Екатерина Бернацкая
ПовестьКупить в журнале за январь 2016 (doc, pdf): ![]()
Оглавление 11. 10 глава 12. 11 глава 13. 12 глава 11 глава
– Античная система стихосложения возникла ещё в Древней Греции в восьмом веке до нашей эры, – учил Магистр, – и в Древнем Риме, куда в третьем веке до нашей эры она перешла из Греции. – А сейчас? В какой мы сейчас части мира зарождаем поэзию: в Греции, в России? – В Лимонной Роще, – просто ответил Магистр. – Но такая, говорят, не существует. – Раньше, возможно, она не существовала. Или существовала в твоих мечтах. А сейчас существует. Так же и я думал о тебе, не о тебе конкретно, я просто создал мечту и не забывал её, и ты – результат её воплощения. Так же и ты глубоко замечтался. Ведь нельзя же сказать, что тебя сейчас не существует? – Нет, – категорически произнёс Орландо. – И раньше ты существовал, но в некой возможной перспективе. Так что не смей сомневаться, Орландо, в существовании Лимонной Рощи. Ведь это первый шаг к поднятию завесы сна. Здесь все твои чувства, которые надобно соединить в разум. Так вот, продолжим нашу лекцию. Певцов изображали с лирой в руках, отсюда и название «лирика». – Значит, само понятие лиры заложено в стихе? – Да, но бывают и агрессивные стихи. – Как люди? – Стих – почти всегда как человек. Со смертью поэзии в людях, как ты видишь, вымерло почти всё человеческое. Но давай теперь не будем отвлекаться, потому что дальше моё изложение требует глубокой сосредоточенности и вдумчивости. Магистр Поэзии рассказал Орландо про системы построения стиха. Равносложие, говорил он, для стихов религиозно-моральной направленности, а, например, Антиох Кантемир бунтовал против этой системы, вот и стихи он писал назло сатирические. – Значит, были и тогда поэты-революционеры? – Всегда были, каждый поэт такой, даже первый. – Тоническая система стиха, – продолжил Магистр, – от греческого Tonos – напряжение, ударение… Так он поведал юному Орландо обо всех премудростях правильного стихосложения, об организации звукового состава, об упорядоченности расположения ударных слогов среди безударных, размерах стихотворных, и всё юноша внимательно слушал и во всё вникал, пока не дошла очередь до стихотворных стоп. – Зачем мне нужны стихотворные стопы? – возмутился он. – Я не хочу, чтобы мои стихи несли в себе ценность стопы. Лишь молитву, я хочу, чтобы молитву нёс мой стих. Ещё Агнелий писал:
Писать не умеют поэты, дыханьем одним, краткие строки им подавай, с простенькой рифмой.
Вот и вся ваша стопа! Краткая строка да простенькая рифма. Не мудрено написать стих определённой стопой. Дайте только образец! Но составить и упорядочить дух стиха – вот что трудно. А стопа не может облачаться в барабанный дождь, ибо и дождь звучит неравномерно, и стук его не вписывается в такты, и паузы в нём неровны. – Орландо, ты нетерпелив. Прежде чем разрушать традиции, изучи их. Подкреплённый знаниями древних, ты будешь увереннее себя чувствовать, и стихи тебе будут подчиняться беспрекословно, и тот серебряный стих во сне тебе тоже доверится. К тому же, если ты будешь идти против правил от незнания, то будешь самодуром, а если от знания к прогрессу – то творцом. Итак, если не хочешь прослыть идиотом и не опуститься до сокрушённых стихов, обучать после других своему мастерству, ты должен изучить неизвестное и отдать дань предкам. Орландо стало стыдно, и он признал, что поспешил со своими выводами необдуманно и горячо попросил прощения у Магистра, после чего Магистр продолжил. Так Магистр Поэзии рассказал Орландо все правила подражания стихам – хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест. Ямб, хорей, говорил он, – двусложные стопы, но ямб – стопа с ударением на первом слоге, а хорей – с сильными местами на нечётных слогах стиха. Хорей с греческого языка переводится как плясовой, вот и стихи читаешь, как танец слогов, этакий хоровод, печальный или грустный, но видится в нём большая крепкая дружба слов. Ямб же совсем нетанцевальный. Стоят слоги, как солдаты, чётко, твёрдо, и смотрят все одинаково и не сводят с тебя глаз, даже в лирическом стихе, они строго организованы в том смысле, что им совсем не хочется пуститься в пляс. Но если ямб взывает к чувствам и восклицает, то он пламенен и страстен, как никакой другой стоп. И есть трёхсложные стопы – дактиль, амфибрахий и анапест. Они только и различаются, что ударением в начале стихотворной строки. Так дактиль с ударением на первом слоге, амфибрахий на втором, а анапест на третьем. Орландо уже немного подустал, его утомило не только уже вечернее время (речь Магистра автор сократил, как только смог, упомянув лишь яркие моменты занятий, чтобы не затянуть с лишними деталями, которые можно прочесть в любой энциклопедии и других длинных премудрых книгах), но и любопытство, жгучее желание приступить к практике. – Дактиль? – переспросил он, пытаясь вовлечь Магистра, привыкшего к одинокому созерцанию мира, к долгим монологам, к безучастности в беседе и равнодушию к собеседнику – в диалог. – Можно я приведу пример? – продолжил Орландо. – Попробуй, – с радостью откликнулся Магистр Поэзии, удивляясь смелости своего ученика. Ведь такой вопрос был бы не то чтобы смелым, а даже дерзким в отношении Магистра Поэзии. Только перед одним его ярким взором блекли все строки. Не все стихи выдерживали испытания его вида. Стихи, сплетённые целиком из рифмы, вяли; стихи лжепророков тоже вяли. Стихи добросовестные беспомощно трепетали, и только редкие стихи, снабжённые большой долей мудрости, ведущие к истине и к святым и глубоким чувствам, возносились в его глазах. – Попробуй, – сказал Магистр. Орландо призадумался. Магистр думал, что этому юноше понадобится как минимум полчаса, чтобы вытащить из себя строчку; чтобы набраться смелости сказать её, понадобятся сутки; и на то, чтобы оправиться от стыда недели будет достаточно. Но вдруг Орландо улыбнулся и бойко произнёс, не сделав себе никаких заметок на черновике.
