HTM
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2024 г.

Екатерина Бернацкая

Лимонная роща Орландо

Обсудить

Повесть

 

Купить в журнале за январь 2016 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года

 

На чтение краткой версии потребуется полтора часа, полной – 1 час 40 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 20.01.2016
Оглавление

13. 12 глава
14. 13 глава
15. 14 глава

13 глава


 

 

 

На следующий день Магистр Поэзии рассказал Орландо о разновидностях стиха, предупредив, что в античное время было большое количество вариаций, и тогда много стихов имело больше сходных черт с живописью или с музыкой, чем с литературой и словами, потом она вообще минимизировалась до слогов, а потом сконцентрировалась на характере букв. Несмотря на все свои попытки расширить область поэзии, поэты только сужали её до такой степени, что и поэтами их нельзя было назвать, а, скорее, как выразился Магистр, самодурами. Но к чему засорять юную голову, готовую для восприятия самого красивого и торжественного, готового воплотить пылкий голос своего сердца в голос, слышимый народу! Желающего претворить сон в реальность и возвысить её, а не притупить. Поэтому Магистр слегка коснулся вопроса о разделении стихов. Самое главное – донести суть, а как ученик разберётся с этой сутью – его задача. А суть ведь всегда в небольшом, всегда в чём-то одном. Не бывает суть одной проблемы во всех проблемах сразу. Все проблемы сразу – это причины, а суть причин в одном, в корне.

Так Магистр рассказал Орландо о могучем корне поэзии и шести её разветвлениях. Если посчитать Землю за творение; черепаху, держащую Землю, за поэзию, то киты (в данном случае их шесть) вполне сошли бы за акростих, вольный стих, смешанный стих, верлибр, белый стих и стихи в прозе.

Акростих необычен, говорил Магистр, как если мы пишем буриме, предварительно задавая рифму слов и сами слова, а затем дописываем к ним предложения, частенько игнорируя смысл. Получается очень смешно. Акростих же – игра буриме, но наоборот. Если в буриме мы рисуем объект по частям, закрывая эти части, загибая листок, но тот другой человек знает, что ему нужно нарисовать руки и рисует руки, но в своём оформлении. Так вот эти самые понятийные части тела и есть первые буквы в каждой строке, которые составляют некое исходное слово, но чтобы сотворить из них образ – стих – нужно дорисовать их в своём восприятии этой картины. Ты понял, Орландо? Ты меня внимательно слушаешь?

– Да, внимательно, учитель. Одно я не понял: поэзия это или просто игра?

– И игра, и поэзия. Порой не нужно так серьёзно относиться к стиху. Он может быть и шаловливым, и детским. В конце концов, он и сам может попроситься к тебе в игру. Ангел никогда не теряет своего божественного лика в любых картинах жизни, но он же признаёт не только строгих философов и священников, он с радостью поиграет и с ребёнком. Акростих тренирует гибкость ума. Это не подбор слов, автоматическое перебирание в уме, не имеющее ничего общего с вдохновением. Но если ты выберешь правильное слово, самое близкое тебе слово в этот момент и откликнешься на него – это и будет настоящий акростих.

 

Аквастих

 

Аллюзия стиха во всём, в предмете каждом,

Как в сердце каждом огонёк добра,

В окружности как центр важен,

А в треугольнике как важны три угла.

 

Сечение реки так смежно с сушей,

Так ночь от тишины не может оторваться,

И так любовь причастна к сердцу, как

Хайку не перестанет природой восхищаться.

 

– Почему аквастих? Что за ним скрыто? – поинтересовался Магистр.

– Ничего, – коротко ответил Орландо, – просто поток мыслей. Влияние момента. Большая волна оставила мне эту ракушку на берегу, и я её подобрал. Поднёс её к уху, прислушался, а там гул раздаётся. Вот я и захотел описать этот гул.

 

Они ещё немного побеседовали о содержательности стихотворения, после чего Магистр перешёл к следующему виду стиха.

Следующая разновидность стиха – вольный стих. И здесь я предупреждаю тебя, Орландо, зная, что ты рвёшься к свободе от правил, будь осторожен. В нём нет строгой рифмы, но в погоне от рифмы можно и про метр забыть, а это главное отличие стиха от прозы. В нём имеется своё место и для раздумья, и пояснения, и запинки, многоточий, пауз. Расположение слов здесь тоже очень важно. Я имею в виду, что на строчке может стоять одно слово или несколько, которые ещё, возможно, не договорились, что они делают на этой строке, перешёптываются или подозрительно посматривают друг на друга, но они найдут согласие, договорятся, если поэт сможет привести их к единому мнению, к одной идее, к одному образу. Но если ты пишешь такой стих, то полу-стих не сойдёт. Тут либо стих, написанный вольным стихом, либо неудавшийся стих, либо корявая проза.

