Игорь Белисов
Философское эссеНа чтение потребуется 12 часов | Скачать: Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление 56. От трансцендентности – к имманентности 57. Бог умер? Да здравствует человек? 58. Свобода и необходимость Бог умер? Да здравствует человек?
Финал ХIХ века идейно был оглашен сотрясающим основы возгласом Ницше: «Бог умер!» Его драматически подхватил Достоевский в своем творческом осмыслении: «Если Бога нет, значит, всё дозволено». В этом апокалиптическом озарении начался новый, ХХ век. Отрицание Бога не замедлило дать плоды. Старый рухнувший миропорядок, для начала, вылился в Первую мировую войну, затем – революция в колоссоподобной Российской империи, затем – голод, разруха, раскол мира на две враждебные половины, тоталитаризм, милитаризация и концлагеря по обе стороны от раскола. Всего этого Бердяев провидеть, конечно, не мог. Хотя, Первая мировая при нем уже грохотала, и, наверное, его размышления об оправдании человека были отражением непосредственных впечатлений. Старый космос на глазах рассыпался в жестокий хаос. Человеку требовалось хоть на что-нибудь опереться – в хрупком мире, обнажившем в себе откровение смерти. Бердяев увидел опору в мистической экзальтации. Его идеи, в основе, опираются на христианство. На первый взгляд, ничего, кажется, нового. Впрочем, «снятие противоположностей», «антроподиция», «религия человека», – в начале ХХ века в этом, вероятно, была новизна, даже революционность. Но как это понимать – «религия человека»? Возведение человека в некий культ преклонения? Так ведь начиная с гуманистов эпохи Просвещения, все только и делали что ставили человека в центр интересов – не говоря об античных софистах (V в. до н.э.) с их «человек есть мера всех вещей». Рождение в человеке Бога? Звучит красиво, поэтично. Но есть ли в этом какой-нибудь смысл, кроме метафоры? Или это – не метафора? Тогда что же? Прямолинейное утверждение? Для атеиста, во всем этом – одна схоластика, если не бред. И все же, в Бердяеве есть для меня один тонкий момент, который мне близок и внутренне притягателен. Бердяев видит в творчестве выход из рабства у мира «призрачного» в мир «подлинный». Это – нечто противоположное миропониманию атеиста. Любопытно... Корме того, это перекликается с тем, что мы уже прояснили в процессе сравнительного исследования: личность творческая всегда стоит на границе между двумя мирами, будь то социально или экзистенциально. Сходятся, пересекаются параллели... Проследим мысль русского мистика дальше...
Оглавление 56. От трансцендентности – к имманентности 57. Бог умер? Да здравствует человек? 58. Свобода и необходимость |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы
|
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|