HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

168. Если ты такой умный
169. Профессионалы литературы
170. Успех профанный и успех сакральный

Профессионалы литературы


 

 

 

Тем не менее, существует довольно много людей, которые по наивности втянулись в литературу, и коль уж так получилось, не нашли ничего лучшего, как сделать литературу предметом своей профессии.

 

Литературные педагоги.

Школьные учителя языка и литературы, а также преподаватели ВУЗов окололитературного профиля. Их работа диктует необходимость хорошо изучить предмет, его историю, его теорию и т. п. В общем, люди подкованные. Многие из них втайне пишут свою Великую Книгу. Некоторым иногда это удаётся. Абсолютное большинство погрязают в рутине, устают, изнуряются и со временем остывают к претензии на писательство.

 

Литературные редакторы.

Самый распространённый из способов адаптации к текущей литературе. Место редактора предоставляет возможность быть внутри самого процесса, занимать в нём позицию; и по мере роста карьеры – всё более ключевую. Это не просто трудоустройство. Это – стратегический плацдарм, господствующая высота. Для чего? Разумеется – для собственных публикаций. Ведь каждый редактор – это, прежде всего, писатель, и быть в сфере литературной власти даёт преимущество в сравнении с теми, кто барахтается «за бортом».

К этой же категории относятся и корректоры, и верстальщики, и всякие другие трудящиеся многолюдного редакционного офиса. Практически каждый, по крайней мере – в юности, подвизаясь в редакции, мечтает вырваться за предел рутинного ремесла. Надо заметить: многие имена известных сегодня писателей имеют подоплёкой профессионалов работы со словом. Но опять-таки, абсолютному большинству работа со словом набивает оскомину, и романтика быть писателем замещается прагматикой стабильного заработка.

 

Литературные критики.

Весьма специфическая литераторская позиция. Особенно, если критик параллельно реализуется как писатель. Есть значительный шанс в ответ на критические выступления огрести рикошетом по своему собственному выстраданному творению. Никто, пожалуй, в мире литературы не имеет стольких врагов. Но в той же степени, никто не имеет и стольких «друзей». Друзей – именно в кавычках, поскольку влиятельность известного критика притягивает к себе страждущих до замолвленного за них словца.

С какой стороны ни смотреть, позиция критика – неуютная. Приходится лавировать между собственным вкусом и объективностью, между дружбой и отчуждённостью, между независимостью и необходимостью, между голосом совести и императивом заказа. В конце концов, такая раздвоенность вырабатывает циничность подхода, а через нее, увы, мертвеет, каменеет душа. Литературный критик не может литературу любить, как не может анатом любить вивисекцию. Критик – это убийца. И прежде всего – убийца себя.

 

Литературные агенты.

Так бывает, что неудавшиеся писатели в процессе творческих мытарств волей-неволей обзаводятся связями. С писательством не сложилось, а жить чем-то надо. Приемлемый выход – свои связи использовать. Между писателем и издателем существует барьер (и чем ближе к нашему дню, тем все более неприступный). Тот, кто знает тайные тропы, может в этом помочь. Разумеется – не бесплатно. И разумеется – без гарантий.

Работёнка не слишком престижная и не больно надёжная: сидеть на проценте – это вам не бюджетная зарплата. Приходится крутиться, обрывать телефоны, наматывать километры и стаптывать ноги – те самые ноги, которые «волка кормят». Да, волчье это дело – быть литагентом. Здесь уж нужно иметь зубастый характер. И самое злое, – маркетинговая реальность: с новыми авторами одна лишь морока, а писателя знаменитого издатель возьмёт в производство и без всяких посредников.

 

Литературные негры.

Эта замаскированная категория родилась в пору, когда литература стала прибыльным делом. Известный писатель издаёт столько книг, сколько физически невозможно написать одному. Откуда такая энергия? – на него работают незримые авторы... Они же строчат сериальные издательские проекты. Они же обслуживают политиков, бизнесменов, артистов и проч. – ваяют статьи, автобиографии, мемуары, отдельные книги и многотомные сочинения, – за тех, кто сам неспособен, но располагает возможностью заплатить.

Вот несколько жаргонных синонимов, характеризующих фактическое положение этих бесславных трудяг издательского закулисья: «безымянный автор», «призрак пера», «литературный призрак», «литературный работник», «литературный раб», «литраб», «книггер».

 

Таковы основные околописательские профессии, порождённые экономической неизбежностью. И все они остаются в тени писательского успеха.

Что же такое «писательский успех»?

 

 

 


Оглавление

168. Если ты такой умный
169. Профессионалы литературы
170. Успех профанный и успех сакральный
624 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 31.05.2025, 23:31 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!