Форум журнала "Новая Литература"

29 Март 2024, 08:52:34
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Поднажми!
Страниц: [1] 2 3 ... 9   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Эссе «Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества»  (Прочитано 44280 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Игорь Белисов
Модератор
Постоялец
*****

Рейтинг: 2
Offline Offline

Сообщений: 188


Просмотр профиля Email
« : 28 Март 2014, 11:27:06 »

Белисов Игорь. Эссе «Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества».

...Именно издание книги прославляет имя писателя. Прежде всего, прославляет в глазах тех литераторов, для которых издательство – непреодолимый предел; тех, кто доподлинно знает, что издать книгу – это трансгрессия. И ещё издание славит автора среди нелитературных знакомых: один из нас написал книгу, вот молодец! Такая первичная слава, хоть и смущает, приятна для автора, однако вскоре он обнаруживает, что свет этой славы ограничен и тускл.

Если издатель вложился в «раскрутку», книга обретает степень известности, пропорциональную издательской заинтересованности. Но действительно ли это слава? Для обезличенного читателя это просто ещё одна книжка, случайно попавшая в поле ленивого зрения. Книга должна быть прочитана, правильно понята, признана – широким кругом, большой массой индивидуальных сознаний. Вот тогда только она, преумножившись в общественном интеллекте, над миром возвысившись, воссияет самоценным нимбом сакральности.

Профанация длится. Встречи с читателем. Первая авторская презентация. Реплики в микрофон, случайные зеваки, вопросы, автографы. Книжная ярмарка, реплики в микрофон, зеваки, автографы. Книжный магазин, реплики, зеваки. Автограф-другой...

Профанация нарастает. В Интернете заводится сайт. При нём – блог. Его нужно вести, «обновлять» – тогда «поисковики» его «индексируют». Этому непременно нужно себя посвящать, ибо продвижение в Интернете на сегодняшний день – один из главных видов «раскрутки». Комментарии посетителей блога? Чем больше, тем лучше!.. Онлайн переписка? Ввязываться и затягивать!.. А что насчёт «социальных сетей»? Общаться, общаться, идти в народ, вклиниваться, внедряться, до беспредельности, до бесконечности, до панибратства, до пустозвонства!..

Так время жизни, потенциально отведённое литературному творчеству, приносится в жертву профанации литературного творчества, и строгая концентрация мыслей писателя на единственно важном, быть может, произведении незаметно замещается распылением в мишуру – жизнь в стиле «блог».

Воспринимается ли этот писатель как явление исключительное? Нет. Он такой же, как все. Как любой «одноклассник», торчащий «вконтакте». Произведение – вот подлинный способ общения писателя с миром. А жизнь в стиле «блог» десакрализует писателя. Она ввергает его в обобщённую профанную сферу, низводит на один общий уровень с любым поклонником, комментатором или критиком, и тем самым гаснут его ореол запредельной инаковости, притягательность личности автора и образное восприятие его творчества. Печальная истина заключается в том, что писатель сакрализуется только тогда, когда он недоступен для непосредственного с ним общения. В идеале, он должен стать для читателя мифом. Самый надёжный барьер – смерть.

Хороший писатель – мёртвый писатель...

Записан
Изба Прокуратора
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 5
Offline Offline

Сообщений: 4015


Федор


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #1 : 14 Сентябрь 2014, 12:56:39 »

<a href="/~belisov/">Белисов Игорь[/url]. <a href="/~belisov/5114.html">Эссе «Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества»[/url].

