Олеся Брютова
РассказОпубликовано редактором: Карина Романова, 16.06.2009Оглавление 1. Часть 1 2. Часть 2 3. Часть 3 Часть 2
Она цокала шпильками по тротуару, гордо вскинув вверх молодую взбалмошную голову с модной стрижкой. Злой вызывающий цокот заменял ей слезы, давящие грудь изнутри, но надежно упрятанные там от праздных взоров прохожих. – Свиньи! Они все – просто свиньи! А я перед ними вздумала бисер метать… дура! Он – он тоже хорош: «Катенька, ты у меня такая умница, ты обязательно должна попробовать». Попробовала!.. теперь никогда не забуду этот тройной подбородок и авторитетный лоб. Постоянно буду видеть его, как только возьмусь за карандаш. Катенька крепко прижимала к себе заботливо упакованный прямоугольный сверток. В нем – «Вдохновение»; ее последняя работа. Диалог стоял в ушах до сих пор: – Милочка, вы понимаете, что выставляются у нас только художники с именем? Екатерина Васильева. Кот такая? Откуда? Если спросят, не буду и знать, что ответить. – Н..но мои картины… сам Олег Павлович… – Олег Павлович не имеет к нам никакого отношения; и мне он вас не рекомендовал. – Да как? А мне он сказал… – Он вам сказал!.. Олег Павлович – искусствовед, но, поверьте, я сам в состоянии оценить ваш уровень. Вы, что, сомневаетесь в моей компетентности? – Нет, но… – Поймите, девушка: вы хотите, чтоб ваша акварелька висела рядом с «Тремя жизнями» Кудрявцева и «Психоаналитиком» Сергеева. Если так будет, боюсь, наш аукцион потеряет авторитет бесповоротно. Бесповоротно, ясно? Акварелька! Вы же не Пикассо, чтоб продавать карандашные наброски и выставлять эскизы! – Не Пикассо. Но «Вдохновение» – не набросок. Да, на обычной бумаге; да, не масляная живопись. Но неужели вам вообще не интересно посмотреть, что там? Вы ведь даже не развернули! – Девушка, очень вас прошу: не отнимайте больше моего времени. Забирайте ваш… э-м… этюд и уходите. Пожалуйста. У меня масса дел». И она ушла. И продолжает идти. Бесцельно и бессмысленно. Нет, конечно, сейчас она придет домой, а завтра выйдет из него по каким-нибудь важным и нужным делам. Но эти дороги, крутящие ее туда-сюда по орбите будничной жизни, никогда не приведут в ту, иную, высшую сферу. Дороги там проложены в бесконечность, а будни наполнены единственным смыслом, в котором она видела свою жизнь. И как подняться в эту высшую сферу, она не знала. «Что мне еще сделать? Дать взятку какому-нибудь светилу, чтоб он авторитетно сказал: «Катя Васильева – талант, открытие сезона»? После этого, конечно, никто не осмелится выставлять меня вон с вернисажа, будь я хоть трижды бездарность. Они там все страдают синдромом голого короля. Все будут трусливо бояться обнаружить собственное мнение. Любого, подавшего голос против авторитета, тут же разорвут на куски и проглотят не жуя. Но это мерзко, унизительно!.. Да и денег таких у меня нет». Картины просят взглядов. Они смотрят на нее, и, как маленькие дети, говорят: «Мы хотим видеть мир. Зачем ты заперла нас в четырех стенах?». Что ответить им? Сорвать со стены и сжечь, чтоб они замолчали навсегда, не мучили? Но явятся новые образы, и будут проситься наружу… а когда родятся, тоже будут глядеть наивными глазами, и – спрашивать, спрашивать, спрашивать… Кто и за что так тяжко наказал ее? «Хоть знать бы, голый ли этот самый король. Нужно ли то, что я делаю, хоть кому-нибудь?.. Если да, тогда, может быть, и нашлись бы еще силы. И способы. И был бы смысл их искать. Но как, как? Ведь это же – замкнутый круг! Ты – никто; чтоб стать кем-то, надо выставляться. Чтоб выставляться на серьезных выставках, надо иметь имя или протекцию. Чтоб иметь имя или протекцию, надо, чтоб о тебе кто-то хрюкнул в этом богемном свинарнике. А чтоб кто-то хрюкнул, надо выставиться… И – так далее. У попа была собака. Так что делать? Переспать с этим авторитетным лбом?! Тогда лучше вообще никогда в жизни не пачкать красками бумагу!» Со свистом втянув воздух сквозь стиснутые зубы, Катя чуть не бегом влетела под низенькую арку, ведущую в родной двор. Здесь прошло все ее детство. Тут она царапала первые наброски неумелой ученической рукой. Старые липы накидывали ей на плечи вечернюю