HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Владимир Бреднев

Годины

Обсудить

Повесть

На чтение потребуется 1 час 45 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 17.02.2014
Оглавление

6. Часть 5
7. Часть 6
8. Часть 7

Часть 6


 

 

 

Минуло десять лет.

Григорий Никифорович огруз, чаще стал недомогать, поседел, подслеп на глаза, но хозяйства своего не оставлял, вёл всё чередом. После гражданской сам управлялся, а потом, как НЭП открылся, стал нанимать работников. И вот грозятся новые веяния, словно новые грозы. В летние вечера, после дня, особенно жаркого на работу, садился Григорий Никифорович на новую завалину, схватывал седую бороду в кулак да тянул помаленьку, пропуская через руку, будто в той бороде скрывалась мука, которая всё десятилетие тревожила старого казака.

 

Осенью, когда завезли последние снопы на гумно, под самый вечер во дворе залаяла собака, с приступом. Старый, поседевший кобель Трезорко ронял короткие звуки и гремел цепью. У ворот был кто-то чужой. Набросив на плечи кожушок, водрузив на голову старую фуражку без кокарды, Григорий Никифорович вышел во двор.

– Кто? – спросил хозяин с крыльца.

Из-за ворот не ответили. Но там послышалась возня, и Трезорко с ещё большей страстью принялся гавкать. Яровеев ругнул советскую власть за то, что отобрала у казаков оружие.

– Сейчас отворю, – крикнул Григорий и прошёл в летник, где под маткой, в укромном месте был положен револьвер.

Проверив барабан и взведя курок, Яровеев сунул револьвер в карман штанов, поправил на себе кожушок и пошел отворять ворота.

 

Приоткрыв калитку, старик опешил. По ту сторону ворот стоял мальчик, смотрел на Григория Никифоровича и теребил лямки поставленного перед собой вещевого мешка. На голове у мальчика была городская шапка-пирожок, сшитая из смушки, одет он был в доброе демисезонное пальто, шаровары казачьего покроя были аккуратно заправлены в новые яловые сапоги с высоким голенищем. В общем, на оборванца, беспризорника и голытьбу мальчик был не похож.

– Кто таков будешь, да где идёшь? – спросил Григорий.

– Яровеев Григорий, – ответил мальчик, опустив руки по швам и выпятив грудь вперёд, – Максима Григорьевича сын.

Григорий Никифорович распахнул калитку настежь, выскочил за ворота и стал озираться по сторонам, но Максима нигде не было.

– Что с отцом? – крикнул он.

– Ничего. Он с двадцатипятитысячниками в Оренбургский край поехал, казачьи колхозы строить, а меня вот посадил на станции в поезд, поручил дедушке одному за мной приглядывать. Дедушка меня и привёз до Першиной, а потом обсказал, как к вам идти. Вот тут на листочке написано. Я вошёл и у тётеньки у колодца про вас спросил. Она ваш дом показала, – отрапортовал Яровеев младший.

– Проходи, проходи. Молодец, – Григорий Никифорович подхватил вещмешок, подтолкнул Гриньку вперёд.

 

Стал запирать ворота, не удержался, ещё раз выглянул – не спрятался ли где Максим. Нет, не простил отец сыну его красногвардейства, потому что это родило другой позор – своё собственное предательство. После гражданской войны несколько станичников вернулись из Манчжурии и Харбина домой. Удивились, что станичный атаман после боя с красными остался жив. А узнав про Максима, и вовсе перестали здороваться с Яровеевым. Это обстоятельство угнетало Григория Никифоровича. И на людях он о Максиме не заговаривал. Но стоило ему остаться наедине с самим собой, где-нибудь в лесу, или на реке, как приходили мысли о сыне. И злой комок подкатывал к горлу, душил, выдавливал на глаза по скупой слезе. Тогда, чтобы хоть как-то унять тоску, Григорий Никифорович начинал разговаривать с воображаемым Максимом. Спорил, доказывал. Сам не замечал, как разговор его становился всё громче и, наконец, доходил до той ноты, когда происходило просветление. Григорий останавливался, как вкопанный, и начинал озираться. Долгих десять лет отец ничего не знал о сыне. И вот. На пороге стоит Яровеев младший, как две капли похожий на Максима.