– Да, да, – закивал Орландо, – если я и позволю себе допустить какие-либо вольности, то все они будут ограничиваться поэзией. Да, стоит ли говорить – ограничиваться, ведь поэзия – целый мир.

 

Вольный, но добродушный вор

 

Возможно, да, хотел бы я поверить,

Что открываются ключом

Вот эти двери.

Но знаю, впору был бы взлом.

 

– Хорошо, что ты осознаёшь это, – одобрительно кивнул Магистр. – Тогда мы можем пойти дальше, проникая в глубь, в самую глубь стиха. И ты увидишь, какими удивительными метаморфозами может обладать стих. Так же, как и простой параллелограмм в разных плоскостях может образовывать разные фигуры: от квадрата до треугольников, а он остаётся тем же параллелограммом. Так вот, засечь стих в другой плоскости, посмотреть на него под другим углом, не нарушив равновесия самой фигуры – это написать верлибр. Ведь, в сущности, любую мысль можно зарифмовать, как завести в стандартную сетку. Но, как и геометр, не нарушая законы геометрии, вторгается в пространственную геометрию, так и поэт пишет пространственную поэзию, не нарушая законов самой поэзии, ибо, как ты сказал: поэзия – это мир, а любое мироздание имеет законы.

 

– Сочинил! – быстро сообразил Орландо.

 

Хитрый верлибр

 

Рикошетом скачет мысль по жизни,

Камень – на корм рыбам.

 

– Что ты имеешь в виду? – спросил Магистр.

– Что я имею в виду, я могу выразить только этим стихом, по-другому может объяснить только читатель, – хитро произнёс Орландо.

– Хорошо, предоставим это право читателю. А теперь мы поговорим о белом стихе.

– Похож на чайку! – не удержавшись, воскликнул он.

– Чайка… очень красиво. Пожалуй, больше ничего не добавишь. Чайка, которую зовёт море, парящая на парусах свободного ветра, но сохраняющая красоту своего полёта. Это белый стих.

Орландо сочинил и белый стих.

 

Белая чайка

 

Однажды был я сильным, крепким,

и мог объять

мир одним взглядом,

и мог пойти навстречу ветру,

и мог я зайца подстрелить,

того, кто прячется в траве,

 

Но это было,

когда парил я в просторе неба

на крыльях сильного и зоркого орла.

 

– Теперь стих смешанный, – с удивлением продолжил Магистр, – Рассказываю тебе о нём только затем, чтобы ты знал, что если вдруг решишься дерзнуть и революционировать стопу стиха, просто смешав стопы и взболтав, то никакого фурора ты не произведёшь. Это делали много и много раз. Строками разных размеров никого не удивишь, никого не сразишь. Ну, а о стопах ты уже всё знаешь.

– Но послушайте, учитель, ведь можно сделать вот как: придумать новую стопу или придумать такое сочетание стоп, что поразят любого, и такой аккорд звуков будет сказочным, будет фантастическим.

– Как же ты это сделаешь?

– Новая система знаков, она мне поможет. У этой системы знаков будет своя стопа, уникальная. В ней будет сила внушения, сила гипноза, а если ею будет написан весь стих….

– Стоп, стоп, стоп! – перебил его Магистр. – Не заходи так далеко. Если тот стих в твоём сне таит какие-нибудь злые чары, то лучше брось это занятие, ибо я обучаю тебя не во имя тебя самого, а во имя человечества, во имя культуры и дальнейшей жизни. Для этого нужно много усилий, но перебор совершенством лишний.

– Но, учитель, виноват ли я, что ваша мечта такая совершенная, она отчасти и ваша натура, и разум, и душа! Я плод вашей мечты, и мне вообще грешно сетовать на своё существование, зная, кто мой творец. Вы даже не представляете, что со мной случится, если ваша вера в меня надломится. Я не проживу и секунды.

– О, Орландо, не говори так! – ужаснулся Магистр и обнял своего ученика. – Ты же знаешь, как я к тебе отношусь. Ты – мой лучший ученик. Ни на секунду я не жалею, что учу тебя, что взялся тебя растить (а это ведь ещё было четырнадцать лет назад). И никому я не дам тебя в обиду, поскольку я знаю, что стих может быть твёрдым, как камень, но печень поэта – самое уязвимое место. А ту слезу, которую ты хотел пролить, но сдержался, спрячь в стихе, и расцветёт он подобно цветку, ожившему в живой воде.

– Да, – кивнул Орландо, не смотря Магистру в глаза, а если и мелькал его взгляд по лицу учителя, то со стыдом.

