "Стили". 5. Код четвертый. "Просвещение". Код третий. "Стили".
Год 1736 приходится на тот период, когда вся центральная Европа была повально увлечена стилем рококо. Исследователи считают, что, пожалуй, только Англия обошла это увлечение стороной. И роман Джона Фаулза, с одной стороны, подтверждает это. Герои Фаулза из высшего сословия не носят напудренных кудрявых париков или одежд, напоминающих дамские наряды. Наоборот, среди мужчин в моде короткие дорожные парики, одежда даже самых знатных особ не отличается вычурами и изысками. Гамма нарядов неброска и неярка – коричневый, черный, серый цвета. Джон Фаулз обходит стороной архитектуру той эпохи, а интерьеры подбирает, кажется, специально сдержанные, безликие и даже убогие, полностью противоречащие приветливости и игривости интерьеров рококо. Однако, приглядевшись внимательнее к главной героине романа Ребекке Ли, мы узнаем в ней именно женщину рококо. Не один раз герои-мужчины говорят о привлекательности Ребекки, но замечают, что ей вредит, на их взгляд, излишняя худоба, отсутствии пышных форм и еще, пожалуй, слишком «изысканные» манеры. Тем временем, именно «хрупкая стройная жеманница» с «осиной талией, узкими бёдрами и хрупкими плечами» считается идеалом эпохи. Кроме того, полный туалет героини, описание которого занимает в романе более 8 страниц, иллюстрирует даже мелочи стиля рококо: и новую моду на бледные, маловыразительные цвета, и популярные цветочные ароматы туалетной воды, и стремление к личному комфорту, и обильное применение румян и пудры. Наконец, все самые необъяснимые эротические сцены романа происходят только вокруг Ребекки. Кроме того, хотя европейцы заново открыли для себя подлинную античность только после 50х г.г. 18 века, в романе уже прописана некая база, на которой позже сформируется стиль неоклассицизма. Такой базой является глубокое почтение античной классики, будь то искусство и мифология Древней Греции и Рима, аллюзиями на которые богат текст, или все еще влиятельный латинский язык, привлекаемый не только в судопроизводстве, например, стряпчим Аскью, но и в речи образованных представителей разных сословий, например, актера Лейси или священнослужителя Бэкфорда. Итак, коды «Этикет», «Трапеза» и «Стиль» 18 века, взаимодействуя, помогают читателю сформировать представление о герое романа как представителе описываемой эпохи. Это человек, освобожденный от первостепенной нужды физического выживания и постепенно высвобождающийся из-под гнета социальных условностей и стереотипов; человек, способный, таким образом, спекулятивно и творчески воспринимать реальность, более того, работать с ней. И именно такое наполнение имеет следующий, уже более сложный код, а именно код «Просвещение».
Оглавление 3. Код второй. "Трапеза". 4. Код третий. "Стили". 5. Код четвертый. "Просвещение". |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы
|
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|