Бабушка Варя только руками всплеснула, а потом захлопотала у печи, доставая с пода щи и неизменный пирог из судака.

Когда Гриша поел и сел на лавку, дед спросил:

– А мамка-то у тебя где?

– Умерла. В двадцать седьмом, от холеры.

– Господи Исусе, сколько ж годов-то тебе было?

– Пять. Но мы с тятей хорошо жили. Тятя у меня мастер по паровозам. А сейчас он с другими мужиками поехал деревенским красным казакам помогать, чтобы кулаков-мироедов извести, – Гринька спохватился, встал с лавки и пошел к своему вещевому мешку.

 

Вернулся он с листом бумаги в руке.

– Вот же, – Гринька потряс в руке листок и начал читать, – Дорогие мои мама и тятя! Во первых строках письма примите от меня низкий поклон и пожелания вам доброго здоровия и многолетия. Хотя у нас с вами вышли большие разногласия, я о вас помню и сердцем всегда за вас беспокоюсь. Да и уж теперь у тебя, тятя, зла на меня быть не должно, так как многое по-моему выходит, а стало быть, боролся я за эту новую и светлую жизнь не зря. На тебя, тятя, у меня никакой скорби и сраму никакого нет, потому что я тебя хорошо понимаю и сочувствую. Ты не мог тогда от своей клятвы отказаться, и не знал, что Николашка нас первый бросил, и от нас, когда мы на фронте были и немца били, отказался. Скоро уж совсем все по-другому будет, и ты, тятя, поймёшь, что мы, красные казаки, никакому трудовому человеку зла не желали, а только во его благо всё и делали. Как и теперь. Теперь наш великий вождь, товарищ Иосиф Виссарионович Сталин сказал, чтобы мы не забывали о нарастании классовой борьбы, и всеми силами боролись с проявлениями мелкобуржуазности и капитализма на деревне, где ещё в массе своей есть несознательный элемент, для которого собственность в первую голову, а уж потом всё остальное. И я, как и мои боевые товарищи, едем теперь в далёкие станицы и деревни, чтобы помочь трудовому крестьянству, трудовому казачеству и бедноте справиться с мироедами-кулаками и их прихвостнями подкулачниками, прямыми агентами мировой буржуазии в нашей советской деревне. Гришу оставить на чужих людей не могу, потому что считаю, что вы у меня есть самые родные. А со мною всякое может случиться, потому что враждебный элемент затаился и ждёт, как ударить в спину смертельнее и больнее.

Кланяйтесь от меня Дмитрию с его семьёй. Простите и не поминайте лихом, если что было не так.

Ваш сын Максим Григорьев Яровеев».

 

Гриша закончил читать и с удивлением поглядел на бабушку, утирающую кончиком платка слёзы, на деда, угрюмо сидящего на лавке под образами.

– Вот, значит, как. Опять Максимка людей тиранить станет. Не уймётся никак, – грустно проговорил Григорий Никифорович, протянул руку и потрепал по вихрам младшего Яровеева. – А мы, Гришунь, не как твой тятька, станем. Мы по-другому станем, как меня ещё мой дед учил. Не горюй, мать, гляди, каков внук. Яровеев.

– Что же, Гриша, нам година-то такая выпала? Из огня да в полымя. Чует мое сердечушко, из Максимкиной-то затеи опять горе горькое выйдет. За что же уж так-то? Я ли Господа-то не просила, не умоляла? Почто он от Максимки-то нашего отступился?

– Не причитай, мать. Он, гляди, от каждого второго отступился. Ничего. Проживём.

 

 

 

Эрих Мария Ремарк. Триумфальная арка (роман). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно   Станислав Лем. Солярис (роман). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно   Александр Куприн. Поединок (повесть). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно

 

 

 


Оглавление

6. Часть 5
7. Часть 6
8. Часть 7
507 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!