Владимир Бреднев
ПовестьНа чтение потребуется 1 час 45 минут | Скачать: Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 17.02.2014
Оглавление 7. Часть 6 8. Часть 7 9. Часть 8 Часть 7
Зиму прожили Яровеевы, как прежде. За все время младшему Гриньке от Максима пришло одно письмо, в котором он кланялся своим родным, говорил, что у него всё хорошо и спрашивал сына о делах и учебе. Григорий Никифорович будто сбросил прошлый десяток годов, достал с чердака лыжи и каждую субботу и воскресение ходил с Гринькой в лес. По первотропу охотились на зайцев, потом, когда лиса полиняла, принялись за лис. Но более чем о трофеях, заботился Григорий Никифорович о внуке: учил хорониться так, чтобы ни одна собака не сыскала, учил ходить неслышно, по-кошачьи, костёр умел разжечь, пищу приготовить, не заблудиться в любом лесу ни днём, ни ночью. Учил дед внука за себя постоять. И Гринька через несколько месяцев уже не представлял себе жизни без деда. Пришла весна. В разбитом церковном куполе заорали грачи. Как в народе говорят, на притчу отец Афиноген пошёл по селу уговаривать казаков починить маковку, крест с земли поднять да поставить на место. В селе поговаривали, что поблазнилось отцу Афиногену лето огневое, страшное, вот он и положил обет – воскресить прежнее. Нашлись согласные. Уговаривались на лето, на Иванов день.
Григорий Никифорович оделся по-рабочему, подпоясался, сунул за пояс топор, а пилу-ножовку, гвозди и рубанок положил в торбу. Выбрал под навесом пять высушенных плах. И они и Гринькой отправились к церкви. – Деда, а как я-то там буду? – А что такого? – Тятька у меня большевик. Он говорил, что Бога нет. – Может, тятька твой ошибается? Вон, смотри сколь казаков к церкви идут. Для них Бог есть. Но, выйдя на церковную площадь, два Григория поняли: творится у церкви что-то неладное. У самых врат скакали черти. Молодые парни, вывернув наизнанку шубы, измазав лицо сажей, кидались на каждого, кто собирался войти в церковную ограду. Отец Афиноген стоял рядом с вратами, осенял бесовское отродье крестом, на что в ответ слышал похабные частушки и озорные непотребные самостийные стишки.
– Граждане казаки, – раздался над толпой зычный голос комсомольского вожака Кольки Завьялова. – Наша комсомольская ячейка постановила с этого года отменить всяческую религию в нашем селе. Теперь вся религия в нашей Долгой есть Всесоюзная коммунистическая партия большевиков во главе с её вождем Иосифом Виссарионовичем Сталиным. А горой Афоном для трудового крестьянства и трудового казачества, трудовых граждан кооператоров и надомников, трудовой интеллигенции есть наш районный партийный комитет во главе с товарищем Аксёновым. Мы, комсомольцы нашей деревни Долгой, постановили, что с этого дня всяческая религия упраздняется, а церква вместе с колоколами закрывается и передаётся под общественно полезное заведение: пролетарский красный клуб и избу-читальню. Долой опиум для народа! С разных сторон послышались нестройные аплодисменты. Большая часть старых казаков заволновалась, среди баб послышались причитания. И только сейчас народ разглядел, как на колокольню карабкаются несколько молодых парней, скинувших на порог рубахи, но демонстративно не снявших кепки. – Ия-ах! – разнеслось с колокольни. И самый большой колокол перевалился через парапет звонницы, ахнул на землю, раскололся, огласив округу последним смертельным звоном.
