Игорь Белисов
Философское эссеНа чтение потребуется 12 часов | Скачать: Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление 132. Трансфизическое озарение 133. Психопатология писателя 134. Сакральная женщина писателя Психопатология писателя
Думаю, многие из моих читателей уже заподозрили то, что я озвучу сейчас более четко. Здесь мы видим весьма специфическое проявление одного из аспектов сакральности литературного творчества. Первый эпизод, ярко описываемый Даниилом Андреевым, случился с ним в подростковом возрасте. Второй – через 7 лет, третий – через 4 года после второго, четвертый – еще через 5, пятый – еще через 10. Шестой, седьмой и последующие наплывы – соответственно, через 6, 7 и 10 лет после пятого, и спустя три десятка лет после первого эпизода, то есть, после манифестации прогрессирующего процесса. С точки зрения психиатра, обозначенные эпизоды вполне укладываются в клиническую картину, характеризующуюся зрительными и слуховыми галлюцинациями, соответствующими «синдрому Кандинского-Клерамбо», субъективно переживаемым как воздействия на пациента извне, которые периодически обостряются, потом могут надолго исчезнуть, однако в памяти оставляют неизгладимый след для раздумий, каковые со временем находят всему логическое объяснение с трансформацией от малопонятного чувственного озарения – в хорошо разработанный фантастический «бред Котара». Всё это вкупе вырисовывает классический для врача диагноз: «шубообразная форма шизофрении». Печально, не правда ли? В этом, клиническом, свете «Роза Мира» утрачивает свой аромат и предстает как продукция многолетнего заблуждения обыкновенного психического больного. Отсюда – и его письма в высшие инстанции власти, которые человек в здравом уме не стал бы писать. Отсюда же – и разработка программы по облагораживанию человечества: это называется «бред рационализаторства». Что уж говорить о замахе на интеррелигию, пророком которой скромно выступает ее разработчик? Идея, конечно, красивая, но в устах шизофреника она звучит очевидным «бредом величия». Правда, есть здесь одно «но». Все мировые пророки подпадают под эту же категорию. Под нее же клинически вписываются многие художники, музыканты, да и ученые, во всяком случае – гениальные. Наиболее значительные достижения человеческого духа, обогатившие, развивающие культуру, в тех или иных своих проявлениях подпадают под какой-нибудь из синдромов, известных наблюдениям психиатров. В конце концов, то, что принято считаеть психической «нормой» – весьма условный среднестатистический норматив, адаптирующий человека к требованиям социума: того социума, который есть наша данность сегодня. Но что такое «сегодня»? Это – миг на истории. Люди, жившие за тысячи лет до нашего времени, имели образ мышления, который нашему современнику во многом представляется неадекватным. Точно также и люди в каком-то далеком будущем, весьма вероятно, ментальностью будут отличаться от нас. История развития разума – это история поэтапной трансгрессии за предел, очерченный «нормой» для «среднего класса». Если бы иногда не случалось этих девиантных прорывов в совершенно иные, неизвестные сферы познания, человечество до сих пор обитало бы в Каменном веке. Так что – слава трансгрессорам! Слава безумцам! И еще одно соображение. То полиморфное состояние, которое в ХХ веке называли «шизофренией», по современной классификации уже не означается этим термином, а дробится на отдельные, локализованные синдромы. В наше время ученые осознали, что под стигмой «шизофрения» могут течь очень разные психические процессы – разной степени патологии, социальной дезадаптации, проявлений, вариантов развития и перспектив. Принципиально важный аспект паталогических изменений – это формирование стойкого психического дефекта, огрубения эмоциональных и интеллектуальных функций; в исходе процесса – слабоумие, полный распад личности. В случае с Даниилом Андреевым этого мы не можем сказать. До последнего дня своего земного пути он оставался человеком не просто «нормальным», но личностью блистательного интеллекта, поразительно живых, человечных эмоций – со всей доказательностью это видно в его текстах. Похоже, мы тут снова сталкиваемся с некой «срединной точкой; по одну ее сторону – среднестатистический норматив, по другую –повреждение психики катастрофической степени, в общем смысле называемое сумасшествием. С осторожностью стоит признать: в этой едва уловимой точке происходит трансгрессия за предел привычных нам измерений. Андреев назвал эту трансгрессию «метаисторической» и «трансфизической». Почему бы и нет? Дело не в терминах. Дело – в запредельном прорыве сознания.
Оглавление 132. Трансфизическое озарение 133. Психопатология писателя 134. Сакральная женщина писателя |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|