<p>...Именно издание книги прославляет имя писателя. Прежде всего, прославляет в глазах тех литераторов, для которых издательство – непреодолимый предел; тех, кто доподлинно знает, что издать книгу – это трансгрессия. И ещё издание славит автора среди нелитературных знакомых: один из нас написал книгу, вот молодец! Такая первичная слава, хоть и смущает, приятна для автора, однако вскоре он обнаруживает, что свет этой славы ограничен и тускл.</p> <p>Если издатель вложился в «раскрутку», книга обретает степень известности, пропорциональную издательской заинтересованности. Но действительно ли это слава? Для обезличенного читателя это просто ещё одна книжка, случайно попавшая в поле ленивого зрения. Книга должна быть прочитана, правильно понята, признана – широким кругом, большой массой индивидуальных сознаний. Вот тогда только она, преумножившись в общественном интеллекте, над миром возвысившись, воссияет самоценным нимбом сакральности.</p> <p>Профанация длится. Встречи с читателем. Первая авторская презентация. Реплики в микрофон, случайные зеваки, вопросы, автографы. Книжная ярмарка, реплики в микрофон, зеваки, автографы. Книжный магазин, реплики, зеваки. Автограф-другой...</p> <p>Профанация нарастает. В Интернете заводится сайт. При нём – блог. Его нужно вести, «обновлять» – тогда «поисковики» его «индексируют». Этому непременно нужно себя посвящать, ибо продвижение в Интернете на сегодняшний день – один из главных видов «раскрутки». Комментарии посетителей блога? Чем больше, тем лучше!.. Онлайн переписка? Ввязываться и затягивать!.. А что насчёт «социальных сетей»? Общаться, общаться, идти в народ, вклиниваться, внедряться, до беспредельности, до бесконечности, до панибратства, до пустозвонства!..</p> <p>Так время жизни, потенциально отведённое литературному творчеству, приносится в жертву профанации литературного творчества, и строгая концентрация мыслей писателя на единственно важном, быть может, произведении незаметно замещается распылением в мишуру – жизнь в стиле «блог».</p> <p>Воспринимается ли этот писатель как явление исключительное? Нет. Он такой же, как все. Как любой «одноклассник», торчащий «вконтакте». Произведение – вот подлинный способ общения писателя с миром. А жизнь в стиле «блог» десакрализует писателя. Она ввергает его в обобщённую профанную сферу, низводит на один общий уровень с любым поклонником, комментатором или критиком, и тем самым гаснут его ореол запредельной инаковости, притягательность личности автора и образное восприятие его творчества. Печальная истина заключается в том, что писатель сакрализуется только тогда, когда он недоступен для непосредственного с ним общения. В идеале, он должен стать для читателя мифом. Самый надёжный барьер – смерть.</p> <p>Хороший писатель – мёртвый писатель...</p>

Игорь! Оказалось, что ещё никто не писал Вам на Вашем форуме о "Жертвеннике"!
А присылали ли Вам письма на личный адрес с отзывами на Ваше эссе?

Сразу хочу прокомментировать мысль, вынесенную в цитату о КНИГЕ.

Мы с Вами, вероятно, "старые" жители, и еще помним Советский Союз и многое, с ним связаннное.
В те годы действительно для большинства (начинающих) литераторов было пределом мечтания опубликоваться в КНИГЕ.
Сегодня ситуация совершенно иная. Молодежь, например, может не понять Вас, когда Вы пишите, что издаться - это непреодолимый предел.

Может быть, Вы имели ввиду случаи, когда писателя издательства уговаривают издаться бесплатно?
А так, пожалуйста, плати рубли, и издавайся за свои кровные сколько хочешь.
« Последнее редактирование: 15 Сентябрь 2014, 17:41:15 от Фёдор Избушкин » Записан

Почта:izbuschcka@yandex.ru

СТОЯТЬ НА ОДНОМ МЕСТЕ – ЭТО РОСКОШЬ, КОТОРУЮ МОГУТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ТОЛЬКО БЕССМЕРТНЫЕ (http://newlit.ru/~izbushkin/)
Игорь Белисов
Модератор
Постоялец
*****

Рейтинг: 2
Offline Offline

Сообщений: 188


Просмотр профиля Email
« Ответ #2 : 14 Сентябрь 2014, 14:24:45 »

Да Федор, я получил один отзыв именно по личному адресу. Это был отзыв от нашего брата по «Новой литературе», спасибо ему. Один отзыв – это кажется мало. Но это если оценивать эффективность моей публикации в цифрах, то есть в обездушенном, сухом, профанном эквиваленте. Однако если взглянуть сквозь призму сакрального, одна человеческая душа – это безмерно много, это чья-то вселенная, и эта вселенная явила неравнодушие. Вот Вам один из примеров, где проходит раздел между двумя категориями: профанный успех – это цифры, сакральный – душа конкретного человека.

