Игорь Белисов
Философское эссеОпубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2012Оглавление 28. Часть третья. Трансгрессия. Профанность 29. Часть третья. Трансгрессия. Сакральность 30. Часть третья. Трансгрессия. Суверенность Часть третья. Трансгрессия. Сакральность
«Если для зверя непрерывность не могла отличаться ни от чего другого, составляло в нем и для него единственно возможный модус бытия, то человеку она позволила противопоставить друг другу скудость профанных орудий (дискретных объектов) и все очарование сакрального мира». «Если теперь представить себе людей мыслящими мир в свете непрерывного существования... то приходится заметить также, что они закономерно приписывают миру свойства вещи, "способной действовать, мыслить и говорить"... При таком сведении мира к вещи они получают одновременно форму отдельной индивидуальности и творческого могущества. Но это отчетливо-личностное могущество одновременно имеет божественный характер внеличного, неотличимо-имманентного существования».
Так возникает образ «Верховного существа». Поначалу оно неотличимо от природы, но уже противопоставлено отдельному человеку и обретает в его сознании религиозный контекст.
«Личность "Верховного существа" объективно размещается в мире наряду с другими личностными существами той же природы, которые подобно ему являются одновременно и субъектами и объектами, но четко отличны от него. Люди, животные, растения, небесные светила, атмосферные явления – поскольку все они одновременно и вещи, и сокровенные существа, – все они могут рассматриваться наряду с такого рода "Верховным существом"... В конечном итоге между ними нет равенства. "Верховное существо" по определению обладает высшим достоинством. Но все они принадлежат к одному роду существ, в которых смешана имманентность и личностность, все они могут быть божественными и наделенными операторным могуществом, все могут говорить человеческим языком». «Хотя нынешние христиане и готовы признать, что сознание Бога, в которого они веруют, уже присутствует во всяких "Верховных существах", сохраняющихся в памяти "первобытных людей", но такое нарождающееся сознание – не рассвет, а скорее, наоборот, какое-то безвозвратное увядание животного чувства». «Само "Верховное существо", этот бог-суверен, небесный бог, обычно всего лишь могущественнее других, но той же природы, что и они. Боги – это просто мифические духи, без всякого реально-вещественного субстрата. Богом, то есть чисто божественным (сакральным) существом, является дух, не подчиненный реальности какого-либо смертного тела. Человек, поскольку он сам есть дух, тоже божественен (сакрален), но не суверенно божественен, так как он реален».
Таким образом, в душе первобытного человека возникают две ощутимых тенденции: к поиску божества в противопоставленном мире – и к личной суверенности в том же самом пространстве. Эти тенденции радикально различны. Бог есть верховная власть, которой человек покоряется безусловно. Личная суверенность видится желанным исходом из положения вещи, в которое человек успел угодить. И то, и другое является интуицией уже имеющейся в первобытном человеке духовности. А может быть, различие этих тенденций – только кажущаяся? Может быть все дело – в разорванной непрерывности?
Оглавление 28. Часть третья. Трансгрессия. Профанность 29. Часть третья. Трансгрессия. Сакральность 30. Часть третья. Трансгрессия. Суверенность |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы
|
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|