Игорь Белисов
Философское эссеНа чтение потребуется 12 часов | Скачать: Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление 43. Спасение 44. Трансгрессия, недоступная обывателю 45. В поисках смерти Трансгрессия, недоступная обывателю
«Наиболее впечатляющий образ такого продвижения являет нам история землемера. С самого начала этот персонаж, с его неколебимым упорством, предстаёт перед нами навсегда отказавшимся от своего мира, от родной страны, от жизни, где возможны жена и дети. Таким образом, он с самого начала не на пути спасения, а в изгнании». «Трагическая сложность его предприятия такова, что стоит лишь остановиться в этом мире абсолютного изгнания и разлученности, как все оказывается ложным и поддельным…в этом продвижении за пределы истинного существуют определенные правила… необходимо заблуждаться, а не быть невеждой, подобно Йозефу К. из "Процесса", думающему, что все будет продолжаться вечно, и что он все еще внутри мира, тогда как с самой первой фразы он был из него выброшен. Грех Йозефа, как, несомненно, и тот, в котором Кафка упрекал самого себя во время написания этой книги, состоит в том, чтобы хотеть выиграть процесс в самом мире, которому он считает себя принадлежащим, но где его остывшее и пустое сердце, его существование холостяка и бюрократа, его безразличие к семье – все эти черты, найденные Кафкой в самом себе – не позволяют ему обосноваться. Конечно, его беззаботность мало-помалу улетучивается, но это уже результат самого процесса, так же, как красота, озаряющая осужденных и делающая их привлекательными для женщин, – это отражение их собственного распада, смерти, направленной на них, как самый подлинный свет». «"Процесс" имеет, по крайней мере, то преимущество, что позволяет К. узнать, как в действительности обстоят дела… Но Процесс – все же не истина, наоборот, это процесс заблуждения… Землемер практически лишен недостатков Йозефа К. Он и не стремится вернуться на родину, жизнь в Ханаане потеряна для него». «Осознавал ли Кафка схожесть всего этого предприятия с тем движением, через которое произведение тянется к своему истоку, к той сердцевине, в которой оно только и может осуществиться, разворачиваясь по мере продвижения к ней, но, достигнув ее, становится невозможным? Часто ли он вспоминал слова Гёте "Лишь поставив себе условием невозможность, художник обретает все возможности"»?
Мысль Гёте – гениальна! Взявшись за произведение, которое невозможно – по разным соображения: политическим, экономическим, этическим, и даже эстетическим, – художник обретает свой шанс создать истинное произведение искусства, выводящее его за предел обычного, то есть, профанного, восходящее к своему истоку и возводящее самого художника в сакральную высь, недосягаемую для простых смертных. Мне остается добавить, что Кафка сегодня – одна из центральных фигур литературы ХХ века. Тех, кто литературу действительно знает и любит, образ Кафки волнует, тревожит, заставляет задумываться над собственной жизнью. Даже человек с ментальностью обывателя, читая «Процесс» или «Замок», смутно осознаёт: в этих кошмарах речь – о чем-то таком, что гнетет всякого человека. Ну а для писателя несомненно: все истории Кафки – о писательской мýке, о бредовой расщепленности писательского сознания, о его невозможности быть обывателем, и его невозможности утвердиться в литературе, о «срединной точке», где существовать невозможно предельно; но, в конце концов, Кафка смог сделать это – вырваться за предел, и теперь его имя ясно сияет лучами сакрального. Что до профанной проекции судьбы Франца Кафки, то с точки зрения обывателя, она сложилась весьма незавидно. Ни один из своих романов он так и не смог издать – даром что Макс Брод, его близкий друг, в литераторской Праге был человеком влиятельным. Понимая, что его творчество не имеет выхода на читателя, не находя никакого оправдания своему положению, давно болея туберкулезом и все чаще харкая кровью, Кафка наказал Броду все рукописи «в случае чего» сжечь, – и продолжал писать и писать свой главный, последний роман, всё выше и выше восходя к вожделенному «Замку», бесконечно приближаясь к финалу, когда на сорок первом году жизни его муки оборвала смерть.
Оглавление 43. Спасение 44. Трансгрессия, недоступная обывателю 45. В поисках смерти |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 20.04.2025 Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко ![]()
![]() |
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|