А ведь писатель с читателем всегда один – на один.

Теперь об издании. Когда я говорю, что издаться – непреодолимый предел, я имею в виду ситуацию, при которой Вы пишете книгу, предлагаете ее издателю, и тот берется ее издать за свой счет. В этой ситуации все проблемы рекламы, раскрутки, продвижения, и главное - реализации тиража, издатель берет на себя и выводит имя автора в литературные звезды. Если же вы издаете книгу своими деньгами, издатель ничем не рискует, может позволить себе устраниться, а все дальнейшие тяготы ложатся на ваши плечи, крутись как хочешь, издателю наплевать.

Иными словами, современному литератору предлагается стать продюсером собственной книги. Однако продюсирование – это нечто противоположное литературному творчеству. Оно противоположно по точке прицела, по главному устремлению вашей души, и краеугольным вопросом становится не содержательное качество книги, а поиски финансирования и выстраивание проекта. Душа писателя в этом мертвеет, и писателя замещает предприниматель.

Взгляните на нынешние бестселлеры, и вы, конечно, увидите деградацию духа литературы.

Так вот, чтобы современный издатель сам взялся вас издавать, вам следует сочинить непременно бестселлер, а это – не литературное произведение, но маркетинговый продукт, который по определению должен умаслить вкусы массового потребителя. Не правда ли – это совсем не то, что что вы хотите сказать миру?

Вот почему между автором, страждущим сказать свое слово, и издателем, желающим получить свою прибыль, пролегает граница, которая для абсолютного большинства литераторов оказывается непреодолимым пределом.
« Последнее редактирование: 25 Сентябрь 2014, 19:16:59 от Игорь Белисов » Записан
Изба Прокуратора
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 5
Offline Offline

Сообщений: 4015


Федор


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #3 : 14 Сентябрь 2014, 14:52:19 »


Да Федор, я получил один отзыв именно по личному адресу. Это был отзыв от нашего брата по «Новой литературе», спасибо ему. Один отзыв – это кажется мало. Но это если оценивать эффективность моей публикации в цифрах, то есть в обездушенном, сухом, профанном эквиваленте. Однако если взглянуть сквозь призму сакрального, одна человеческая душа – это безмерно много, это чья-то вселенная, и эта вселенная явила неравнодушие. Вот Вам один из примеров, где проходит раздел между двумя категориями: профанный успех – это цифры, сакральный – душа конкретного человека.

А ведь писатель с читателем всегда один – на один.

Мне понятны Ваши мысли.
Но я почему-то уверен, что коммерция для хорошего писателя не должна быть преткновением для творчества.
Писатель не сидит все 24 часа за письменным столом.
Всё же, не кажется ли Вам, что идея - ХОРОШИЙ ПИСАТЕЛЬ "ОБЯЗАН БЫТЬ" НЕ ОТ МИРА СЕГО - слишком идеалистическая и надуманная?
Записан

Почта:izbuschcka@yandex.ru

СТОЯТЬ НА ОДНОМ МЕСТЕ – ЭТО РОСКОШЬ, КОТОРУЮ МОГУТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ТОЛЬКО БЕССМЕРТНЫЕ (http://newlit.ru/~izbushkin/)
Игорь Белисов
Модератор
Постоялец
*****

Рейтинг: 2
Offline Offline

Сообщений: 188


Просмотр профиля Email
« Ответ #4 : 14 Сентябрь 2014, 16:35:32 »

Идеалистическая – да. Надуманная – нет.

