HTM
Как издать бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки

Игорь Белисов

Осколки. О Бытии и Ничто литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2012
Оглавление

27. Часть третья. Трансгрессия. Непрерывность
28. Часть третья. Трансгрессия. Профанность
29. Часть третья. Трансгрессия. Сакральность

Часть третья. Трансгрессия. Профанность


 

 

 

В мире зверей ничто не имеет четких границ, все взаимно перетекает, все явления равноценны. Каждая тварь имманентна собственному существованию и связана с Бытием всепоглощающей непрерывностью. Первым разрывом в этой доисторической непрерывности становится выделение из мира зверей – человека. По мнению антропологов, к которому присоединяется и Батай, поворотным моментом является возникновение орудий труда.

 

 «Полагание объекта, отсутствующего в животном мире, имеет место при использовании человеком орудий. Во всяком случае, если орудие приспособлено как средство к искомому результату – если пользующийся им его совершенствует. Именно постольку, поскольку орудие вырабатывается ради своего конечного назначения, сознание и полагает его как объект, как разрыв в неразличимой непрерывности. Вырабатываемое орудие есть зародышевая форма не-я».

 

Так происходит разделение на субъект и объект. Первобытный человек, все еще пребывая в имманентности зверя, уже различает некоторые конкретные вещи, которые он может применить для собственных целей.

 

«Орудие труда обладает ценностью не само по себе – как субъект, или мир, или другие элементы...– а только в своем отношении к предполагаемому результату… К сожалению, тем самым и цель задается в плане средств, в плане пользы».

 

 «Польза» – одно из ключевых негативных понятий во всей философской системе Батая. Извлечение пользы из каждого своего действия способствует целенаправленному развитию человека, что ведет к возникновению осознанного подхода и, в конечном счете, к строительству цивилизации, но одновременно и удаляет его от природы, и порабощает, делая из него самого объект труда.

 

Мир вещей «влечет за собой и отчуждение того, кто его создал. Таков фундаментальный принцип: подчинять – значит не просто видоизменять подчиняемый элемент, но и видоизменяться самому. Орудие одновременно преобразует и природу и человека: оно ставит природу на службу изготовившему и применяющему его человеку, но и приковывает человека к порабощаемой природе. Природа становится собственностью человека, но перестает быть имманентной ему».

«Если бы я пожирал пшеницу или теленка по-зверски, они тоже использовались бы вне своей собственной цели, но при этом они бы мгновенно уничтожались в качестве пшеницы или теленка. Ни пшеница, ни теленок ни в какой момент не были бы вещами, какими они изначально являются для нас. Пшеничное зерно есть единица земледельческой продукции, бык есть одна голова скота, и тот, кто выращивает пшеницу, есть хлебопашец, а тот, кто выращивает быка, есть скотовод. Между тем актуальная цель хлебопашца в момент, когда он работает в поле, не есть его собственная цель, и актуальная цель скотовода, когда он работает на ферме, тоже не есть его собственная цель. Урожай и скот – это вещи, но и хлебопашец и скотовод во время работы – тоже вещи. Все это чуждо бескрайней имманентности, где нет ни разделов, ни границ. Поскольку человек сам образует эту бескрайнюю имманентность, поскольку он есть бытие, поскольку он часть мира, он оказывается чужд самому себе. Хлебопашец – не человек, он плуг того, кто ест хлеб. В пределе, само действие едока представляет собой полевую работу, для которой оно дает энергию».

 

Мир пользы, то есть, производства и воспроизводства, Батай называет миром профанным. По этому пути идет развитие человечества – от каменного ножа вплоть до высоких технологий нашего времени. Но параллельно тянется и совершенно иной процесс. Человек ностальгирует об утраченной непрерывности, о потерянном рае имманентности себе и природе. О причастии к подлинному, божественному, сакральному.

 

 

 


Оглавление

27. Часть третья. Трансгрессия. Непрерывность
28. Часть третья. Трансгрессия. Профанность
29. Часть третья. Трансгрессия. Сакральность
Акция на подписку
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Присоединяйтесь к 30 тысячам наших читателей:

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com

Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!..

Мы знаем, что вам мешает
и как это исправить!

Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить!


Купи сейчас:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2023 года

 

Мнение главного редактора
о вашем произведении

 



Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки:
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки!


👍 Совершенствуйся!



Отзывы о журнале «Новая Литература»:


06.02.2023

...с удовольствием назову талантливых – по моему мнению – авторов журнала. Да Вы и сами наверняка это знаете: Олег Золотарь, Владимир Захаров, Дина Измайлова, Соломон Сапир (публикация Андрея Струга и рассказов – большая удача для журнала!). С интересом прочитал повесть Ольги Демидовой (хотя и не совсем понятно, кем она написана – Записки Ивана Наумова); роман Кирилла Комарова, Яибэ.

Лев Немчинов



01.02.2023

Журнал «Новая Литература» – прекрасная возможность для авторов донести свои произведения до читателей.

Галина Абрамсон Ткачева



24.01.2023

Благодарю вас за вашу полезную жизнедеятельность.

Татьяна Фомичева



Сделай добро:

Поддержите журнал «Новая Литература»!


Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!