Олег Ботизад
Повесть(завершение)
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 15.08.2015
На чтение потребуется 1 час 20 минут | Цитата | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf Художник – Саша Николаенко. Принимаем заказы на иллюстрирование Купить в журнале за август 2015 (doc, pdf): ![]()
Оглавление 4. Часть 4 5. Часть 5 6. Часть 6 Часть 5
![]()
Прошёл месяц. Антон и Люся возвращались в город на поезде. Ехали они в полупустом плацкартном вагоне, а попутчиком у них оказался православный священник. Правда, то, что он священник, открылось не сразу, так как одет мужчина был не в рясу, а в обычную светскую одежду – клетчатую рубашку и брюки. Однако рубашку он носил навыпуск, и была она подпоясана узеньким ремешком. Лет ему на вид было около пятидесяти, длинные волосы были стянуты под затылком в косичку, а давно не стриженная борода весело кустилась на груди. Ехал он откуда-то издалека, во всяком случае, расположился в купе основательно, иконку на окошко приладил, отварную картошечку и малосольные огурчики на столике разложил, молитву собрался творить, руку уже поднял с двуперстием... – Здравствуйте! – поздоровалась Люся, останавливаясь на пороге купе. Мужчина обернулся, руку опустил, взглянул на молодёжь весёлыми глазами. – Доброго здоровья! Заходите! Прошу к столу, чем Бог наградил… Антон забросил на верхнюю полку рюкзак, Люся поставила на нижнюю сумку, достала из неё завёрнутую в бумагу жареную курицу и большую бутыль с молоком. – А нас вот бабушка наградила! Ребята присели к столу, Антон достал карманный нож, начал пластать курицу. – Меня Антоном звать, а это Люся. А вас как? – Меня-то? – Попутчик добродушно улыбнулся. – Это смотря кто зовёт. Я ведь священник, поп, по-народному. Прихожане зовут меня батюшкой. Официальные люди – отцом Николаем, а вы можете звать Николаем Васильевичем. – Вот те на! – с удивлением произнёс Антон и посмотрел на Люсю. Та не удержалась и смешливо прыснула. – Первый раз со священником встречаюсь. Вы и не похожи вовсе на попа, разве что борода… – И, подвигая к попутчику курицу, добавил: – Берите, не стесняйтесь! Нам всё равно её всю не съесть. И молоко пейте! – Благодарствую, однако нынче пост. А моя картошечка и огурчики к вашей курице вполне подойдут, так что не побрезгуйте, без обиды. – Пост? – Антон опять удивился. – А мы и не знали. Я про рождественский пост слыхал, но чтобы летом!.. – Летом суть два поста – Петров и Успенский. Сейчас как раз время Успенского. Вы, как люди не воцерковленные, можете есть всё что хотите, а для меня это грех. И ещё… Вы уж простите Христа ради, но я должен помолиться. – И, обратившись к иконке, изображающей Христа-спасителя, отец Николай перекрестился и прочёл «Отче наш» и ещё что-то.
За трапезой разговор возобновился. – И всё-таки вы какой-то странный, – продолжил свою мысль Антон. – В городе я видел несколько раз священников – они в чёрных рясах ходят, с большими крестами… А вы в обычной одежде. Отец Николай рассмеялся. – Так я ж не обычный поп! Про старообрядцев слышали? Их ещё староверами или раскольниками зовут. Антон и Люся переглянулись. Люся произнесла неуверенно: – В школе что-то проходили… По истории. Боярыня Морозова… Ещё картина есть такая… Кажется, Сурикова. – Фильм ещё недавно был хороший, по телевизору, – добавил священник. – «Раскол» называется. Только раскольниками нас несправедливо зовут. Раскол не мы учинили, а Никон вместе с царём Тишайшим, Алексеем Михайловичем. Собственно, придумал его царь, а Никон, патриарх, исполнил. С тех пор государственная церковь по новым обрядам живёт, а мы – по старым, как Апостолы завещали, за это нас гоняют уж триста лет, потому и не привыкли мы напоказ рясы носить. – Это ж когда было? – с недоумением спросил Антон. – Какой раскол? Сейчас двадцать первый век! Кто сейчас в Бога-то всерьёз верит? Священник посмотрел на него ласково. – А кто ж, по-вашему, весь этот мир создал? Кто красотой его наделил нам на радость? Неужели вы, юноша, верите, что всё это возникло само по себе, случайным образом? – Вы ещё скажете, что и человека Бог создал, вылепил из глины? Неужели вы сами-то верите в эти сказки? – Вы знаете, Антон, верить можно во что угодно. Можно веровать в Бога, можно верить в авторитеты. Вам только кажется, что всё на свете можно доказать. Даже учёный, что-то доказывая, всегда вынужден опираться на нечто недоказуемое, на аксиомы. – Что-то вы слишком мудрёно говорите, – прервал его Антон. – Скажите просто: вы сами верите в Бога или только бабушек утешаете царствием небесным? – Утешаю не я, утешает молитва, обращённая к Богу. А вы, чувствую, как раз к бабушке ездили? – Да, – ответила Люся. – Ей девяносто исполнилось. Вся родня собиралась… – Великое это дело, – кивнул отец Николай, – когда молодые старых не забывают, тогда и традиции сохраняются. Долго у бабушки гостили? – Три недели, – ответил Антон. – Я на охоту сходил. Козу подстрелил. – Домашнюю, небось? – Почему домашнюю? Дикую. Косулю. У меня в рюкзаке голова, чучело хочу сделать, могу показать. Отец Николай шутливо поднял вверх обе руки: – Верю, верю! Можешь не показывать. А чем, вообще, в вашей деревне народ живёт? Не одной же охотой? – Ой, да там пять домов жилых и осталось! Слава богу, дядя Павел, мамин брат, не уехал, он лесником работает, а то бы бабушке совсем тяжко было жить, в девяносто лет.
