HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 г.

Игорь Белисов

Осколки. О Бытии и Ничто литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 5.06.2012
Оглавление

8. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Что я вижу?
9. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Ракурс. Экспозиция. Глубина.
10. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Драма в лицах: три, два, один – пуск!

Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Ракурс. Экспозиция. Глубина.


 

 

 

Продолжая развивать параллель с фотографией, исследуем следующие оптические составляющие, имеющие отношение как к отдельно взятому тексту, так и к совокупности всех произведений писателя.

 

Ракурс.

Одно из значений этого слова – угол рассмотрения, точка зрения, взгляд. Применительно к тексту, ракурс – это писательская позиция, с которой тот рассматривает описываемое явление. Взять, к примеру, «убийство». Этот страшный межличностный феномен можно рассмотреть с позиции осознанного злодейства или с позиции ужасной случайности, или с позиции мести, или с позиции благородного поединка, или с позиции военных действий, или с позиции уголовного преступления – и т.д. Или, скажем, «любовь». Можно рассказать о главном явлении в жизни, а можно – о глупой шутке, которую с человеком играет судьба; можно – о лирической муке, а можно – о романтическом приключении; можно – о гормональной детерминации, а можно – о наркотическом втягивании, – и все это будет правдой. Какую правду писатель для себя выбирает, таков его угол зрения, такова его субъективность. Но именно таково же и отражение его личности, которою в произведении увидит Другой.  

 

Экспозиция.

Сегодня об этом думают только профи: для массового пользователя электронный фотоаппарат выдержку выставляет автоматически. Однако если писатель относится к делу осознанно, он непременно прикидывает, сколько сюжетного времени отвести тому или иному вопросу. То, что займет в читательском восприятии наибольшее время, то и претендует на главное место в произведении. Если по отношению к теме автор не выстраивает иерархии образов, он рискует сорваться в недиффиренцируемую графоманию. В последнюю сотню лет периодически обостряется нездоровая мода – писать все подряд; «поток сознания», «распад смысла», «постмодернизм» и т. п. Такие произведения доставляют усладу кучке эстетов, но для массового читателя эксперименты остаются за гранью востребованности. И так будет всегда. Если автор забыл, что существует реальность Другого, в которой автор должен с необходимостью отразиться, он обречен остаться в этакой позе гордого трагика, досадно непóнятого пошлыми современниками.

 

Глубина.

В фотографии – это перспектива. Степень детализации либо размытости отдаленных предметов. В искусстве текста есть аналогичная проработка явлений, изображаемых через художественное описание. Но это – лишь внешняя видимость. В литературе – как и во всяком серьезном искусстве, – изображение играет роль только метафоры, выполняющей служебную функцию образного носителя для некой важной авторской мысли. Именно здесь возникает главный конфликт художника: между тем, что автор хотел донести – и тем, что увидел в произведении читатель, тот самый Другой, случайный, непредсказуемый. Уместно напомнить: читатель писателю ничего не должен. Это как раз-то задача писателя – высветить глубину так, чтобы читатель в ней отразился. Впрочем, случается, что как ты образы ни подсвечивай, Другой остается к иллюминации слеп; а то и бывает, что сослепу да с амбиций спешит высказывать свое близорукое впечатление, публикуя его в литературных порталах, заносчиво именуя блогерский отзыв критическою статьей. Но это не проблема, а так только, мелкая неприятность. Подлинная проблема литературного творчества – это когда личность автора, не обладая развитой глубиной, претендует на лавры читательского признания. Если пишущий молод, беда поправима. Жизнь научит видеть в явлениях дóлжную глубину. Если же плоские мысли исходят от человека пожившего, его перспектива – выставлять напоказ собственное Ничто.

 

 

 


Оглавление

8. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Что я вижу?
9. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Ракурс. Экспозиция. Глубина.
10. Часть первая. Тернии на Пути Литератора. Драма в лицах: три, два, один – пуск!
351 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.05 на 18.06.2025, 20:05 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

11.06.2025

Снова встаёт вопрос – не стоит ли «Новой Литературе» стать «Новым литературоведением»? Потому что прекрасные, образные очерки об истории литературы раз за разом попадают в цель, и если их собрать в один сборник, то получится замечательное пособие для студентов-филологов. Никакой сетки унылых дат, только воссоздание творческого ландшафта каждого творца.

Елена Гуненкова


03.06.2025
Слежу за вами, читаю. По-моему, уровень качества постепенно растет. Или стабилен, в хорошем смысле. Со стороны этому и завидуют, и злятся некоторые. Как это у Визбора. Слава богу, мой дружище, есть у нас враги. Значит есть, наверно, и друзья.
Игорь Литвиненко

03.06.2025
Вы – лучший журнал для меня на сегодняшний момент.
Николай Майоров

Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!