Сергей Багров
ПовестьНа чтение потребуется полтора часа | Скачать: Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 7.03.2014
Оглавление 17. Часть 17 18. Часть 18 19. Часть 19 Часть 18
Сборы в дорогу были у Любы недолги. Серый, в мелкую клетку костюм, бельё и несколько пар шерстяных носков она собрала ещё в день, когда ходила к следователю Перову. Билет покупала за десять минут до гудка парохода. Подуло прохладой, притащив с того берега запах смолы и грохот скатившейся в воду бочки. Пароход прогудел в третий раз. Ехала Люба с билетом четвёртого класса, пристроившись возле пузатой трубы. Здесь грело, и ночь, натекавшая с густо темневших лесами водоразделов, была для неё терпимой, даже родной. Потому что была в ней далёкая Вологда, а в Вологде – Митя, такой отделённый от всех, потерявшийся, милый-милый. Ожидание встречи с мужем было для Любы невыносимым. Она сидела на верхней палубе и смотрела на берега, которые шли и шли, отставая от парохода.
Рядом сидели бабки с котомками, бородатый, в лаптях, сухонький старичок, какие-то сумрачные подростки и курившая папиросу дамочка в кепке. Молодое личико Любы, чёрные волосы из-под шляпки и горевшая в сумерках брошь выделяли её среди пассажиров, и проходившие вдоль перил по палубе молодые мужчины с интересом вглядывались в неё. А один, одетый в белые брюки и белый китель, по всему видать, из военных, даже остановился и, улыбнувшись Любе, осведомился: – Такая прелестная леди, и почему-то не в первом классе? – Мне здесь удобней! – ответила Люба. – А может, пройдёте в каюту номер двенадцать? Там есть свободная полка. Она вам, думаю, подойдёт? – Не приставайте, – сказала Люба, – замужняя я. Мой муж выше вас на две головы и очень ревнивый. Военный ушёл, чтоб минут через пять возвратиться, теперь уже рядом с накрашенной кралей, которая, слушая, что он ей говорил, поправляла косынку и ухмылялась. Люба заснула. Но сон был прерывистый: рука её, сжавшись, держала ремень саквояжа, который могли и украсть. Зная это, она и во сне проверяла ладошку, отчего её пальцы сжимались и разжимались.
В Вологду пароход прибыл утром. До тюремного замка было далековато. И Люба, пока к нему шла, наклоняясь под тяжестью саквояжа, изрядно устала. В кабинет следователя её проводил крупноплечий, в поношенной гимнастёрке, с бляхой на животе надзиратель тюрьмы. Люба вошла в просторную комнату и, увидев вскочившего ей навстречу кряжистого, в чёрных бутылочных сапогах полувоенного человека, сразу же догадалась, что именно он ей и нужен. – Следователь Салатин, – представился он. – Любовь Рябкова, – представилась и она, удивившись лицу Салатина, которое одновременно огорчалось и улыбалось. – Я насчёт мужа, Дмитрия Михайловича Рябкова, – сказала она и увидела, как Салатин отвёл от неё глаза, точно смотреть ему на пришедшую было больно. – Вы ведь с дороги, – сказал он ей деликатно, – позавтракайте сначала, – и показал на соседний стол, где стояли чайник, две чашки и три тарелки с укладками бутербродов. – Нет, нет, – отказалась Люба, – сначала увидеться с мужем. Следователь вздохнул, как вздыхают возле постели больного, которого уже не берутся лечить. Вошедшая тем и смутила его, что была, несмотря на свою грубоватую кофту и тёмное платье, вызывающе хороша и являла собой породу таких же, как и она, статных женщин. Сразу же мысленно он поставил с ней рядом собственную жену. О-о, как проигрывала она! Где-то в душе Салатина отложилось горькое сожаление, что годы семейной жизни он отдал не этой красавице, что сейчас стояла возле него, а своей, постоянно напудренной, с жирными волосами и расплывшейся, как ходелое тесто, жене, которую он, кажется, ненавидел. – Знаете, – Салатин взглянул через весь кабинет на плечистого служащего тюрьмы, словно ища у него поддержки. Но тот и сам был смущён.
Следователь прошёлся по кабинету. Потом неловко остановился. Наконец, набрался смелости и сказал: – А ведь нету его. – Как это нету? – смешалась Люба. – Умер, – сказал Салатин. Отшатнулась Люба, словно донёс эту весть до неё не следователь тюрьмы, а свернувший с дороги в пропасть быстрый автомобиль, за рулём которого находился Митя. – Как же так? – не поверила Люба. – Ведь я привезла для него одежду. – Присядьте, – сказал ей Салатин. Но Люба его не услышала. – Отчего? – спросила через минуту. – От воспаления лёгких, – сказал Салатин, – простыл, пока до нас добирался. Доктор, как ни старался, спасти не мог. Очень сочувствую вам. – И давно это было? – Позавчера. – А где он сейчас? – Недалеко. Вы пойдёте к нему? – Пойду. – Вам покажут, – следователь кивнул на служащего тюрьмы. – Тараканов, – дал знак. Тараканов мгновенно предстал перед Любой. Наклонился над саквояжем и обомлел, увидев скользнувшую по его галифе цепочку часов. Сразу прикрыл полой гимнастёрки и покосился на Любу. Слава Богу, вздохнул он украдкой: та не видела ничего.
От тюрьмы до заросшего ивами пустыря три минуты ходьбы. Люба стояла в жухлой траве, слабо веря, что здесь, в десяти шагах от неё, где желтела комьями свежая глина, лежал её муж. И всё же она спросила: – Здесь? – Ну, – отозвался тюремщик, – много их тут. – А где эта самая? Не понял тюремщик: – Чего? Люба не знала, как и назвать: – Тумбочка, что ли, или табличка какая, куда фамилию вносят? Тюремщик угрюмо: – У нас без фамилии. – Это как? – Зарыли – и всё. – Господи, – прошептала Люба.
Тюремщик ушёл. А Люба стояла себе и стояла. Для чего стояла? Самой непонятно. Хлынул дождь. Где-то сломалась ветка высокого тополя, падая с хрустом на старый забор. Люба не знала, что ей и делать. Мужа нет. Есть лишь глиняная могила, вернее, яма. Артельная яма. И в ней – её Митя. Бедный-пребедный... Захватив саквояж, Люба скорбно, как подарестная, двинулась по дороге. Шла и слушала город, как он общался с плывшими где-то вверху террасными облаками, с хлопаньем веток и храпом коня, коротавшего день у гостиничной коновязи.
Оглавление 17. Часть 17 18. Часть 18 19. Часть 19 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов 02.12.2024 Хотелось бы отдельно сказать вам спасибо за публикацию в вашем блоге моего текста. Буквально через неделю со мной связался выпускник режиссерского факультета ГИТИСа и выкупил права на экранизацию короткометражного фильма по моему тексту. Это будет его дипломная работа, а съемки начнутся весной 2025 года. Для меня это весьма приятный опыт. А еще ваш блог (надеюсь, и журнал) читают редакторы других изданий. Так как получил несколько предложений по сотрудничеству. За что вам, в первую очередь, спасибо! Тима Ковальских 02.12.2024 Мне кажется, что у вас очень крутая редакционная политика, и многие люди реально получают возможность воплотить мечту в жизнь. А для некоторых (я уверен в этом) ваше издание стало своеобразным трамплином и путевкой в большую творческую жизнь. Alex-Yves Mannanov
|
||
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|