HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Игорь Белисов

Просто музыка

Обсудить

Сборник рассказов

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 29.12.2012
Оглавление

2. Песнь Песней – 2000
3. Часы
4. Больные люди

Часы


 

 

 

Счастливые часов не замечают.

            Народная мудрость

 

 

 

Так.

Дело было в универмаге. Или – в универсаме? Ну уж не в супермаркете или каком ином современном нам «шопе».Ибо случилась эта история в той стране и в то время, когда всякое торговое заведение бóльшую часть времени зияло унылой пустошью секций, но если в конце квартала или под праздник на какой-нибудь прилавок что-то «выбрасывали» – тут уж такое светопреставление начиналось… Моментально выстраивалась очередь. И не какая-то там скоротечная змейка, а настоящее, прямо скажем, чудовище: с бесчисленными ядовитыми головами, с удушливой мускулатурой, тяжко ворочающееся, настроенное беспокойно.

Мой незнакомец Татикин томился в одном из таких чудовищ.

Я мог бы сказать «мой знакомый», «приятель» или, чего уж там, «друг», художественное сочинительство вполне допускает подобную фамильярность, но моё кредо писателя, приемля лукавство, категорически отвергает обман: если жизнь меня обделила живым контактом с Татикиным, и его приключение дошло до меня через пересказ, стало быть, друг для друга мы – незнакомцы, и точка.

Так вот, мой незнакомец Татикин томился водной из очередей.

Он стоял уже достаточно долго, успел вспотеть, испачкать обувь и до боли расковырять обломком спички кариесный зуб. Очередь вяло бубнила и шаркала. Продвижение было медленным до сонливости. К тому же, солнце успело спуститься до верхней кромки витрины и ровно подогревало теперь и без того распаренных страдальцев толпы.

В какой-то момент Татикину показалось, что стоявший впереди человек как-то слишком уж часто оборачивается и странно поглядывает. Оглянись он единожды, едва ли это привлекло бы внимание. Но взгляды очередника, снизу вверх, исподлобья, сверкали с тревожащей регулярностью, и это вынуждало Татикина к невольному толкованию чужого внимания.

Тик.

У этого типа был нервный тик. Похоже на то. К такому выводу пришел Татикин, наблюдая за странным субъектом. И хотя нельзя было с уверенностью сказать, что конкретно у того подёргивалось: острый глаз, либо же искривленный уголок рта, однако вся его щупленькая, неказистенькая, вертлявенькая фигурка, казалось, так и трепещет на шарнирах нервозности.

Следует уточнить, что Татикин был мужчиной внушительного сложения. Над плещущейся толпой он возвышался, будто скала. Его всегда сопровождали прилипчивые взгляды зачарованных обоего пола, но сам он о видной своей внешности никогда не задумывался, и нес природный дар с блаженной непосредственностью несклонного к самоанализу великана.

По мере приближения к прилавку градус очереди нарастал. Если в хвосте царила флегма, а где-то посерёдке – усталое и хмурое смирение, то ближе к цели люди обретали воспалённую сосредоточенность готовности к решительному бою. Последовательно пройдя все эти фазы, Татикин высился, вперив взгляд в продавщицу, ногой настукивая лишенный музыкальной темы такт.

Счастливчики, ближайшие к прилавку, вдруг возбудились, прокатился ропот, вся очередь заколыхалось, задергалась, точь-в-точь, как с места стронутый железнодорожный состав, всё спрессовалось, двинулось вперед. Татикин силился понять причину возмущения, но его несло, кренило и раскачивало, и всё что он был в силах предпринять – это пошире расставляя ноги, нависнув над толпой, пытаться сохранять увесистое равновесие.

И снова на глаза ему попался нервный соглядатай. Сейчас он был прижат к Татикину так плотно, что только дикий нрав сорвавшейся с цепи, безумно дёргавшейся очереди мог извинить чрезмерно тесное сближение. Тип извивался, скручивался в жгут и расправлялся в тряпку, при этом всё кидал на мрачного Татикина исполненные недовольства, режущие взгляды.

Опять ударила волна, толпа качнулась, загудела, посыпались обиды и угрозы.

– Как же так?! – воскликнул кто-то в авангарде. – Как же так?!

«Так-так-так…» – смекал Татикин, влекомый яростным течением, которое даже его, могучего и неприступного, сорвало с места, разворачивая. Вокруг всё плыло, взвизгивало и трещало. Татикина несло прямо на прилавок, и в тот момент, когда он поравнялся с продавщицей, та неприязненно открыла рот и, словно специально для Татикина, отчетливо произнесла:

– Всё! Время вышло! Закрываемся!

Смысл неприятной фразы сознание Татикина отказывалось понимать. Он застыл, тупо уставившись на продавщицу. Но вот мозг опознал созвучье «время», послал по организму точный импульс, Татикин поднял к глазам руку и... оторопел. На перешейке мощного запястья бледнела беззащитная полоска – там, где он привык, при необходимости, обнаруживать циферблат…

Тах-тах-тах-тах… – пустилось биться сердце.

Он понял всё – молниеносно и ослепительно. Дешевая досада по поводу несостоявшейся покупки уже летела, кувыркаясь, пропадом, а в фокусе сознания тяжко пульсировала цианистая горечь внезапно обнаруженной, неоценимо дорогой, личной утраты.

Скользнув злым взглядом ястреба, Татикин тут же увидал его. Тот продирался к выходу, отчаянно работая локтями, быстро удаляясь…

Метнулся следом, всех раскидывая, настиг мгновенно, выбросил пятерню, схватил за шиворот, рванул, выдернул, приподнял…

– Часы! Давай часы, с-сука!

