HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2025 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

43. Спасение
44. Трансгрессия, недоступная обывателю
45. В поисках смерти

Трансгрессия, недоступная обывателю


 

 

 

«Наиболее впечатляющий образ такого продвижения являет нам история землемера. С самого начала этот персонаж, с его неколебимым упорством, предстаёт перед нами навсегда отказавшимся от своего мира, от родной страны, от жизни, где возможны жена и дети. Таким образом, он с самого начала не на пути спасения, а в изгнании».

«Трагическая сложность его предприятия такова, что стоит лишь остановиться в этом мире абсолютного изгнания и разлученности, как все оказывается ложным и поддельным…в этом продвижении за пределы истинного существуют определенные правила… необходимо заблуждаться, а не быть невеждой, подобно Йозефу К. из "Процесса", думающему, что все будет продолжаться вечно, и что он все еще внутри мира, тогда как с самой первой фразы он был из него выброшен. Грех Йозефа, как, несомненно, и тот, в котором Кафка упрекал самого себя во время написания этой книги, состоит в том, чтобы хотеть выиграть процесс в самом мире, которому он считает себя принадлежащим, но где его остывшее и пустое сердце, его существование холостяка и бюрократа, его безразличие к семье – все эти черты, найденные Кафкой в самом себе – не позволяют ему обосноваться. Конечно, его беззаботность мало-помалу улетучивается, но это уже результат самого процесса, так же, как красота, озаряющая осужденных и делающая их привлекательными для женщин, – это отражение их собственного распада, смерти, направленной на них, как самый подлинный свет».

«"Процесс" имеет, по крайней мере, то преимущество, что позволяет К. узнать, как в действительности обстоят дела… Но Процесс – все же не истина, наоборот, это процесс заблуждения… Землемер практически лишен недостатков Йозефа К. Он и не стремится вернуться на родину, жизнь в Ханаане потеряна для него».

«Осознавал ли Кафка схожесть всего этого предприятия с тем движением, через которое произведение тянется к своему истоку, к той сердцевине, в которой оно только и может осуществиться, разворачиваясь по мере продвижения к ней, но, достигнув ее, становится невозможным? Часто ли он вспоминал слова Гёте "Лишь поставив себе условием невозможность, художник обретает все возможности"»?

 

Мысль Гёте – гениальна! Взявшись за произведение, которое невозможно – по разным соображения: политическим, экономическим, этическим, и даже эстетическим, – художник обретает свой шанс создать истинное произведение искусства, выводящее его за предел обычного, то есть, профанного, восходящее к своему истоку и возводящее самого художника в сакральную высь, недосягаемую для простых смертных.

Мне остается добавить, что Кафка сегодня – одна из центральных фигур литературы ХХ века. Тех, кто литературу действительно знает и любит, образ Кафки волнует, тревожит, заставляет задумываться над собственной жизнью. Даже человек с ментальностью обывателя, читая «Процесс» или «Замок», смутно осознаёт: в этих кошмарах речь – о чем-то таком, что гнетет всякого человека. Ну а для писателя несомненно: все истории Кафки – о писательской мýке, о бредовой расщепленности писательского сознания, о его невозможности быть обывателем, и его невозможности утвердиться в литературе, о «срединной точке», где существовать невозможно предельно; но, в конце концов, Кафка смог сделать это – вырваться за предел, и теперь его имя ясно сияет лучами сакрального.

Что до профанной проекции судьбы Франца Кафки, то с точки зрения обывателя, она сложилась весьма незавидно. Ни один из своих романов он так и не смог издать – даром что Макс Брод, его близкий друг, в литераторской Праге был человеком влиятельным. Понимая, что его творчество не имеет выхода на читателя, не находя никакого оправдания своему положению, давно болея туберкулезом и все чаще харкая кровью, Кафка наказал Броду все рукописи «в случае чего» сжечь, – и продолжал писать и писать свой главный, последний роман, всё выше и выше восходя к вожделенному «Замку», бесконечно приближаясь к финалу, когда на сорок первом году жизни его муки оборвала смерть.

 

 

 


Оглавление

43. Спасение
44. Трансгрессия, недоступная обывателю
45. В поисках смерти
675 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.03 на 29.04.2025, 16:39 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за март 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!