HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Владимир Бреднев

Годины

Обсудить

Повесть

На чтение потребуется 1 час 45 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 17.02.2014
Оглавление

7. Часть 6
8. Часть 7
9. Часть 8

Часть 7


 

 

 

Зиму прожили Яровеевы, как прежде. За все время младшему Гриньке от Максима пришло одно письмо, в котором он кланялся своим родным, говорил, что у него всё хорошо и спрашивал сына о делах и учебе.

Григорий Никифорович будто сбросил прошлый десяток годов, достал с чердака лыжи и каждую субботу и воскресение ходил с Гринькой в лес. По первотропу охотились на зайцев, потом, когда лиса полиняла, принялись за лис. Но более чем о трофеях, заботился Григорий Никифорович о внуке: учил хорониться так, чтобы ни одна собака не сыскала, учил ходить неслышно, по-кошачьи, костёр умел разжечь, пищу приготовить, не заблудиться в любом лесу ни днём, ни ночью. Учил дед внука за себя постоять. И Гринька через несколько месяцев уже не представлял себе жизни без деда.

Пришла весна. В разбитом церковном куполе заорали грачи. Как в народе говорят, на притчу отец Афиноген пошёл по селу уговаривать казаков починить маковку, крест с земли поднять да поставить на место. В селе поговаривали, что поблазнилось отцу Афиногену лето огневое, страшное, вот он и положил обет – воскресить прежнее. Нашлись согласные. Уговаривались на лето, на Иванов день.

 

Григорий Никифорович оделся по-рабочему, подпоясался, сунул за пояс топор, а пилу-ножовку, гвозди и рубанок положил в торбу. Выбрал под навесом пять высушенных плах. И они и Гринькой отправились к церкви.

– Деда, а как я-то там буду?

– А что такого?

– Тятька у меня большевик. Он говорил, что Бога нет.

– Может, тятька твой ошибается? Вон, смотри сколь казаков к церкви идут. Для них Бог есть.

Но, выйдя на церковную площадь, два Григория поняли: творится у церкви что-то неладное. У самых врат скакали черти. Молодые парни, вывернув наизнанку шубы, измазав лицо сажей, кидались на каждого, кто собирался войти в церковную ограду. Отец Афиноген стоял рядом с вратами, осенял бесовское отродье крестом, на что в ответ слышал похабные частушки и озорные непотребные самостийные стишки.

 

– Граждане казаки, – раздался над толпой зычный голос комсомольского вожака Кольки Завьялова. – Наша комсомольская ячейка постановила с этого года отменить всяческую религию в нашем селе. Теперь вся религия в нашей Долгой есть Всесоюзная коммунистическая партия большевиков во главе с её вождем Иосифом Виссарионовичем Сталиным. А горой Афоном для трудового крестьянства и трудового казачества, трудовых граждан кооператоров и надомников, трудовой интеллигенции есть наш районный партийный комитет во главе с товарищем Аксёновым. Мы, комсомольцы нашей деревни Долгой, постановили, что с этого дня всяческая религия упраздняется, а церква вместе с колоколами закрывается и передаётся под общественно полезное заведение: пролетарский красный клуб и избу-читальню. Долой опиум для народа!

С разных сторон послышались нестройные аплодисменты. Большая часть старых казаков заволновалась, среди баб послышались причитания. И только сейчас народ разглядел, как на колокольню карабкаются несколько молодых парней, скинувших на порог рубахи, но демонстративно не снявших кепки.

– Ия-ах! – разнеслось с колокольни.

И самый большой колокол перевалился через парапет звонницы, ахнул на землю, раскололся, огласив округу последним смертельным звоном.

 

– Чего, паскудники, делаете? – растолкав толпу, на площадь вырвался Григорий Никифорович.

– Жизню новую строим. А ты, дядька Григорий, помалковай. И до тебя череда дойдёт. Ты ещё за своё ответишь перед трудовым народом.

– Это ты трудовой народ? – Григорий в ярости сграбастал местного агитатора и коммуниста Ваську Спицына за грудки и тряхнул как следует. – Это ты трудовой народ? Да ты к лошади не знашь, с какой стороны подходить.