Тип с нервным тиком, побелев от ужаса и часто-часто хлопая глазами, поспешно расстегнул и протянул свирепому Татикину трясущийся, блестящий, замечательный хронометр.

– Па... па... па… пожалуйста… – едва смог выговорить он.

 

 

 

*   *   *

 

Тадах-тах, тадах-тах, тадах-тах… – стучал по рельсам поезд.

Раскачиваясь на поручне, Татикин нёсся в направлении домой. Периодически он вскидывал запястье и рассматривал часы – не с той мгновенной зоркостью, с которой справляются о времени, а изучал блестящую штуковину тщательно и любовно, то улыбаясь, то насупливаясь, подолгу предаваясь многосложным размышлениям…

Пока мой незнакомец движется в метро, я втискиваюсь в щелочку этой истории, чтобы раздвинуть половинки моего рассказа и выкатить на авансцену, воспользовавшись паузой действия, свою сентиментальную авторскую физиономию.

Будь я режиссёром, то, пожалуй, вставил бы «саундтреком» композицию «The time» группы PinkFloyd или шлягер «Старинные часы» созвездия Паулс-Пугачёва. Эти мелодии звучали в сознании моих тогдашних современников. Однако, я – писатель, и звуковые параллели – не моя забота. Мой контрапункт лежит не в слуховых фантазиях, а в плоскости страницы, которую я испещряю буквенными знаками. Мой инструмент – перо, если позволите назвать этим выспренним словом клавиши компьютера, на которых я беру свои трескучие аккорды. А впрочем... А впрочем, кто сказал, будто художественный текст, как построение и как созвучие, не подойдет для полифонических импровизаций? Возможно, я – безумец, но мне в нём видится куда больше музыкальности, чем, скажем, в наигрышах пошлого мобильника, или, простите за бестактность, в эфире большинства радиостанций.

Итак, соло.

В то время, когда мой незнакомец, лаская так и сяк спасённые часы, стремительно летел через безвременье городской подземки, я перетаптывался на одной из станций в ожидании очередного поезда. Во тьме тоннеля затихал ушедший перестук. Вокруг, как и всегда, глухо шуршала суета людская. Обладательница красной шапочки в стеклянной будке беззвучно говорила по внутреннему телефону. Белая стена в ржавых потеках… Чёрный прямоугольник с оранжевыми цифрами бегущих секунд…

Тут мое внимание привлекла незнакомая дама.

Не знаю, в чём тут дело: в том ли, что я находился в возрасте, когда всякая миловидная женщина как репейник цеплялась за мой, полный романтического ожидания, взгляд, после чего я мог долго нести в себе ухваченное впечатление, вращая его и так и этак, подчиняя тайным прихотям юной фантазии, – или в том, что во мне и впрямь была какая-то скрытая притягательность, вследствие которой, всякий юродивый, пьяница или маньяк, едва внедрившись в густую толпу, неизбежно устремлял пружинистый шагко мне?.. Так или иначе, дама шла в мою сторону.

Она шла вдоль платформы, смотрела и улыбалась, так прицельно, так избирательно, неопровержимо, именно мне, что я тут же вообразил фантастическое знакомство, отчего моё сердце заметалось между горлом и пахом.

– Молодой человек, извините, – обратилась она, ко мне подойдя, очаровательно разгораясь краской крайней конфузливости, в очевидном смятении от того, что намеревалась спросить, – вы не подскажете… какое сегодня число?

Вокруг гудело подземное царство, урчал эскалатор, стучали вагоны, сотни людей шелестели спешащими подошвáми… – а эта незнакомая женщина, такая милая и смешная, смотрела на меня взглядом феи, полным жизненной тайны и обещания чуда.

Напрасно она спросила об этом меня. И, в то же время, по абсурдной иронии, её выбор был единственно верным. Быть может, как никто в этом мире, я понимал её непривязанность к числам.

– Извините, – сказал я, ответно пылая стыдом, – но я… не знаю.

 

 

*   *   *

 

Татикин прибыл домой, и грузно ввалившись в квартиру, начал рассказывать жене о возмутительном происшествии, что случилось с ним в магазине.

– Ты представляешь, – говорил он взахлёб, – такой плюгавенький, щупленький мужичонка… И весь так и вертится, так и вертится, как червяк…

Он живописал все нюансы, на которые не обращал поначалу внимания, и которые врезали мощной волной прозрения, когда на запястье не стало часов. Особенно азартно он рассказывал о погоне, краткой, но сокрушительной, за едва не ускользнувшим от мертвой хватки карманником. Продолжая повествование, он расстегнул блестящий браслет, шевеля толстыми пальцами, стянул часы через кисть, снял с крючка кухонное полотенце и принялся тщательно натирать заляпанный приключением циферблат.

– Таки я его, гада, догнал... – продолжал с упоеньем Татикин. – Ещё немного, и уплыли бы часики… Тю-тю… Ведь это – те самые, которые подарила мне ты. На годовщину, кажется, свадьбы? Ты помнишь?… В каком же это было году?… Я их спас… Я спас мою память…

Тут произошло нечто странное: жена резко поднялась с табурета и направилась в соседнюю комнату. Когда Татикин на неё посмотрел, ему показалось, что во всей фигуре супруги ощущается собранность упруго взведённой пружины.

Она подошла к подзеркальному столику, уставленному всякой всячиной преимущественно женского косметического беспорядка, развернулась, вскинула руку, – неожиданно что-то округло блеснуло, – и с деланной озадаченностью, распираемой смехом, спросила:

– Вот эти что ли?

 

Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так…

 

 

 

2004 г.

Редакция 2012 г.

 

 

 


Оглавление

2. Песнь Песней – 2000
3. Часы
4. Больные люди
507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!