HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

77. Три эпохи
78. Последний вопрос
79. Часть третья. Магический ракурс писательства

Последний вопрос


 

 

 

Финальная фраза, которую я выбрал из книги Бердяева, восхитила меня воинственным духом. Здесь я вспомнил опять, что писательство – это Путь Воина. Бердяев, несомненно, шел этим путем. Чего стóит одна только догматическая убежденность, с какой он утверждает свое оригинальное осмысление творчества. Можно соглашаться, можно не соглашаться с его «христологией человека», но непоколебимость авторской интонации вызывает симпатию.

Вообще, значительная часть бердяевской проблематики отражает конфликт религиозного самосознания, который был характерен для начала ХХ века: человека мыслящего традиционная церковь уже не могла удовлетворить. С другой стороны, мистическая направленность размышлений философа шла явно вразрез с атеистическим материализмом, под чье знамя сгоняли строителей молодой Советской республики. Бердяеву повезло, что его только выслали, а не поставили к стенке.

Многие из его идей в ту пору были, конечно, новаторскими. Они расшатывали, разрушали буржуазные ценности. Многие и сегодня могут восприниматься враждебно – со стороны всё того же, неизменного, «среднего класса». Любопытно, что некоторые из посылов Бердяева, например – о семье, о любви, о христианской морали или о деградации церкви, вполне соответствовали революционному духу отрицания старого мира, проповедуемого и пролетарскими идеологами. Но вот мысли об обществе и о государстве уже несли семя крамолы, а о творческой личности – аристократической смуты, ибо новой, советской власти суверенная личность была не нужна, а нужен был новый, перелицованный под советского, но, по сути, такой же, как раньше, обезличенный обыватель (сегодня, сто лет спустя – многое ли изменилось?)... Иными словами, идеи Бердяева не столь необычны, сколь непреходящи и, пожалуй что, вечны – во всяком случае, на том обозримом для нас отрезке истории, где большинство людей духовному предпочитают мирскóе.

Однако есть люди иные. Те, для кого мирское – оковы. Те, для кого ментальность «среднего класса» – тоска и удушье. Те, чья душа подсознательно рвется за предел обывательщины, из стадной необходимости – к свободе осознанной личности. Таким образом, в мистическом ракурсе, мы обнаруживаем всё ту же дилемму, что обозначилась в социологии и экзистенциологии: либо устойчивость, либо зыбкость, либо надежность, либо рискованность, либо соглашательство, либо бескомпромиссность, либо приспособленчество, либо творчество, либо ограниченность, либо трансгрессия, либо профанное, либо сакральное, либо сохранение собственной шкуры, либо – жертва.

По Бердяеву, это, прежде всего, жертва мирскими благами. Но если пуститься этим путем безоглядно, в конечном пределе так получается, что человеку придется пожертвовать, ни много ни мало, собственной жизнью. И вот тут я возвращаюсь к вопросу, с которого начал исследование, и который Батай называл «последним вопросом»: жертвоприношение. Почему? Для чего? Откуда оно появилось? И каков его содержательный смысл?

То, что художник – писатель, поэт – следует своему внутреннему зову искусства (вечности, смерти, ничто, Бога), это мы прояснили. Но что его заставляет добровольно приносить себя в жертву? Или – невольно? Или – и то, и другое одновременно?.. И что его заставляет приносить в жертву других, начиная с далеких и кончая самыми близкими? Откуда эта жестокость? Почему, для чего, возвышенные устремления идут рука об руку с убийственными тенденциями?.. В конце концов, что такое художник? Это просто творческий человек. Иногда – выдающийся, редко – гений, чаще – более творческий относительно среднего уровня. Но ведь и люди среднего уровня, в той или иной степени, в той или иной форме, нередко приносят в жертву и других и себя. Значит, жертвоприношение – феномен всеобщий?

Похоже, Бердяев был прав, три эпохи сосуществуют: бесчеловечная, очеловеченная и одухотворенная. Но что сегодня преобладает – во всем мире, и в каждом из нас? И что будет завтра?

Духовная смерть личности – или массовый жертвенник?

 

 

 


Оглавление

77. Три эпохи
78. Последний вопрос
79. Часть третья. Магический ракурс писательства
492 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.05 на 22.06.2025, 19:28 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

11.06.2025

Снова встаёт вопрос – не стоит ли «Новой Литературе» стать «Новым литературоведением»? Потому что прекрасные, образные очерки об истории литературы раз за разом попадают в цель, и если их собрать в один сборник, то получится замечательное пособие для студентов-филологов. Никакой сетки унылых дат, только воссоздание творческого ландшафта каждого творца.

Елена Гуненкова


03.06.2025
Слежу за вами, читаю. По-моему, уровень качества постепенно растет. Или стабилен, в хорошем смысле. Со стороны этому и завидуют, и злятся некоторые. Как это у Визбора. Слава богу, мой дружище, есть у нас враги. Значит есть, наверно, и друзья.
Игорь Литвиненко

03.06.2025
Вы – лучший журнал для меня на сегодняшний момент.
Николай Майоров

Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!