тень, ласково шепча: «Рисуй, рисуй, наша девочка! Мы верим в тебя». Наверное, только эти глупые деревья да Вадим верили в ее будто бы талант. Будто бы… Но почему так блестят глаза зрителей, зачем отмечают специалисты, отчего плакал старенький учитель художественной школы, глядя на ее выпускную работу? Вот взять бы того, авторитетного, – да холеным рылом в эти самые слезы. А он даже не развернул… Горе уже готово было прорваться наружу, как вдруг Катя со всей силой душившего отчаянья налетела на что-то мягкое, поддавшее под коленки. Художница споткнулась, ойкнула, но удержала равновесие. Мягкое взвизгнуло и распрямилось. – Куда ж ты так летишь, безглазая! – воскликнуло мягкое – и оказалось Радкой, Катиной соседкой и приятельницей. Рада выгуливала пекинеса. Бедное животное, увидев знакомицу, которая всегда чесала за ухом, замерло посреди дороги, виляя хвостом, – и было бы неминуемо сметено, если б хозяйка не спасла питомца. – Ой, Рада!.. Ой, Рада… Катенька не выдержала и тихо опустилась на бордюр цветочной клумбы, уронив рядом сверток. – Опять отказали? – спросила соседка, прицепив карабин к собачьему ошейнику. Девушка судорожно кивнула головой, прижимая к лицу носовой платок. – Что говорят? – Г..говорят, не Пикассо, ч.. чтоб акварели выставлять!.. А на самом деле… стул! – Какой стул? – опешила приятельница, подозрительно взглянув на Катю. Тронулась на нервной почве? – Анекдот такой есть, – ответила она, немного успокоившись и подняв глаза на соседку. – Про Пикассо. Подходит к нему ученик и говорит: «Маэстро, вы сейчас продали за миллион долларов этюдик с кривого стула. Я могу написать такой за пару минут». «Ты можешь написать, а я могу расписаться» – ответил маэстро. – Что, подпись под картиной не та? – догадалась Рада. – Угу. Обе замолчали, глядя на серый сверток у Катиных ног. – Покажи! – потребовала подруга. Всхлипнув, девушка подняла с земли картину и стала распаковывать. – Даже не посмотрел, зараза. Вот. Она протянула вверх, не глядя, акварель – лист а-третьего формата, в простой деревянной рамке. Рада взяла картину в руки – и села рядом с Катей на бордюр. – Это… так это же здорово, Катька! Я, конечно, ничего не понимаю в вашей живописи, но это – здорово! Слепому видно. Как называется? – «Вдохновение». По мокрой акварельной бумаге была написана прозрачная девичья фигурка, увенчанная мечтательным профилем. Шикарный колорит. Совершенство линий. А фоном служил… свет. Поток света. Он словно пробивался наружу из глубины картины, освещая Радкино лицо отблеском неземного. Случайный эффект, мастерски усиленный художницей, возможный только в акварели – и уже больше никогда не повторимый. Потому что в его создание вмешался сам бог. – Талантище! – восхищенно протянула соседка. – Да чтоб он пропал, этот талантище! – буркнула Катя, швырнув мимо урны скомканную оберточную бумагу. – Господи, как я устала!.. Художница взялась за угол рамки, чтоб забрать – но работа помимо воли привлекла ее взгляд.
Подруги, склонившись над картиной, не сразу заметили тихо подобравшуюся серую тень. Они подняли головы, только когда собачка, натянув поводок, звонко залаяла при виде чужого. К урне, шаркая стоптанными ботинками, подошел Мусорщик. Он быстро глянул на Катерину – и воровским движением подобрал с земли бумажный комок.
Оглавление 1. Часть 1 2. Часть 2 3. Часть 3 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист 12.09.2024 Мне нравится дизайн и свежесть для таких молодых людей, как я! Не каждый толстый журнал может похвастаться новизной и современной харизмой! Если когда-нибудь мне удастся попасть на страницы журнала именно этого – я буду счастлив! Егор Черкасов 09.09.2024 На мой взгляд, журнал «Новая Литература» по праву занимает почётное место среди литературных журналов нового поколения! Каждый номер индивидуален и интересен. Здесь нет «лишней воды» и «авторского самотёка», всё просто и ясно. В каждом разделе журнала есть самородки – настоящие талантливые писатели! Такие произведения хочется перечитывать снова и снова! Член Союза писателей России Дмитрий Корнеев
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|