Вот мы с Вами общаемся в форуме. В этом общении мы друг с другом на равных. Ни одному из нас и в голову не взбредет воспринимать собеседника как явление мира иного. Другое дело, если Федор Избушкин для меня недоступен, и его мысли приходят ко мне в виде Книги, возникает дистанция, которая автора книги от меня удаляет и на до мной возвышает. Если эта книга увенчана лаврами престижных литераторских премий, это еще больше возносит автора в запредельную для меня высь. Если же Федор Избушкин – дай Бог Вам здоровья – отделен от меня смертным пределом, и его книга достигла меня, спустя поколение-другое, тут уж восприятие этой книги незримо лучится ореолом сакральности.

Этот эффект подробно рассмотрен в моем «социологическом ракурсе» http://newlit.ru/~belisov/5114-7.html

Писатель не обязан быть не от мира сего. Но он неизбежно таков. И лишь во-вторых – вследствие социальной дистанции между его именем и обыкновенным читателем. Но во-первых – и это главное – он изначально иной. Эта инаковость толкает его быть писателем, а не наоборот.

Этот феномен рассмотрен в «экзистенциологическом ракурсе» http://newlit.ru/~belisov/5114-25.html
« Последнее редактирование: 25 Сентябрь 2014, 19:21:05 от Игорь Белисов » Записан
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 6921


Просмотр профиля Email
« Ответ #5 : 14 Сентябрь 2014, 16:45:27 »

     Пожалуй, Игорь прав. 24 часа писатель за столом не сидит, это верно, но для плодотворной работы он постоянно должен о текущей работе думать - разговаривая с кем-то, в дороге. Маяковский писал, что физически пишет изредка, но думает о пишущемся по 10-18 часов в день.
     Кроме того, вспомним историю литературы, да и философии с наукой. Большинство очень одарённых действительно непрактичны. Недаром нас, интеллигентов, за это часто высмеивают.-)
Записан
Игорь Белисов
Модератор
Постоялец
*****

Рейтинг: 2
Offline Offline

Сообщений: 188


Просмотр профиля Email
« Ответ #6 : 14 Сентябрь 2014, 17:35:03 »

Лачин, приветствую Вас на страничке писательских жертвоприношений!

Именно так. Всякий человек, владеющий грамотой, то есть в наше время практически каждый, может сесть за стол, за компьютер, и написать собственный текст, не лишенный интересности для прочтения. Но это не делает его писателем. От нормального человека писатель отличается тем, что все его мысли, вся его жизнь, подчинены сверхзадаче произведения. Писатель гораздо ближе к художнику, скульптору, музыканту, изобретателю, сумасшедшему – чем к, собственно, человеку, который умеет излагать свои мысли в виде письма. Письмо – это лишь инструмент. Но подлинная основа писательства – погружение в образы, пребывание в них, что неизбежно выдворяет его за предел нормальной практической жизни. Это и есть удаление от профанного и выход в сакральное.
« Последнее редактирование: 14 Сентябрь 2014, 17:39:38 от Игорь Белисов » Записан
Изба Прокуратора
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 5
Offline Offline

Сообщений: 4015


Федор


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #7 : 14 Сентябрь 2014, 18:48:13 »



Идеалистическая – да. Надуманная – нет.

Вот мы с Вами общаемся в форуме. В этом общении мы друг с другом на равных. Ни одному из нас и в голову не взбредет воспринимать собеседника как явление мира иного. Другое дело, если Федор Избушкин для меня недоступен, и его мысли приходят ко мне в виде Книги, возникает дистанция, которая автора книги от меня удаляет и на до мной возвышает. Если эта книга увенчана лаврами престижных литераторских премий, это еще больше возносит автора в запредельную для меня высь. Если же Федор Избушкин – дай Бог Вам здоровья – отделен от меня смертным пределом, и его книга достигла меня, спустя поколение-другое, тут уж восприятие этой книги незримо лучится ореолом сакральности.