– А это не моя забота. Кому надо, те подойдут. Моя забота вот таких как ты, белых недобитков, к стенке ставить.

Григорий Никифорович размахнулся, но ударить не успел. Между активистом и дедом втиснулся Гринька.

– Деда, не надо.

И сказано это было не из-за детского страха перед кулачной дракой между взрослыми, сказано это было с каким-то неведомым Яровееву старшему знанием. Григорий опустил руку, оттолкнул Ваську, повернулся и, разрезая гудящую толпу, пошел назад к дому.

 

Гринька еле поспевал за дедом. Перешли по мосткам речку, поднялись на взгорок. Григорий обернулся. На церковной площади еще гомонил народ, но большинство расползалось в стороны. Понурые, сгорбленные, с обвисшими плетьми руками, уходили они по своим домам, чтобы дожидаться следующего, незнаемого ими дня.

– Деда, а ты бы дядьку этого победил?

– Победил бы. А ты, Гринь, за меня испугался?

– Угу.

– А что так? Подумал, дедушка старый.

– Нет, деда. Я однажды в нашем городе видел, как на такого же дядьку другой заругался. А этот дядька вытащил пистолет и застрелил. Я у тяти спрашивал. А он тоже мне сказал, что с контрой только так.

– Ладно, Гринька, переживём. Значит, тятька тоже контру пистолетом? – проговорил Григорий Никифорович, не обращаясь ни к кому конкретно.

 

Утром во двор к Яровеевым явилась целая делегация. Михаил Согрин, невысокий рыжий мужичонка в кожаной куртке, перепоясанной ремнём и перетянутой портупеей, стал соваться во все двери.

– Товарищ Спицына, описывайте утварь. Товарищ Казанцев, займитесь сельхозинвентарём. Василий, считай животину.

– Мишка, мать твою, – Григорий Никифорович явился с задворок, – что творишь, нехристь?

– Вас экспроприируют, гражданин Яровеев. Вы для нашего колхозу теперь элемент не нужный и враждебный. А все, что у вас нечестным трудом нажито, все теперь в казну пойдёт.

– Каким это нечестным трудом? Это ты вот меня среди бела дня грабишь.

– Я изымаю. А много будете разговаривать, к стенке поставлю, не моргну.

– Да я Максиму…

– Вы от Максима отказались. Отреклись, так сказать. О чём и запись имеется. Что стоите, товарищи, выполняйте, что сказано.

В воротах показалась фигура Дмитрия.

– Тятя, чего тут?

– Ничего, Дмитрий Григорьевич. Мы вас, как ответственного работника, уважаем, но просим сейчас нам не мешать. По решению Долговского комбеда гражданин Яровеев Григорий Никифорович признан кулаком. И как чуждый классовый элемент подлежит экпроприяции и выселению. Вот решение.

 

На третий день Григорий Никифорович с женой Варварой сидели на телеге, в которой лежал нехитрый деревенский скарб, чтобы первое время на новом месте можно было пробиться. Маша Согрина стояла рядом, держала переброшенные через локоть несколько платьев, улыбалась.

Дмитрий Григорьевич стоял в стороне от родных, держал руки на плечах у племянника и старался не смотреть в сторону родителей. Под полувоенным френчем, какой Дмитрий носил, как ответственный работник, взмокла спина. И ещё казалось, что эту спину буравят десятки соседских глаз.

Мужик на передке цыкнул, взмахнул над головой концом веревочной вожжи, ругнулся. Лошадь дёрнулась. Вместе с ней качнулись сидевшие в телеге выселенцы. Варвара закусила кончик платка, потом робко и быстро осенила знамением сына Дмитрия.

Григорий Никифорович ни на кого не смотрел, уперся взглядом в землю, так и сидел. Угрюмо и неподвижно.

 

 

 

Урсула Ле Гуин. Волшебник Земноморья (повесть). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно   Джордж Оруэлл. 1984 (роман). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно   Макс Фрай. Дорот — повелитель манухов (повесть). Купить или скачать аудиокнигу бесплатно

 

 

 


Оглавление

7. Часть 6
8. Часть 7
9. Часть 8
514 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 12:03 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!