Игорь Белисов
Философское эссеОпубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2012Оглавление 42. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия ложная и подлинная 43. Часть третья. Трансгрессия. Что такое «Настоящая литература»? 44. Часть третья. Трансгрессия. Между Добром и Злом Часть третья. Трансгрессия. Что такое «Настоящая литература»?
Действительно, что это? Мы так часто всуе используем это определение, как будто есть такая объективная категория, хотя свою оценку выносим из субъективного впечатления, а уж высшей пробы удостаиваем произведения исключительно редкие. Вот начинающему литератору старшие товарищи говорят: «У Вас есть талант, Вам непременно нужно писать». А едва он уходит, окрыленный надеждой, – они переглядываются с ироническими ухмылками... Или, вот, о маститом авторе уважительно отзываются, дескать, его книги продаются внушительными тиражами, и в современной литературе он – знáчимая величина. А коснувшись, собственно, его творчества – саркастически морщатся... Или, к примеру, классик из серии «Наше Всё». Его имя упоминают с почтительными кивками. А наедине с собой большинство святотатственно признается, что из его наследия едва ли прочли книгу-другую... Или наш современник, известный в кругу литераторов и, по общему мнению, достойный массового признания. А на взгляд стороннего наблюдателя – так, ничего выдающегося. Да и вообще, он публиковался только в Сети, все это несерьезно... Ответить на вопрос «Какую литературу считать Настоящей?» – это рисковать очень многих обидеть, а то и нажить себе могущественных врагов. И все-таки, я попытаюсь. Настоящая литература – это не факт общественного признания. И не эксклюзив для пресыщенных критиков и ценителей. И не стадия индивидуального писательского мастерства. И, уж конечно, не степень востребованности книжным рынком. Это вообще не категория обстоятельств или судьбы конкретного писателя или конкретной его книги. Данная категория относится исключительно к содержанию творчества. Настоящая литература – это литература о Настоящем. Да простится мне каламбурность и пафосность, но те, кто действительно любят литературу, я думаю, не осудят – и мой лаконизм на грани примитивизма, и мое преклонение на грани обожествления. Ведь речь идет о душе человека. Говорить без улыбки о предельно серьезном – слегка больновато. Я уточняю это специально для тех, кто не писал «кровью души», потому что те, кто писал, в пояснениях не нуждаются. Настоящая литература – это кристаллизация в тексте авторской жизни, – в отличие от литературы фальшивой, которая строится на расхожих штампах. Причем, это не исключительно пережитое лично. Это еще и почерпнутое в книгах, переосмысленное и творчески развитое. Проживать жизнь, читать и писать, в максимальном объеме и на максимальную глубину, – вот три составляющих писательской экзистенции. Настоящая литература – это индивидуальный духовный опыт. Для писателя – ясно. А что же она для читателя?.. Да практически то же самое: максимальный объем и максимальная глубина, зеркально отраженные в сознании читающего, то есть, все тот же индивидуальный духовный опыт. Это произведения живые, вынуждающие чувствовать, заставляющие думать, осмыслять, преломлять, внутренне меняться. В отличие от литературы фальшивой, которая развлекает и помогает забыться, Настоящая литература сознание читающего пробуждает. Кто-то мне скажет: да ладно выпендриваться, 90% художественной литературы – именно развлечение, и если сравнить объемы продаж, то окажется, что для абсолютного большинства гораздо желанней забвение, нежели сомнительное пробуждение. Отвечу: все так. Массовая литература – куда более «настоящая», чем та, о которой я здесь толкую. Как более «настоящая» жанровая серия в сравнении с одинокой книгой. Как более «настоящая» книга изданная – в сравнении с погребенной «в столе». Да и вообще, материализм куда более «настоящ», чем идеализм, а стабильная зарплата куда более «настояща», чем духовные поиски. Похоже, назревает конфликт? Я предлагаю его избежать, расставив точки над «i». Нет «настоящей» и «ненастоящей» литературы. Есть литература профанная. И есть сакральная... Профанная литература помогает человеку забыться; это трансгрессия, уводящая его от себя. Сакральная литература взывает к душе, к человеческой сокровенности; это трансгрессия, ведущая к человеку. Такое разделение мне кажется более правильным. По крайней мере, оно вносит должную ясность. Осталось развязать не так много узлов – а развязка уже близка, – но прежде чем двинуться к кульминации, необходимо взглянуть на литературу еще из двух острых ракурсов, без которых мое исследование будет неполным.
Оглавление 42. Часть третья. Трансгрессия. Трансгрессия ложная и подлинная 43. Часть третья. Трансгрессия. Что такое «Настоящая литература»? 44. Часть третья. Трансгрессия. Между Добром и Злом |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы
|
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|