HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Анастасия Бабичева

Сборники (№23, часть 4). Детсадовское фэнтези для взрослых: о сборнике рассказов В. Мавлетова

Обсудить

Критический обзор

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 15.02.2011
Иллюстрация. Название: "Воспитательный момент". Автор: Costa Pankin. Источник: http://www.photosight.ru/photos/2172664/

 

 

 

Сборник рассказов Венера Мавлетова «Волшебный детский сад» привлек мое внимание тем, как интересно автор распорядился знаменитым на сегодняшний день фэнтезийным приемом – будто бы совершенно естественного сосуществования мира волшебного и мира повседневного. При том, что жанр произведения определен именно как сборник рассказов – эффект неожиданности усиливается. Итак, интересен тот факт, что прием, прославленный успехом «Гарри Поттера» (условно говоря, школьная аудитория) и «Сумерек» (подростковая и юношеская аудитория), здесь переносится на аудиторию детского сада. Впрочем, если в названных выше фэнтезийных циклах этот прием стал залогом читательского и коммерческого успеха, то в «Волшебном детском саде» успешность исполнения остается спорной.

 

За счет сказочности автор, вероятно, стремится усилить воспитательный аспект своих «рассказов». Однако аспект этот и так лежит здесь на поверхности, и, на мой вкус, уж слишком нарочит даже для детской литературы. Конечно, проще преподать урок, взмахнув волшебной палочкой, нежели (если уж мы говорим о воспитательном аспекте) попытавшись разработать ситуацию в сюжете более реалистичном. Здесь сразу вспоминается пример удивительного тезки по жанру – сборника рассказов В. Драгунского «Денискины рассказы». Мораль в каждом из них прописана очень тонко, совершенно ненавязчиво и с хорошей долей юмора. В то же время для любого юного и не совсем юного читателя воспитательный потенциал рассказов – очевиден. А сказочности при этом хватает и в совершенно реалистичных сюжетах.

 

Конечно, пускаясь в такие сравнения, нельзя забывать о разнице в возрасте как героев, так и аудитории этих сборников. Действительно, одной из психологических особенностей детей детсадовского возраста является понимание мира через сказку и, соответственно, превращение в сказку любого фрагмента реальности. Но в таком случае Венер Мавлетов сильно недооценил силу фантазии и воображения таких детей. В рассказах «Волшебного детского сада» сюжет сознательно упрощен до примитивного: детали отсутствуют или их – минимальное количество, темп повествования неоправданно ускорен, как будто пленку кино прокручивают специально быстрее. Но если мы уделим достаточно внимания тому, как ребенок трех, четырех, пяти лет сочиняет сказку, мы обнаружим, что в устах юного рассказчика сюжеты удивительным образом становятся все более и более сложными, разнообразными, полными самых неожиданных деталей и подробностей. А вот морализаторские схемы вы от ребенка вряд ли услышите.

 

Не случайно разговор зашел о схемах. Хотя истории сборника охватывают большой спектр традиционных детских «проблем» (драчливость, хвастовство, упрямство, неаккуратность и т.п.), некоторые сюжеты очевидно заимствованы из уже имеющегося контекста детской литературы. Это что-то сродни бродячему сюжету – своего рода жанровое клише. Например, рассказ «Чувство юмора» – это сборник мотивов из «Приключений Незнайки» Носова («Как Незнайка был художником») да из того же Драгунского («Надо иметь чувство юмора»). С другой стороны, иные сюжеты кажутся слишком надуманными: как будто автор решил, что хорошо было бы сказать о такой-то проблеме, но удачного способа сделать это так и не нашел, остановившись на том, что получилось. Я имею в виду, например, рассказ «Модель», в котором и волшебное поучение, и пассаж о вредности новых вещей кажутся искусственными и притянутыми, ведь девочка и не начинала хвастаться платьем, тогда как похвала исходила из уст самой Дарьи Васильевны, волшебной воспитательницы. А что девочка поклонилась в ответ – так не велика крамола.

 

А вообще мне, конечно, не хочется прослыть занудой, рассуждая о детских сказочных историях в наукообразных терминах. Идея автора, само собой, понятна и благородна, а Дарья Васильевна – урок для многих родителей и разного рода воспитателей. Урок того, как можно и нужно обратить любую ситуацию в неожиданную, интересную и при этом полезную для ребенка. А волшебную палочку при этом успешно заменит искренность, доброжелательность и творческий подход, возможно, к сложнейшему процессу – воспитанию ребенка, общению и жизни с ним. Так что «Волшебный детский сад» – это скорее фэнтези для взрослых, а не только для детей. Однако если уж автор дает мне повод для критической рефлексии, то я, оставаясь в роли критика, не вижу причин не воспользоваться им. Ведь все мы в итоге стремимся к совершенству.

 

 

 

575 читателя получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 28.05.2025, 23:40 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Visa и mastercard для россиян как оформить карту visa виртуальная карта.
Поддержите «Новую Литературу»!