Анастасия Бабичева
Критический обзорОпубликовано редактором: Андрей Ларин, 15.02.2011![]()
Сборник рассказов Венера Мавлетова «Волшебный детский сад» привлек мое внимание тем, как интересно автор распорядился знаменитым на сегодняшний день фэнтезийным приемом – будто бы совершенно естественного сосуществования мира волшебного и мира повседневного. При том, что жанр произведения определен именно как сборник рассказов – эффект неожиданности усиливается. Итак, интересен тот факт, что прием, прославленный успехом «Гарри Поттера» (условно говоря, школьная аудитория) и «Сумерек» (подростковая и юношеская аудитория), здесь переносится на аудиторию детского сада. Впрочем, если в названных выше фэнтезийных циклах этот прием стал залогом читательского и коммерческого успеха, то в «Волшебном детском саде» успешность исполнения остается спорной.
За счет сказочности автор, вероятно, стремится усилить воспитательный аспект своих «рассказов». Однако аспект этот и так лежит здесь на поверхности, и, на мой вкус, уж слишком нарочит даже для детской литературы. Конечно, проще преподать урок, взмахнув волшебной палочкой, нежели (если уж мы говорим о воспитательном аспекте) попытавшись разработать ситуацию в сюжете более реалистичном. Здесь сразу вспоминается пример удивительного тезки по жанру – сборника рассказов В. Драгунского «Денискины рассказы». Мораль в каждом из них прописана очень тонко, совершенно ненавязчиво и с хорошей долей юмора. В то же время для любого юного и не совсем юного читателя воспитательный потенциал рассказов – очевиден. А сказочности при этом хватает и в совершенно реалистичных сюжетах.
Конечно, пускаясь в такие сравнения, нельзя забывать о разнице в возрасте как героев, так и аудитории этих сборников. Действительно, одной из психологических особенностей детей детсадовского возраста является понимание мира через сказку и, соответственно, превращение в сказку любого фрагмента реальности. Но в таком случае Венер Мавлетов сильно недооценил силу фантазии и воображения таких детей. В рассказах «Волшебного детского сада» сюжет сознательно упрощен до примитивного: детали отсутствуют или их – минимальное количество, темп повествования неоправданно ускорен, как будто пленку кино прокручивают специально быстрее. Но если мы уделим достаточно внимания тому, как ребенок трех, четырех, пяти лет сочиняет сказку, мы обнаружим, что в устах юного рассказчика сюжеты удивительным образом становятся все более и более сложными, разнообразными, полными самых неожиданных деталей и подробностей. А вот морализаторские схемы вы от ребенка вряд ли услышите.
Не случайно разговор зашел о схемах. Хотя истории сборника охватывают большой спектр традиционных детских «проблем» (драчливость, хвастовство, упрямство, неаккуратность и т.п.), некоторые сюжеты очевидно заимствованы из уже имеющегося контекста детской литературы. Это что-то сродни бродячему сюжету – своего рода жанровое клише. Например, рассказ «Чувство юмора» – это сборник мотивов из «Приключений Незнайки» Носова («Как Незнайка был художником») да из того же Драгунского («Надо иметь чувство юмора»). С другой стороны, иные сюжеты кажутся слишком надуманными: как будто автор решил, что хорошо было бы сказать о такой-то проблеме, но удачного способа сделать это так и не нашел, остановившись на том, что получилось. Я имею в виду, например, рассказ «Модель», в котором и волшебное поучение, и пассаж о вредности новых вещей кажутся искусственными и притянутыми, ведь девочка и не начинала хвастаться платьем, тогда как похвала исходила из уст самой Дарьи Васильевны, волшебной воспитательницы. А что девочка поклонилась в ответ – так не велика крамола.
А вообще мне, конечно, не хочется прослыть занудой, рассуждая о детских сказочных историях в наукообразных терминах. Идея автора, само собой, понятна и благородна, а Дарья Васильевна – урок для многих родителей и разного рода воспитателей. Урок того, как можно и нужно обратить любую ситуацию в неожиданную, интересную и при этом полезную для ребенка. А волшебную палочку при этом успешно заменит искренность, доброжелательность и творческий подход, возможно, к сложнейшему процессу – воспитанию ребенка, общению и жизни с ним. Так что «Волшебный детский сад» – это скорее фэнтези для взрослых, а не только для детей. Однако если уж автор дает мне повод для критической рефлексии, то я, оставаясь в роли критика, не вижу причин не воспользоваться им. Ведь все мы в итоге стремимся к совершенству.
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы
|
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Visa и mastercard для россиян как оформить карту visa виртуальная карта. |