Валентин Баранов
ПьесаКомедия с печалью
На чтение потребуется 40 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Оглавление 5. Картина четвёртая 6. Картина пятая 7. Картина шестая Картина пятая
Нина одна. В дверь звонит Пётр.
Голос Нины. Кто? Впрочем, вижу. Я вам не открою. Пётр. Это будет ошибкой, я с добрыми намерениями… Нина. Мы ещё ничего нового не украли! Пётр. Я подозревал, что у вас есть чувство юмора. Я принёс возвратить взятое прежде. Нина. Зачем? Пётр. Но это же ваше, не моё. Мне чужого не надо. Нина. Вы изобрели новую ловушку? Пётр. Я всё объясню. Нина. Не надо. Мне достаточно предыдущих объяснений. Пётр. Понимаю. Но заберите хоть вещи.
Мимо спускается соседка.
Соседка (громко). Нина, осторожней – он такой большой! Пётр. Гражданка, не вмешивайтесь, а не то возьму и приду к вам! Соседка. А я не боюсь – у меня домашний полицейский. Муж. Пётр. У вас собственный муж?! Даже у такой? Надо же! Он слепой? Соседка. Это как понимать?! Пётр. Как редкий случай. Я относительно вашей запредельной красоты. Соседка. Жалко, что тороплюсь! Сказала бы я тебе! (Проходит). Пётр. Тем более, до свидания! Нина, не слушайте, и не бойтесь, откройтесь. Я всё скажу. Или у вас нет никакого женского любопытства?
Нина открывает дверь, но на цепочке.
Нина. Говорите! Пётр. Прежде всего, я хочу попросить прощения. Нина. Зачем же было вести себя таким образом? Пётр. На это были особые, я бы сказал, чрезвычайные причины. Нина. Не знаю, что вы придумали, но меня уже ничего не интересует. Пётр (печально). Вы сказали «уже». Стало быть, у вас тоже невесёлые перемены. Нина. Это никого не касается. Пётр. Сочувствую. Нина (неожиданно). Сочувствует он! Не зная, что произошло. Пётр. Внезапные перемены по-хорошему не происходят. Нина. Это да. Пётр. Угадал. А вы на редкость не любопытны для женщины. Нина. Это осторожность. Пётр. Я понимаю, виноват. Вон соседка возвращается из любопытства. (Соседка проходит в обратном направлении). Соседка. О, уже через цепочку. Вот, позову мужа! (Проходит). Нина. Зачем вы снова пришли? Пётр. Прежде всего, из-за стыда. Ну, и вернуть вещи. Нина. Зачем совершать постыдные поступки, чтобы потом каяться? Пётр. Я не планировал, это импровизация. Я же хочу объяснить. Нина. Входите быстрее – сверху уже идут (впускает Петра). Пётр (входя). Благодарю за доверие. А то чувствую себя подлецом. У меня неплохая интуиция – вы трогательный человек. И прежде всего, простите, что обзывал вас по ходу представления. Поверьте: вы очень милы! Нина. Что же вас заставило? Пётр. Уже не знаю, стоит ли вам рассказывать, поскольку ничего, кроме неприятного, сообщить не смогу. Нина. Вы выглядите переживающим, а в прошлый раз походили на уголовника. Пётр. С моим ростом это не сложно. Возьмите назад вещи. Нина. Не подошли? Пётр. Вы шутите. Это мило. Нина. Так зачем уносили? Пётр. Хотел поделиться с вашим мужем. Нина. Чем? Пётр. Невыносимостью чувств. Нина (серьёзно). Требую объяснить! Вы, всё-таки, достали до моего любопытства, а точнее, до беспокойства. Я чувствую ваш надлом. Присаживайтесь. Пётр. Благодарю (опускается на ближайший стул). Нина. Значит, ваш странный визит был связан с моим бывшим мужем? Пётр. Ваш Аркадий тоже стал бывшим? Нина. Это не совсем ваше дело. Пётр. Думаю, отчасти, моё. Нина. Так это он с вашей… Пётр. Бывшей сожительницей. Нина. Теперь я оценила степень вашей сдержанности. Значит, вы тоже не простили женщину? Пётр. Дело не в прощении, даже не в обиде. Да я и не обиделся. Нина. Как так? Пётр. Видите ли… я не знаю вашего отчества… Нина. Нина Васильевна. Пётр. Видите ли, Нина Васильевна, у меня какое-то сложное чувство. Нина. Знаете, я же приготовилась ужинать, так давайте вместе, и поговорим. Проходите в комнату. Пётр. Спасибо. Мне даже приятно стало оказаться вашим товарищем по несчастью.
Они располагаются за столом.