– Ты просто устал. Сегодня нам пришлось много поработать. Солнце уже клонится к закату. Нам осталось разобрать только стихи в прозе, и на сегодня закончим. Стихи в прозе относят к стихам, но я же склонен относить их к отдельному жанру. Потому что и стихи, и проза здесь правят в равной мере. Проза отвечает за форму, поэзия – за содержание. До этого если я учил тебя, что и то, и другое в одинаковой мере важно, и в стихах мы не отдаём предпочтение тому или иному, то почему же в «поэтическом» жанре стихи в прозе, где и проза играет немаловажную роль, всё-таки проза ставится на второе место! Чтобы у тебя не возникало вопросов, что главнее, то знай, что стихи в прозе – это отдельный жанр. Нет такого в гармонии, чтобы форма перевешивала или содержание, в ней равная наполняемость. Но раз стихи в прозе уже очень с первого взгляда и по размещению на странице походят на прозу, а вчитаешься – стихи, то честнее всего не ставить между ними различий, границ, даже зыбких. Раз вздумается тебе написать стих в прозе, как ты уже попадаешь в другое царство, в другое измерение.

– Должен ли я сейчас сочинить такой стих? – спросил Орландо, но с неохотой.

– Завтра, мой друг. Завтра к нашему занятию ты мне покажешь такой стих. Сегодня с тебя хватит. Наука отнимает не только много времени, но и сил. Сон унесёт всю твою усталость прочь. Ложись спать.

– Что мы будем изучать завтра? – устало спросил Орландо.

– Завтра у нас небольшая лекция. Завтра я тебе ещё кое-что расскажу о рифме. А потом вечером мы прогуляемся и побеседуем, как нормальные люди. К тому же вдохновение нисходит на человека со свежими мыслями.

– О, учитель, я больше не могу! – вне себя от усталости закричал Орландо. – Я лучше буду жонглировать словами. У меня всегда это хорошо получалось. Зря вы меня выдумали. Зря я… зря… – Орландо не смог договорить, потому что заплакал. – Я себя чувствую одиноким, запертый в этой тюрьме. Нет, не таким, каким себя чувствует человек обсмеянный. Другое одиночество – одиночество души, более страшное. С каждым стихом, с каждым новым знанием об этой науке моё одиночество увеличивается, и я больше не могу этого выносить! А здесь столько людей, но я никого не вижу. И этого я тоже не могу вынести. И вас я тоже почти не вижу! Вы были так рядом, а теперь, где вы? Сейчас, когда мне нужна ваша поддержка, ваше сострадание, ваш дружеский жест, вас нет! У вас же всего одна мечта!

– Успокойся, милый Орландо. Успокойся, – произнёс спокойно Магистр. – Это моя вина. Я не должен был тебя так нагружать, я должен был подумать о твоём возрасте. Во всём виновата моя пылкость, рвение обучить тебя всему и сразу…

– Нет, учитель! Я вас умоляю, не разочаровывайтесь во мне! Я совсем запутался. Я совсем запутался, – повторил Орландо ещё тише. Магистр опустил свою руку ему на плечо, поцеловал его в лоб и крепко обнял.

– Всё хорошо, не переживай. Если ты и запутался, то любое бы существо так себя чувствовало. Ты знаешь, что я рядом с тобой, и ты радуешься мне. Но я не совсем человек. Я полу-дух, оттого ты не можешь постоянно удерживать мой образ с собой, ведь ты человек полностью, – объяснил ему Магистр.

Кто знает, как бы понял эти слова Орландо. Наверное, он бы бросился объяснять, как любит своего учителя и что не видел более совершенного в этом мире. Но он уже их не слышал, так как уснул в любящих объятиях.

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2016 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение января 2016 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

13. 12 глава
14. 13 глава
15. 14 глава
506 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.06 на 232.07.2024, 18:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

23.07.2024
Много чего понравилось в прошлом номере, но больше всего, наверное, критическая статья о В. М. Гаршине, интервью с А. Марининой, эссе Дм. Аникина об И. Анненском.
Роман Рязанов

17.06.2024
Главное – замечательно в целом то, что Вы делаете. Это для очень многих людей – большая отдушина. И Ваш демократизм в плане работы с авторами – это очень важно.
Виталий Гавриков (@prof_garikov), автор блога о современной литературе «Профессор скажет»

10.06.2024
Знакома с «Новой Литературой» больше десяти лет. Уверена, это лучшая площадка для авторов, лучшее издательство в России. Что касается и корректуры, и редактуры, всегда грамотно, выверенно, иногда наотмашь, но всегда честно.
Ольга Майорова



Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!