HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 г.

Игорь Белисов

Осколки. О Бытии и Ничто литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2012
Оглавление

3. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Экзистенциализм
4. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Гештальт
5. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Зеркало

Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Гештальт


 

 

 

Что же мы «вкладываем в вещи»? Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, обратимся к теории восприятия известной как гештальтпсихология.

«Гештальт (нем. Gestalt – "форма, вид, фигура"; Gestaltung – "оформление") – в психологии зрительного восприятия и теории композиции – общее обозначение закономерностей формообразования... Гештальт – это целостность восприятия, не сводимая к свойствам суммы составляющих ее элементов». («Словарь изобразительного искусства»)

«Первичными данными гештальтпсихологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные законы, в частности, "закон группировки", "закон отношения" (фигура – фон). В центре внимания гештальтпсихологии – тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с недостающими элементами сознание восполняет пробел, и мы узнаем целую букву». («Википедия»).

Если говорить о художественном произведении, читательское восприятие схватывает, прежде всего, самое очевидное. Не вдаваясь в подробности и глубинные планы конструкции, читатель ориентируется на то, что лежит на поверхности. В первую очередь он пытается осознать фабулу – о чем повествует данное произведение, и на этом основании выносит мгновенный вердикт, сводя авторский замысел к простому и ясному штампу.

С этого момента начинается творчество самого читателя. Увиденное сразу и в наиболее общем смысле получает развитие в читательском восприятии, продолжая первичную субъективную настройку. Хорошо, если настройка позитивного знака. В этом случае читатель тексту симпатизирует, и есть вероятность, что при вдумчивом чтении будут найдены и другие пласты за фасадом первого сюжетного плана. Если же настройка окажется негативной, даже талантливый и опытный автор ничем уже не сможет помочь своему отданному на погибель детищу.

В терминах гештальтпсихологии, первый сюжетный план – это фигура. Более глубокие пласты и идеи – фон. Фигура всегда воспринимается по преимуществу. Фон – по остаточному принципу. Проблема в том, что в художественном произведении – если это произведение действительно художественное – сюжет выполняет подсобную функцию, это всего лишь носитель для более значимых компонентов, которые притаились в интимном сумраке, «между строк», ожидая своего часа быть обнаруженными читателем. Получается, что утилитарное, сугубо техническое занимает главное визуальное место, а действительно важное, ради чего и писалось произведение, мерцает на фоновом поле расплывчатым миражом.   

К примеру, некто написал притчу о воле к власти, наделив героя профессией парфюмера. А читатель узрел только историю о маньяке, убивающем девушек ради экстракции запаха для духов. Или некто написал трагическую эпопею о невозможной любви зрелого мужчины и едва проклюнувшейся нимфетки. А читатель усек только мерзкого сладострастника, да гадкую девку, поданных на десерт под клубничным сиропом. И так далее...   

Огромную роль, конечно, играет имя писателя. Признанный мэтр, известный, увенчанный лаврами, уже в своем имени несет свойство гипноза, внушая желание его книгу прочесть. По сути, это эффект популярного бренда: рыночный штамп, которого априори массово вожделеют. Имя, которое на слуху, дает если не гарантию, то, как минимум, шанс, что произведение этого писателя будет прочитано, эстетически и интеллектуально осмысленно, а если повезет, то и правильно понято.

Автору же, чье имя – Ничто, приходится делать ставку только на удачный гипноз практически безымянного текста.

 

 

 


Оглавление

3. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Экзистенциализм
4. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Гештальт
5. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Зеркало
351 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.05 на 18.06.2025, 20:05 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

11.06.2025

Снова встаёт вопрос – не стоит ли «Новой Литературе» стать «Новым литературоведением»? Потому что прекрасные, образные очерки об истории литературы раз за разом попадают в цель, и если их собрать в один сборник, то получится замечательное пособие для студентов-филологов. Никакой сетки унылых дат, только воссоздание творческого ландшафта каждого творца.

Елена Гуненкова


03.06.2025
Слежу за вами, читаю. По-моему, уровень качества постепенно растет. Или стабилен, в хорошем смысле. Со стороны этому и завидуют, и злятся некоторые. Как это у Визбора. Слава богу, мой дружище, есть у нас враги. Значит есть, наверно, и друзья.
Игорь Литвиненко

03.06.2025
Вы – лучший журнал для меня на сегодняшний момент.
Николай Майоров

Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!