Нина. Вот, пробуйте мясо. Пётр. Спасибо. Нина. Вы хотели рассказать… Пётр. Да, мне кажется, я относился к ней слишком легко: она меня вроде забавляла, но это только больше привязывало к ней. Но, видимо, и в этом случае мужчина есть мужчина, измена в нём что-то убивает. Теперь не верю, что есть другие варианты. И даже такому как я измену простить невозможно, то есть, не простить, а забыть. А уж я считаюсь спокойным до отвращения. Нина. И что теперь? Вы потеряли покой? Пётр. Потерял. Впервые. Даже не покой… А как бы появилась во мне что-то мерзкое, прямо внутри – и не избавиться. Нина. Сочувствую. Пётр. Понимаете, сначала это меня чуть ли не рассмешило. Но немного спустя меня пронзила мысль, что наши отношения ничего не стоят. Тогда зачем? Ведь будешь надеяться, что за тобой твердь, а за тобой – болото. И, при случае, не отступить. Словом, внутри появилось что-то гадкое. (Пауза). Ну, вот, мало вам своей печали. Нина. Напротив, послушала вас, и стало легче. Не знаю почему, но ощутила, что поступаю правильно. И потом, ваши человеческие слова… Как вас звать? Пётр. Пётр. И знаете, вдруг меня пронзила глупая мысль, что между женщиной и мужчиной возможно что-то чрезвычайное, я бы сказал, вечное. Но этого чуда нет, не только у меня, у миллионов. И этой божественной необыкновенности уже не будет.
Они помолчали.
Нина. А вы, Пётр, и вправду занимались живописью? Пётр. Нет, это импровизация. Я больше сочинял песенки, мучил гитару. Нина. Меня брат тоже пытался научить, но у меня не хватило гитарного таланта. Пётр. Так и у меня его, может, нет, играю и играю. Нина. А что если я вас сейчас проверю на хвастовство. Принесу гитару, что осталась от брата. Пётр. А несите!
Она весело удалилась в другую комнату и вернулась с гитарой.
Нина. Вот!
Пётр (взял гитару, шевельнул струны, задумался).
Прощальный романс.
Усталая луна томила тени клёнов, Безмолвные дома едва сияли мглой. Я вас ещё любил по внутренним законам, И молча провожал из праздника домой.
А музыка ещё тянулась к нам оттуда, Где танцевали мы с тобой в последний раз. Где я в последний раз надеялся на чудо, Где я в последний раз надеялся на вас.
Как ласково меня вы вовсе не любили, Как нежили меня касаньем тонких рук. И вновь хватало мне любовных изобилий, И вновь хватало мне томительных разлук.
Лишь вам я посвящал минуты откровений. Лишь вам я посвящал сонеты в стонах струн. И не было во мне случайных сожалений, О том, что я давно уже не слишком юн.
Туманностью цвела распущенная лунность. Но не было уже рассеянности грёз. И, кажется, я знал, что выберу бездумность, И дальних поездов знакомый пульс колёс.
Нина. Как вы печальны! Разве бывают так печальны мужчины… Пётр. Простите, я не хотел вас расстроить. Нина. Нет, это хорошо, проникновенно. Не знаю, почему слёзы, не знаю. Но рада, что плачу. Видите, я ненормальная. Пётр. Это хорошо. Нормальных я теперь, вообще, боюсь: они что-нибудь да скрывают. Нина (смеётся). Конечно, где нормальному так прикинуться бандитом. Как ты меня назвал курицей! А насколько соответствую? Пётр. Вот это я отмочил! Знать бы наперёд. Нина. Видать, ничего нельзя знать наперёд. Я со своим, вроде, хорошо жила, ну, не то чтобы прямо душа в душу – нет. Но всё-таки. Я измену как-то бы простила, но то, что он оценил её дороже меня! Понимаю, что глупо, но так стало невыносимо противно. Я про цепочки. Не прощу! Пётр. Видите, я пришёл и испортил вам жизнь. Хотел досадить мужу, а получилось – вам. Нина. Я благодарна. Страшно подумать, что я бы жила с ложью. Такая вот я дура. Хорошей лжи для меня не существует. Пётр. А я, кажется, перестаю верить женщинам. Всё труднее надеяться и любить. Нина. И не верьте ни одной бабе! Глупо им верить. Пётр. А как тогда быть? Нина. Не знаю, но я бы не верила. Пётр. Вот это, здрасте! А вам? Разве вам тоже нельзя верить? Нина. Откуда я знаю, можно мне верить или нет? Но пока не обманывала никого. Пётр (поднимается, кладёт гитару). Ну, тогда спасибо за ужин и компанию. Пойду. Нина. Вас кто-то ждёт? Пётр. Уже нет. Нина. А я бы ещё послушала вас. Вас почему-то приятно слушать. Пётр. Мне также приятно с вами, но мне очень надо побыть одному. Теперь – очень надо. Хочется всё мысленно замкнуть на себе, пережечь. Нина. Переживаете! Пётр. Переживаю. Сам от себя не ожидал подобного. В институте все считали меня шутником, балагуром, клоуном. Как молоды мы были! Нина. А я, можно сказать, перестала страдать. Как отрезала! Пётр. А я ещё не отрезал. Не получается. Прощайте и простите. Такие дела. Нина. Понимаю, идите, всего хорошего. Пётр. И вам хорошего (уходит).
опубликованные в журнале «Новая Литература» в феврале 2023 года, оформите подписку или купите номер:
Оглавление 5. Картина четвёртая 6. Картина пятая 7. Картина шестая |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|