Алла Бажина
Эссе
![]()
![]()
Известно, что в русском фольклоре заметно мало пословиц и поговорок, которые бы превозносили и славили деньги. Однако сейчас, когда в России появляется культ денег, стали чаще вспоминать эти сравнительно немногие образцы народного творчества. Так, теперь в ходу пословицы: «Что милей ста рублей? – Двести»; «Деньги – склока, а без них плохо»; «Худо жить тому, у кого пусто в дому». К давней народной присказке «Счастье не в деньгах» прибавили концовку «а в их количестве», а пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» переиначили в «Не имей сто друзей, а имей сто рублей». Как вы считаете, о чём говорят эти изменения: об изменении коренных доминант русского менталитета или всё о той же противоречивости русского характера, о которой говорили многие?
Изменился ли русский человек за последние, скажем, сто лет? Какие ценности в наш век технологий, рынка, потребления ставит он превыше всего? Так сложилось исторически, что русский менталитет формировался под влиянием общинного сознания. Община (мир), близкие люди – вот что являлось источником добра для человека в России. В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» это ярко иллюстрирует случай с крестьянином Ермилом Гириным. Хитрые и жадные подьячие несправедливо присвоили право на покупку мельницы богатому купцу, и тогда Гирин вышел на базарную площадь и обратился к народу с просьбой:
Хитры, сильны подьячие,
Интересно, что при этом он говорит не о материальном интересе, а скорее о торжестве справедливости. И «мир» немедленно откликается на его просьбу.
И чудо сотворилося:
Некрасов идёт ещё дальше, повествуя о честности и бескорыстии самого Ермила и крестьянского мира. Понятно, что долг платежом красен, но как же вернуть эти деньги, если неизвестно, кто сколько дал? А вдруг найдется человек, который бессовестно потребует больше?
Упомнить где же всякого?
Становится ясно, что каждый отдельный человек в этом мире абсолютно органично и полностью слит с ним, когда речь идёт о высшей справедливости, которая никак не связана с представлением о богатстве. Гоголь в поэме «Мёртвые души» описывает помещичье-чиновничий слой бесстыдных торговцев людьми, как живыми, так и мёртвыми. И это тоже русские люди. Им не важно, каким образом придёт нажива. Они из тех, что продадут и родную мать, за исключением, может быть, «интеллигентного» Манилова и «стихийного» Ноздрёва. Если в случае с Маниловым ясно, что многое в его жизни определяется его же ленью, прикрытой так называемой «задумчивостью», то образ Ноздрёва наводит на интересную, на мой взгляд, мысль об интуитивности мышления русского человека. Он действует, что называется «куда кривая вывезет», совершая нелогичные и нерасчётливые поступки: «В ту же минуту он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять всё, что ни есть на всё, что хотите. Ружьё, собака, лошадь – всё было предметом мены, но вовсе не с тем, чтобы выиграть: это происходило просто от какой-то неугомонной юркости и бойкости характера». Да, Гоголь призывает нас остерегаться таких людей, как Ноздрёв, но чичиковы, плюшкины, маниловы, коробочки для него куда отвратительнее как раз из-за лени, корыстолюбия, духовного упадка. Надежды на будущее России Гоголь связывает с другими персонажами, которые описаны в уцелевших главах 2 тома, и, прежде всего, с добросовестными предпринимателями и трудягами, каков помещик Константин Федорович Костанжогло. Такие и Россию поднимут на невиданную высоту, и сами разбогатеют. Но личное благо всё-таки после общего. В романе Достоевского «Преступление и наказание» перед нами урбанистическая картина российского мира XIX в. Общество раздроблено, деморализовано, духовно слабо. Поэтому благие намерения Раскольникова осчастливить окружающих неправедным богатством, награбленным у убитой им старухи, приводят его прямиком в ад душевных мук и страданий. Другое дело, что тут ему помогает раскаяние, которое начинается опять-таки с публичного признания в преступлении перед миром на перекрестке дорог. Христианский социал-демократ Достоевский мечтает о единении русского общества под крышей общего храма, где все люди станут братьями, и деньги здесь – скорее помеха, чем помощь. В 60-х годах XX века настоящим народным героем становится Юрий Деточкин из фильма «Берегись автомобиля». Показательна сцена суда, где выносят приговор честному вору Деточкину: «– Деточкин нарушал закон… но нарушал из благородных намерений! Он продавал машины. Но отдавал деньги детям. Он, конечно, виноват. Но он… не виноват! Пожалейте его, товарищи судьи, он очень хороший человек!» Эта сцена не оставляет равнодушным ни одного из зрителей, которые немедленно оправдывают героя за стремление восстановить высшую справедливость, за его честность и бескорыстие. Воровство с благородной целью, хоть оно и воровство, никак не смущает русского человека – ведь речь идёт о сиротах, которых обирают обнаглевшие барыги. Понятно, что традиционно русский народ всё-таки вряд ли находился под довлеющей властью денег, во всяком случае, никогда не был их рабом. В конце XX – начале XXI веков, безусловно, кое-что изменилось в русском обществе и характере. Связано это, прежде всего, с идеологией потребления. «Потребляй!» – призывает реклама со всех сторон. Если у тебя машина хуже, чем у соседа, значит, ты неудачник. Не поехал отдыхать на дорогой курорт – не о чем будет рассказать коллегам, вернувшись в родной офис после отпуска, и их насмешливые взгляды тебе обеспечены. Человек всё больше замыкается в себе. Желание зарабатывать всё больше для того, чтобы «соответствовать» навязанным стереотипам, приводит его к всё большей изолированности, к разрушению нормальных человеческих отношений. Если постоянно обращаться к низменным чувствам, в результате вряд ли получишь полноценную, психически здоровую, благородную личность, но машина потребительской идеологии только набирает обороты… Впрочем, надежда на новый ренессанс российского общества всё же остается. Вспомните фильм А. Балабанова «Брат». Там главный герой, молодой парень Данила, постоянно повторяет про себя детский стишок о родине, и это делает его сильнее, а солидному бизнесмену на головокружительной высоте американского небоскрёба говорит о том, что сила не в деньгах, а в правде. Может быть, потому в России до сих пор не построено полноценных рыночных отношений, когда всё работает только на прибыль, что современный русский человек всё-таки не может окончательно перейти под власть денег. Может быть, представление о правде жизни, жалость и сострадание не к себе любимому, а к по-настоящему страждущим и обделённым, ещё живы в его сердце.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июнь 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко 14.02.2025 Сознаюсь, я искренне рад, что мой рассказ опубликован в журнале «Новая Литература». Перед этим он, и не раз, прошел строгий отбор, критику рецензентов. Спасибо всем, в том числе главному редактору. Переписка с редакцией всегда деликатна, уважительна, сотрудничество с Вами оставляет приятное впечатление. Так держать! Владимир Локтев 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|