Игорь Белисов
Философское эссеНа чтение потребуется 12 часов | Скачать: Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление 110. Высшее существо 111. Тотемы и Бог 112. Небо Тотемы и Бог
В середине ХХ века Элиаде опровергает предшественников (к примеру, Фрезера) в том, что исторически магия предшествовала религии. По Элиаде, оба эти явления изначально сосуществовали. Мне остается добавить, что сосуществуют они и поныне. В наше время научная прагматика, конечно, более актуальна, нежели магические или религиозные парадигмы, но это не значит, что напрочь исчезли те схемы мышления, на которые тысячелетиями опиралось человеческое бытие. И опять мне здесь вспоминается о «третьей эпохе», которая сосуществует наряду с другими типами человеческой идентичности. Это эпоха трансгрессии в Духе. Ее можно назвать как угодно; лично мне ближе всего бердяевская «эпоха творчества». Если спроецировать эту эпоху на исследование Элиаде, получается, что она всегда точно также присутствовала, начиная с времен, для которых характерно архаическое сознание. Перекрещиваем параллели сквозь призму литературы… Иерофания отдельного автора, олицетворенная его книгой, занимающая свое отдельное место в литературном пространстве и имеющая для данного общества определенную культурную ценность, очень похожа на то, что для архаичной ментальности воплощалось в тотеме. Последний представлял собой визуальный объект, поначалу – природный (камни, деревья), затем – рукотворный, установленный в центре селения в качестве идола. Сколько было богов, соответственно, столько и ставилось идолов. За тысячелетия религиозной истории древние идолы были изжиты вследствие трансформаций, которые претерпели разные культы. Однако и сейчас визуализация божества в жизни верующих занимает важное место: изображения в храмах, иконы в домах – всё это идолопоклоннические рудименты. Сегодня у каждого из нас есть своя книжная полка. Большинство книг на ней ждут ревизии и отправки в макулатуру. Но есть и такие, с которыми мы не расстанемся, которые мы иногда перечитываем и всякий раз ощущаем сопричастность к культурной святыне. В сущности, всякая книга есть творческая иерофания. Но не всякая книга становится для нас культовой. Тотемическое значение обретают только такие, о которых можно сказать: это книга на все времена. В последнее время, в связи с вытеснением бумаги электронным носителем, физическая книга замещается виртуальной. Читатели как старого, так и юного поколений отмечают единодушно: восприятие книги в электронном формате – не то же, что в традиционном, бумажном. Возможно, это психологический эффект переходной эпохи, а возможно, тенденция к более радикальной культурной реформе. Во всяком случае, ощутимо, что теряя материальный носитель, книга теряет и свое тотемическое значение. А может, такая метаморфоза – не более чем еще одна форма изживания того самого архаического сознания, для которого характерно поклонение идолам? Может, мы на пороге очередного обращения к Единому Богу? Как знать. Бумажная книга уходит, но зато в публикациях электронных расцветают и множатся авторские страницы. Сверх того, все больше страниц без упоминания имени автора, в масштабе интернета формирующие гипертекст. Это ли не соборность? Это ли не сотворчество? Это ли не сопричастность к непостижимому, глобальному, Высшему существу? Ибо что такое литература, как не идеальное воплощение Бога, на заре времен явленного человечеству через Слово? Для писателя это печально. Его личность всё более растворяется в безразличной к нему трансцендентности Абсолюта. Но кто знает, возможно, трансцендентность – только кажущаяся отстраненность, возможно и Абсолют взаимным движением растворяется в человеке, постепенно себя раскрывая в каждой творческой личности, нисходя с некогда недоступного неба.
Оглавление 110. Высшее существо 111. Тотемы и Бог 112. Небо |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко 14.02.2025 Сознаюсь, я искренне рад, что мой рассказ опубликован в журнале «Новая Литература». Перед этим он, и не раз, прошел строгий отбор, критику рецензентов. Спасибо всем, в том числе главному редактору. Переписка с редакцией всегда деликатна, уважительна, сотрудничество с Вами оставляет приятное впечатление. Так держать! Владимир Локтев ![]()
![]() |
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
NVMe VPS Hosting аренда VPS. |