– Чего, паскудники, делаете? – растолкав толпу, на площадь вырвался Григорий Никифорович. – Жизню новую строим. А ты, дядька Григорий, помалковай. И до тебя череда дойдёт. Ты ещё за своё ответишь перед трудовым народом. – Это ты трудовой народ? – Григорий в ярости сграбастал местного агитатора и коммуниста Ваську Спицына за грудки и тряхнул как следует. – Это ты трудовой народ? Да ты к лошади не знашь, с какой стороны подходить. – А это не моя забота. Кому надо, те подойдут. Моя забота вот таких как ты, белых недобитков, к стенке ставить. Григорий Никифорович размахнулся, но ударить не успел. Между активистом и дедом втиснулся Гринька. – Деда, не надо. И сказано это было не из-за детского страха перед кулачной дракой между взрослыми, сказано это было с каким-то неведомым Яровееву старшему знанием. Григорий опустил руку, оттолкнул Ваську, повернулся и, разрезая гудящую толпу, пошел назад к дому.
Гринька еле поспевал за дедом. Перешли по мосткам речку, поднялись на взгорок. Григорий обернулся. На церковной площади еще гомонил народ, но большинство расползалось в стороны. Понурые, сгорбленные, с обвисшими плетьми руками, уходили они по своим домам, чтобы дожидаться следующего, незнаемого ими дня. – Деда, а ты бы дядьку этого победил? – Победил бы. А ты, Гринь, за меня испугался? – Угу. – А что так? Подумал, дедушка старый. – Нет, деда. Я однажды в нашем городе видел, как на такого же дядьку другой заругался. А этот дядька вытащил пистолет и застрелил. Я у тяти спрашивал. А он тоже мне сказал, что с контрой только так. – Ладно, Гринька, переживём. Значит, тятька тоже контру пистолетом? – проговорил Григорий Никифорович, не обращаясь ни к кому конкретно.
Утром во двор к Яровеевым явилась целая делегация. Михаил Согрин, невысокий рыжий мужичонка в кожаной куртке, перепоясанной ремнём и перетянутой портупеей, стал соваться во все двери. – Товарищ Спицына, описывайте утварь. Товарищ Казанцев, займитесь сельхозинвентарём. Василий, считай животину. – Мишка, мать твою, – Григорий Никифорович явился с задворок, – что творишь, нехристь? – Вас экспроприируют, гражданин Яровеев. Вы для нашего колхозу теперь элемент не нужный и враждебный. А все, что у вас нечестным трудом нажито, все теперь в казну пойдёт. – Каким это нечестным трудом? Это ты вот меня среди бела дня грабишь. – Я изымаю. А много будете разговаривать, к стенке поставлю, не моргну. – Да я Максиму… – Вы от Максима отказались. Отреклись, так сказать. О чём и запись имеется. Что стоите, товарищи, выполняйте, что сказано. В воротах показалась фигура Дмитрия. – Тятя, чего тут? – Ничего, Дмитрий Григорьевич. Мы вас, как ответственного работника, уважаем, но просим сейчас нам не мешать. По решению Долговского комбеда гражданин Яровеев Григорий Никифорович признан кулаком. И как чуждый классовый элемент подлежит экпроприяции и выселению. Вот решение.
На третий день Григорий Никифорович с женой Варварой сидели на телеге, в которой лежал нехитрый деревенский скарб, чтобы первое время на новом месте можно было пробиться. Маша Согрина стояла рядом, держала переброшенные через локоть несколько платьев, улыбалась. Дмитрий Григорьевич стоял в стороне от родных, держал руки на плечах у племянника и старался не смотреть в сторону родителей. Под полувоенным френчем, какой Дмитрий носил, как ответственный работник, взмокла спина. И ещё казалось, что эту спину буравят десятки соседских глаз. Мужик на передке цыкнул, взмахнул над головой концом веревочной вожжи, ругнулся. Лошадь дёрнулась. Вместе с ней качнулись сидевшие в телеге выселенцы. Варвара закусила кончик платка, потом робко и быстро осенила знамением сына Дмитрия. Григорий Никифорович ни на кого не смотрел, уперся взглядом в землю, так и сидел. Угрюмо и неподвижно.
Оглавление 7. Часть 6 8. Часть 7 9. Часть 8 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|