HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Игорь Белисов

Жертвенник. О сакральном и профанном литературного творчества

Обсудить

Философское эссе

На чтение потребуется 12 часов | Скачать: doc, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление

93. Козёл отпущения
94. К вопросу о христологии человека
95. Хлеб насущный

К вопросу о христологии человека


 

 

 

Вот теперь – самое место прервать поток исторических материалов, чтобы осмыслить один важный частный пример. Этот пример из всех остальных выдается на недосягаемую высоту. Я имею в виду историю Иисуса Христа. Надеюсь, мой потенциальный читатель хотя бы раз читал хотя бы одно из Евангелий, поэтому не буду излагать весть долгий путь на Голгофу, а сразу поставлю ребром тот самый «последний вопрос»: почему люди убили Христа?

Ответ распадается на две составляющие: сакральную и профанную. Рассмотрим подробнее эти две стороны данного случая...

Духовная власть Иерусалима в виде синедриона (верховное судилище, в совет которого входили первосвященники, книжники и родовые старейшины) узрела в назаретянине сакральную угрозу: тот откровенно выступал против религии, бывшей Законом, сохраненном от Моисея. Иными словами, он не просто пророчествовал перед толпою зевак – чем в ту пору не занимался разве только ленивый, – а нес в умы иудеев потенциальную духовную революцию. Его следовало убрать. Самое верное – как богохульника.

В свою очередь, светская власть в лице прокуратора Понтия Пилата, наместника римского цезаря в Иерусалиме, осудила Иисуса из Назарета как политического преступника. Тот баламутил народ; люди даже называли его «Царь Иудейский». Таким образом, он представлял политическую оппозицию, и, кто знает, набери он достаточное влияние, сил римских легионеров могло бы и не хватить, чтобы удержать взволновавшуюся толпу. Его следовало убрать. И лучше – по профанному обвинению.

Распятие на кресте в ту пору было казнью банальной. И не только в Иудее, но и по всей Ближней Азии, и по всей Римской империи. В данном случае, для народа это было еще одно умерщвление заурядного государственного преступника. Следует вспомнить: казнь Христа была приурочена к Пасхе, и по традиции праздника одного из осужденных надлежало помиловать, причем, прокуратор должен был руководствоваться, как сейчас бы сказали, «зрительскими симпатиями». Подстрекаемая фарисеями, толпа отпустила Варраву, известного в Иерусалиме мятежника и убийцу. Известность этого душегуба, видимо, в народе была куда популярней мутных слухов о провинциальном пророке. Так Христа и казнили – практически балаганно, снабдив издевательской вывеской «Сей есть Иисус, Царь Иудейский».

Этим бы и закончилась одна из бесчисленных казней. Если бы не одно решающее обстоятельство. Одиннадцать близких учеников и некоторые, к ним примыкающие, тут же начали творить из казненного миф. Этот миф родился не из сентиментальной фантазии скорбящих товарищей, родственников и прочих сочувствующих, а возник он из темных недр древнейшей традиции, к тому времени уже практически неприемлемой, и все же оставшейся настойчивым отголоском глубинной народной памяти о сакральной сущности всякой жертвы; тем более – человеческой.

Сейчас нам стало понятно, что идея об Искуплении – не что иное, как практика назначать козла отпущения. Также по-новому прояснилась, откуда идея Божьего Сына – она родилась отнюдь не с Христом, а незапамятно раньше. Религия от Христа возникла лишь потому, что оставшиеся ученики, названные Его апостолами, понесли благую весть по народам и городам, пересказывая своими словами всякому встречному, но главное – тем, кто умел их рассказ записать.

Вот она – власть литературы, изменившая мир!..

Так был ли Иисус человеком или все-таки Богом? Такая постановка вопроса, в свете вышеизложенного, теряет свой смысл. Дело не в конкретной Его личности, а в нашей сторонней позиции, с какой мы трактуем ритуальное человекоубийство. Это принципиально! Если мы видим в распятии просто банальную казнь, значит, на том кресте висит один из простых смертных. Но если мы трактуем банальную казнь как жертвенное заклание – в жертву приносится всегда и исключительно Бог.

 

 

 


Оглавление

93. Козёл отпущения
94. К вопросу о христологии человека
95. Хлеб насущный
435 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 18.04.2024, 15:20 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!