Неповоротливый дактиль
Чёрной вуалью накрылась луна. Но средь ночи никогда не узнают: Это безрука трёхсложна стопа Тёмным плющом её обвивает.
– А где же окончание «я» в третьей строке? – усмехнулся Магистр. – А зачем оно нужно? Разве смысл дактиля непонятен? – Дактиль благороден, и теперь ты и сам видишь, что сатира, которую прыснул твой стих, как жало скорпиона, ядовита и нечестна. А вот чтобы ты вкладывал в стихи не стопы, а смысл, и учился дисциплинировать свои мысли, мы продолжим упражняться.
По крайней мере, Орландо достиг своей цели, он сманил Магистра к диалогу, и теперь был полностью счастлив, но уже мог вежливо скрывать свою улыбку.
– Теперь амфибрахий, – строго проговорил Магистр – Как с этим ты справишься? И не распыляйся сатирами, ибо они подобны молниям. А ты знаешь, что небо молниями не раскидывается зря и зажигает небеса в определённое время. Сочини теперь амфибрахий. Но помни, что это тихая стопа стиха, она умеряет его, превращая его в длительное повествование, или же шаги стиха увеличиваются, будто человек идёт на цыпочках, и чтобы где-нибудь ненароком не скрипнуть, широкими шагами перебирается из одной точки в другую. Она тиха, загадочна, совсем мистическая, и стих читаешь, замерев дыхание. – Сейчас, – Орландо заметно помрачнел, и от детского выражения лица не осталось и следа.
Шепчущий амфибрахий
Не страшен ни скорпион мне, ни змей. Боюсь одного, что однажды в саду, Когда встрепенутся от света цветы, Не услышу я, как поёт соловей.
– Уже лучше, – наблюдая за Орландо, произнёс Магистр. – Но вот в последней строчке у тебя ударный не второй слог, а третий, не пятый слог, как положено, а четвёртый… – Я поменяю! – воскликнул Орландо, в уме перебирая варианты.
Услышу не я, как поёт соловей.
– Тогда же, – торопливо произнёс сбитый с толку Орландо, – тогда же всё на своих местах. – Хм, – нахмурился Магистр. – Ты должен управлять стопой, а не стопа тобой. В ущерб смыслу не стоит менять строчку. Будь верен своей идее и не раболепствуй перед стопой. Теперь ты видишь, к чему это приводит. Когда стих врывается в твоё сердце, ты не должен приветствовать его «Амфибрахий! Амфибрахий!», ты ему должен молча поклониться и впустить его, иначе он не поймёт, к кому ты обращаешься, и ты собьёшь его с пути. Орландо поник головой, в его глазах замерцали робкие слёзы, но он часто заморгал, и они пропали. Высохшим взглядом он посмотрел на Магистра. – Я готов обучаться дальше, учитель. Простите меня, пожалуйста, за мою несдержанность. Что-то в моей голове размякло от позднего часа, но я ещё твёрд и жив. – Хорошо, ведь ляжем спать мы только после того, как ты познакомишься с анапестом. Удивительная стопа, звенящая и мерцающая, к тому же ещё неторопливая, созерцательная, рисующая в основном немые картины. Понимаешь? – Да, – уже совсем кротко сказал он, еле шевельнув губами, и начал говорить тихо стих.
Немой анапест
Где-то отзвук далёкий, печальный. Вдруг встревожил мою тишину. И душе отчего-то взгрустнулось. Не оттого ль, что он дальний?
– Хорошо, – сказал Магистр, он вдруг тоже стал молчаливее. Ему хотелось как можно больше молчать, как можно тише молчать. Тишина, в которой они сидели, была благородной, и ни одни слова похвалы не могли бы компенсировать это молчание. – Хорошо. На сегодня хватит. Завтра рифма, – сказал Магистр и посмотрел на Орландо. Лёгкое несовершенство Орландо вызывало в его душе потоки тёплых чувств. Орландо был рождён в совершенной мечте, но пока его неуклюжесть умиляла, и, чувствуя себя нужным Орландо, Магистр ещё больше хотел заботиться о нём и полюбил его сильнее. А Орландо даже не намекнул своему учителю, годится ли он ещё в поэты или нет, достоин ли нести священную миссию, сможет ли обратить лица людей к своему гласу. Он хотел спать, он хотел учиться – он понял, сколько всего не знает.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2016 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 11. 10 глава 12. 11 глава 13. 12 глава |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко 14.02.2025 Сознаюсь, я искренне рад, что мой рассказ опубликован в журнале «Новая Литература». Перед этим он, и не раз, прошел строгий отбор, критику рецензентов. Спасибо всем, в том числе главному редактору. Переписка с редакцией всегда деликатна, уважительна, сотрудничество с Вами оставляет приятное впечатление. Так держать! Владимир Локтев 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|