Этот эффект подробно рассмотрен в моем «социологическом ракурсе» http://newlit.ru/~belisov/5114-7.html

Писатель не обязан быть не от мира сего. Но он неизбежно таков. И лишь во-вторых – вследствие социальной дистанции между его именем и обыкновенным читателем. Но во-первых – и это главное – он изначально иной. Эта инаковость толкает его быть писателем, а не наоборот.

Этот феномен рассмотрен в «экзистенциологическом ракурсе» http://newlit.ru/~belisov/5114-25.html

Любопытные мысли.
Я, вот, до сих пор не знаю, можно ли меня называть писателем.
Записан

Почта:izbuschcka@yandex.ru

СТОЯТЬ НА ОДНОМ МЕСТЕ – ЭТО РОСКОШЬ, КОТОРУЮ МОГУТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ТОЛЬКО БЕССМЕРТНЫЕ (http://newlit.ru/~izbushkin/)
Игорь Белисов
Модератор
Постоялец
*****

Рейтинг: 2
Offline Offline

Сообщений: 188


Просмотр профиля Email
« Ответ #8 : 14 Сентябрь 2014, 19:22:31 »


И Вы еще сомневаетесь? При Вашей-то вовлеченности в этот процесс?
Впрочем, признаться себе в этом трудно так же, как признаться в неизлечимой болезни.
Федор, я не настаиваю на диагнозе.
В конце концов, Вы можете завязать.
Попробуйте бросить.  Улыбающийся
Записан
Изба Прокуратора
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 5
Offline Offline

Сообщений: 4015


Федор


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #9 : 14 Сентябрь 2014, 19:28:33 »


И Вы еще сомневаетесь? При Вашей-то вовлеченности в этот процесс?
Впрочем, признаться себе в этом трудно так же, как признаться в неизлечимой болезни.
Федор, я не настаиваю на диагнозе.
В конце концов, Вы можете завязать.
Попробуйте бросить.  Улыбающийся

Догадываюсь, что под ПИСАТЕЛЕМ Вы имели нечто другое.
Возможно, некий творческий (внутренний) процесс, состояние.
Ведь у меня, скажем, может не быть, например, рук, чтобы писать, так какой же я тогда писатель?

В таком случае, буду настаивать, что "состояние сакральности" присуще абсолютно всем.
Тогда в чем же разница между людьми?
И есть ли смысл "искать и разделять" обывателя от художника?
« Последнее редактирование: 14 Сентябрь 2014, 19:34:51 от Фёдор Избушкин » Записан

Почта:izbuschcka@yandex.ru

СТОЯТЬ НА ОДНОМ МЕСТЕ – ЭТО РОСКОШЬ, КОТОРУЮ МОГУТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ТОЛЬКО БЕССМЕРТНЫЕ (http://newlit.ru/~izbushkin/)
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 6921


Просмотр профиля Email
« Ответ #10 : 14 Сентябрь 2014, 21:02:07 »

     Обыватель не будет писать что-либо без прямой выгоды. Для него это чудачество, блажь. А если человек ради этого отказывается от более обеспеченной жизни (скажем, Гоген), то для обывателя это буквально сумасшедший.
      То же и с философией и фундаментальной наукой.
Записан
Изба Прокуратора
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 5
Offline Offline

Сообщений: 4015


Федор


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #11 : 14 Сентябрь 2014, 21:28:16 »

     Обыватель не будет писать что-либо без прямой выгоды. Для него это чудачество, блажь. А если человек ради этого отказывается от более обеспеченной жизни (скажем, Гоген), то для обывателя это буквально сумасшедший.
      То же и с философией и фундаментальной наукой.

