HTM
Как издать бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки

Игорь Белисов

Осколки. О Бытии и Ничто литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2012
Оглавление

8. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Что я вижу?
9. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Ракурс. Экспозиция. Глубина.
10. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Драма в лицах: три, два, один – пуск!

Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Ракурс. Экспозиция. Глубина.


 

 

 

Продолжая развивать параллель с фотографией, исследуем следующие оптические составляющие, имеющие отношение как к отдельно взятому тексту, так и к совокупности всех произведений писателя.

 

Ракурс.

Одно из значений этого слова – угол рассмотрения, точка зрения, взгляд. Применительно к тексту, ракурс – это писательская позиция, с которой тот рассматривает описываемое явление. Взять, к примеру, «убийство». Этот страшный межличностный феномен можно рассмотреть с позиции осознанного злодейства или с позиции ужасной случайности, или с позиции мести, или с позиции благородного поединка, или с позиции военных действий, или с позиции уголовного преступления – и т.д. Или, скажем, «любовь». Можно рассказать о главном явлении в жизни, а можно – о глупой шутке, которую с человеком играет судьба; можно – о лирической муке, а можно – о романтическом приключении; можно – о гормональной детерминации, а можно – о наркотическом втягивании, – и все это будет правдой. Какую правду писатель для себя выбирает, таков его угол зрения, такова его субъективность. Но именно таково же и отражение его личности, которою в произведении увидит Другой.  

 

Экспозиция.

Сегодня об этом думают только профи: для массового пользователя электронный фотоаппарат выдержку выставляет автоматически. Однако если писатель относится к делу осознанно, он непременно прикидывает, сколько сюжетного времени отвести тому или иному вопросу. То, что займет в читательском восприятии наибольшее время, то и претендует на главное место в произведении. Если по отношению к теме автор не выстраивает иерархии образов, он рискует сорваться в недиффиренцируемую графоманию. В последнюю сотню лет периодически обостряется нездоровая мода – писать все подряд; «поток сознания», «распад смысла», «постмодернизм» и т. п. Такие произведения доставляют усладу кучке эстетов, но для массового читателя эксперименты остаются за гранью востребованности. И так будет всегда. Если автор забыл, что существует реальность Другого, в которой автор должен с необходимостью отразиться, он обречен остаться в этакой позе гордого трагика, досадно непóнятого пошлыми современниками.

 

Глубина.

В фотографии – это перспектива. Степень детализации либо размытости отдаленных предметов. В искусстве текста есть аналогичная проработка явлений, изображаемых через художественное описание. Но это – лишь внешняя видимость. В литературе – как и во всяком серьезном искусстве, – изображение играет роль только метафоры, выполняющей служебную функцию образного носителя для некой важной авторской мысли. Именно здесь возникает главный конфликт художника: между тем, что автор хотел донести – и тем, что увидел в произведении читатель, тот самый Другой, случайный, непредсказуемый. Уместно напомнить: читатель писателю ничего не должен. Это как раз-то задача писателя – высветить глубину так, чтобы читатель в ней отразился. Впрочем, случается, что как ты образы ни подсвечивай, Другой остается к иллюминации слеп; а то и бывает, что сослепу да с амбиций спешит высказывать свое близорукое впечатление, публикуя его в литературных порталах, заносчиво именуя блогерский отзыв критическою статьей. Но это не проблема, а так только, мелкая неприятность. Подлинная проблема литературного творчества – это когда личность автора, не обладая развитой глубиной, претендует на лавры читательского признания. Если пишущий молод, беда поправима. Жизнь научит видеть в явлениях дóлжную глубину. Если же плоские мысли исходят от человека пожившего, его перспектива – выставлять напоказ собственное Ничто.

 

 

 


Оглавление

8. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Что я вижу?
9. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Ракурс. Экспозиция. Глубина.
10. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Драма в лицах: три, два, один – пуск!
Акция на подписку
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Присоединяйтесь к 30 тысячам наших читателей:

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com

Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!..

Мы знаем, что вам мешает
и как это исправить!

Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить!


Купи сейчас:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2023 года

 

Мнение главного редактора
о вашем произведении

 



Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки:
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки!


👍 Совершенствуйся!



Отзывы о журнале «Новая Литература»:


06.02.2023

...с удовольствием назову талантливых – по моему мнению – авторов журнала. Да Вы и сами наверняка это знаете: Олег Золотарь, Владимир Захаров, Дина Измайлова, Соломон Сапир (публикация Андрея Струга и рассказов – большая удача для журнала!). С интересом прочитал повесть Ольги Демидовой (хотя и не совсем понятно, кем она написана – Записки Ивана Наумова); роман Кирилла Комарова, Яибэ.

Лев Немчинов



01.02.2023

Журнал «Новая Литература» – прекрасная возможность для авторов донести свои произведения до читателей.

Галина Абрамсон Ткачева



24.01.2023

Благодарю вас за вашу полезную жизнедеятельность.

Татьяна Фомичева



Сделай добро:

Поддержите журнал «Новая Литература»!


Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!