– Да, – согласился священник, – возраст солидный. Ты вот, Люся, сказала «слава Богу»… А ведь и в самом деле, мы должны постоянно Его славить. И благодарить! – За что нам его благодарить? – Антон посмотрел скептически. – За цунами, землетрясения, пожары? За войны, терроризм и прочие ужасы? Если бы Бог был, разве он допустил бы всё это? А если всё это происходит с его ведома, то мы не благодарить его должны, а ругать, ненавидеть! – Ругать нам надо самих себя. А ненавидеть вообще никого нельзя. Ненависть сжигает душу. В существование души-то вы верите? Вы же ощущаете себя как личность? – Ощущаю. Не верю, а именно ощущаю. Именно, как личность. Пока я жив, эта личность существует. Но когда я умру, она исчезнет, никакого Антона Снегирёва не будет. Бессмертной души нет, ни в какой рай или ад она не попадёт. – Откуда вы это знаете? Вы можете только верить в это, или не верить. А что вы чувствуете, когда совершаете что-нибудь нехорошее? Ну, зло кому-нибудь нечаянно причинили, кого-то обидели и не извинились. Антон задумался. – Тошно бывает. Выть иногда хочется. Совесть мучает. – Это душа болит. А совесть – это и есть Божий голос. Бог – он в каждой душе есть, в каждом человеке, независимо от того, верует человек в него или нет. Совесть подсказывает нам, в ладу с Богом мы живём или нет. Правда, некоторые люди упорно заглушают в себе этот голос и творят зло за злом, и душа их делается чёрной. Такие люди губят себя и свою душу. – И как же ваш Бог на это смотрит? Зачем он позволяет людям губить свои души? Ведь он же всесилен! Он может всех людей сделать добрыми! Почему он не делает этого? – Нам неведом замысел Божий, – кротко ответил священник. – Мы знаем только, что он надарил нас свободой выбора. Возможно, он сделал так, чтобы сделать нас счастливыми. Потому что свобода – основа счастья. Но в любом случае, каждый человек в силах сделать свою душу либо чище, либо чернее.
Антон задумался. Люся, глядя на него, тоже притихла, потом посмотрела на часики и засобиралась в туалет – умыться. Когда она вышла, Антон взглянул на по-прежнему улыбчивого священника и спросил: – А что же сделать, чтобы душа болеть перестала? – Если некрещённый, то, прежде всего – покреститься, – с готовностью ответил тот. – А потом исповедаться и покаяться. – А что значит «исповедаться»? – Рассказать всё без утайки о своём прегрешении, о том, из-за чего душа мается. А «покаяться» – значит, искренне самому себе и Богу пообещать, что подобного более не будешь творить. Трудно это, очень трудно, но другого пути нет. И давно болит душа? – Больше года. – Значит, велик грех. Но и великие грешники очищались. – Как вас найти, батюшка? – Телефон есть на чём записать? – Есть. – Антон достал из кармана мобильник и набрал продиктованный священником номер. – Если надумаете креститься, имейте в виду – во время поста не крестим, а пост закончится через десять дней. Но советую прийти в ближайшее воскресение, посмотрите, как служба идет. Молодёжи у нас много, сами увидите. А Люся, что, тоже некрещённая? – Ну да. – Вдвоём приходите. Потом и обвенчаем вас. Антон смутился: – Да мы ещё не зарегистрированы. – Но ведь живёте? – В глазах отца Николая мелькнули лукавые искорки. – Живём. – Греховно живёте. ЗАГС – это для государства, а венчание – это пред Богом, пред душой. И, кроме того, – это красиво, всю жизнь будете помнить. – Это посмотрим. А прийти – придём.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за август 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 4. Часть 4 5. Часть 5 6. Часть 6 |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы![]() Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист ![]()
![]() |
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|