Вроде бы все правильно.
Но давайте вспомним, что обыватель, которого тошнит быть интеллигентом (писателем и т.д.) в то же самое время ходит в местный приход Церкови и что-то там шепчем прямо в ухо Богу. Сплошная сакральность!
Записан

Почта:izbuschcka@yandex.ru

СТОЯТЬ НА ОДНОМ МЕСТЕ – ЭТО РОСКОШЬ, КОТОРУЮ МОГУТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ТОЛЬКО БЕССМЕРТНЫЕ (http://newlit.ru/~izbushkin/)
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 6921


Просмотр профиля Email
« Ответ #12 : 14 Сентябрь 2014, 22:04:44 »

     А о чём он шепчет? О профанном - чтоб в лотерею выиграть, повышение получить по службе, и пр. Сплошная "профанность"!-)
     Не говоря уже о том, как он представляет себе бога - часто тоже по профанному...
Записан
Изба Прокуратора
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 5
Offline Offline

Сообщений: 4015


Федор


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #13 : 14 Сентябрь 2014, 22:44:10 »

     А о чём он шепчет? О профанном - чтоб в лотерею выиграть, повышение получить по службе, и пр. Сплошная "профанность"!-)
     Не говоря уже о том, как он представляет себе бога - часто тоже по профанному...

А какая разница?
Бог ведь, религия, церковь там, духовность.

"Если мужик молит у Бога изо дня в день нечто такое, что едва ли продашь (здоровье жены, чтобы сын поступил в ПТУ...)  – такой человек, волей-неволей, отдаляется от профанной стабильности... и вступает в зыбкую нестабильность сакрального. Он все дальше от мира субстанций, и все глубже – в мире энергий".

Узнаёте знакомый лейтмотив?
« Последнее редактирование: 14 Сентябрь 2014, 23:13:20 от Фёдор Избушкин » Записан

Почта:izbuschcka@yandex.ru

СТОЯТЬ НА ОДНОМ МЕСТЕ – ЭТО РОСКОШЬ, КОТОРУЮ МОГУТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ТОЛЬКО БЕССМЕРТНЫЕ (http://newlit.ru/~izbushkin/)
Изба Прокуратора
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 5
Offline Offline

Сообщений: 4015


Федор


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #14 : 14 Сентябрь 2014, 23:10:17 »

Лачин, приветствую Вас на страничке писательских жертвоприношений!

Именно так. Всякий человек, владеющий грамотой, то есть в наше время практически каждый, может сесть за стол, за компьютер, и написать собственный текст, не лишенный интересности для прочтения. Но это не делает его писателем. От нормального человека писатель отличается тем, что все его мысли, вся его жизнь, подчинены сверхзадаче произведения. Писатель гораздо ближе к художнику, скульптору, музыканту, изобретателю, сумасшедшему – чем к, собственно, человеку, который умеет излагать свои мысли в виде письма. Письмо – это лишь инструмент. Но подлинная основа писательства – погружение в образы, пребывание в них, что неизбежно выдворяет его за предел нормальной практической жизни. Это и есть удаление от профанного и выход в сакральное.

Стало быть, дело не в профессии, и даже не в призвании!
Даже какой-нибудь мечтатель-дурачек, ничего не смыслящий в жизни, по-Вашему, сакральная личность!

Нет, что-то здесь не то. Какой-то ложный посыл.
Думаю, сама тема (проблема) изначально неправильно определена.

От того и ощущение пустоты и ее полной беспомощности.
« Последнее редактирование: 14 Сентябрь 2014, 23:12:49 от Фёдор Избушкин » Записан

Почта:izbuschcka@yandex.ru

СТОЯТЬ НА ОДНОМ МЕСТЕ – ЭТО РОСКОШЬ, КОТОРУЮ МОГУТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ТОЛЬКО БЕССМЕРТНЫЕ (http://newlit.ru/~izbushkin/)
Страниц: [1] 2 3 ... 9   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!