HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Цитаты и классики

Кант. Критика чистого разума

Обсудить

Цитаты из произведения

 

Составитель – Владимир Соколов. Комментарии составителя даны курсивом

 

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за октябрь 2023:
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2023 года

 

На чтение потребуется 18 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 31.10.2023
Иммануил Кант. Источник изображения: https://i06.fotocdn.net/s132/80fd0e6871ad74e7/public_pin_l/2968688855.jpg
Кант (Kant), Иммануил в Биограпедии

 

 

 

Примечание редактора

 

«Критика чистого разума» – одно из трёх основных сочинений Иммануила Канта критического периода его творчества, написанное в период с 1769 по 1787 гг. Представляет собой трансцендентальное учение о началах (эстетика и логика) и о методе. Посвящено исследованию возможности и границ человеческого познания. Предлагаемые выдержки позволяют составить первоначальное впечатление об этом произведении. Для широкого круга читателей, впервые соприкасающихся с творчеством этого мыслителя.

 

 

 

*   *   *

 

 

 

1). Невозможно представить себе отсутствие пространства, хотя можно представить отсутствие предметов в нём.

 

2). Всякое понятие можно мыслить как представление, которое содержится в бесчисленном множестве представлений.

 

3). Форма внешнего чувства – это способность души подвергаться воздействию внешних объектов и таким образом получать представления о них (хочешь не хочешь, а ты будешь видеть только то и только так, как ты видишь).

 

3-а). Пространство и время принадлежат к условиям восприимчивости нашей души.

 

4). Бесконечность времени означает, что его всякая определённая величина может быть получена лишь путём ограничения одного, лежащего в основе времени.

 

5). Время не имеет никакого внешнего вида, поэтому мы его представляем с помощью аналогий.

 

6). Время и пространство – сами по себе ничто. Они обретают реальность только в объектах чувств – явлениях.

 

7). Всё, что дано в созерцаниях, содержит лишь отношения пространства (положения) и времени (изменения положения). Но что́ меняет положение – в созерцании не дано. Значит, мы не знаем вещей самих по себе (т. е. того самого пресловутого Ding an sich).

 

8). Вещь сама по себе не познаётся из одних только отношений.

 

9). То, что содержится в душе как представление раньше всякого акта мышления, есть созерцание. А если созерцание не содержит ничего, кроме отношений, то это форма созерцания.

 

10). Рассудок есть способность самостоятельно производить представления – спонтанность (этим он отличается от чувственности, над которой человек не волен).

 

11). Необходимо делать свои понятия чувственными, т. е. присоединять к ним в созерцании предмет.

 

12). Необходимо свои созерцания постигать рассудком, т. е. подводить их под понятия.

 

13). Всеобщий критерий истины неприложим к материальным предметам, потому что истинность здесь всегда зависит от конкретных обстоятельств («человек сидит»: эта истина становится ложью, как только человек встанет).

 

14). Всеобщий критерий истины неприложим к логическим категориям, поскольку он может указать лишь на внутреннее противоречие в цепи высказываний, но не на их суть.

 

15). Понятия относятся как предикат возможных суждений о не определённом ещё предмете («он дурак»: ещё ничего не зная о «нём», мы уже предполагаем, что ему ничего невозможно доказать).

 

17). Синтез – это присоединение представлений друг к другу и понимание их в едином акте познания.

 

18). Синтез исключительно есть действие способности воображения.

 

19). Путём анализа различные представления подводятся под одно понятие (ну типа там листья, цвета, плесень – зелёное).

 

17-19). Способность составления суждения есть свойство рассудка. Категории есть условия составления суждения, как время и пространство – условия восприятия.

 

20). Составление суждения делается на основе категории (это – есть то).

 

20-а). Категории есть необходимые условия опыта (для составления суждения).

 

21). Категории дают представление о неопределённом предмете [вне] опыта – предмете вообще.

 

22). Многообразное может быть дано только в отличном от «Я» созерцании (в «Я» нет никаких представлений, на которых можно было бы построить суждение).

 

23). Представления связаны в рассудке благодаря «Я» (это мои представления). Действие их связывания укладывается в одну из категорий.

 

24). Временны́е характеристики внутренних восприятий мы заимствуем из того изменчивого, что представляет нам внешнее чувство.

 

25). Пространство и время представляются нам не только как формы, но и как сами созерцания (как формы созерцания – это евклидово пространство, а как сами пространство и время – это каковы они за окном, а не в голове геометра).

 

26). Частные законы касаются эмпирически определённых явлений и не могут быть выведены из категорий, хотя и подчиняются им.

 

27). Категории невозможно пощупать, как предмет, руками. Поэтому категории применяются к предметам через временны́е схемы. Время с одной стороны однородно с понятием, поскольку элементы понятия связываются во времени, с другой стороны – с предметами как необходимое условие их созерцания.

 

28). Временна́я схема – это способ, каким воображение доставляет понятию чувственные образы (число как последовательность точек).

 

29). Схема треугольника не может существовать нигде, кроме как в мысли.

 

30). Всякая экстенсивная величина может быть познана лишь путём последовательного синтеза, т. е. последовательного присоединения одной части к другой.

 

31). Если рассудок есть способность создавать единство явлений посредством правила, то разум – способность создавать единство правил посредством принципов.

 

32). Многообразие правил и единство принципов требуется разумом для того, чтобы привести рассудок в согласие с самим собой.

 

33). Понятиям разума подчинён весь эмпирический опыт. Но сами они никогда не бывают предметом опыта. Понятия разума называются идеями.

 

34). Идеи – это то, к чему приводит разум в своих заключениях из опыта, но что само никогда не входит в опыт как составная часть.

 

35). Разум через свои понятия предписывает рассудку, как соединить все его действия (суждения) в абсолютное целое.

 

36). О мыслящем существе я могу иметь представление только посредством самосознания, но не внешнего опыта. Поэтому такие объекты есть перенесение этого моего сознания на другие вещи. Так я получаю представление о мыслящем существе.

 

37). Я могу понять существование «Я» как отличное от других вещей только благодаря существованию этих последних.

 

38). Осознание тождества внутреннего «Я» возможно лишь при наличии созерцаний, доставляемых внутренним чувством (мои ощущения, мои воспоминания, мои аффекты).

 

39). «Я мыслю» – это неопределённое эмпирическое восприятие, которое предшествует опыту и которое обрастает в опыте деталями (=определяется посредством категории в отношении времени).

 

40). В формуле «я мыслю, следовательно, я существую» смешивается возможность абстрагирования от эмпирически наполненного «Я» с возможностью обособленного существования мыслящего «Я».

 

41) Необходимое единство сознания «я мыслю» человек может принимать и часто принимает за субстанцию – безусловный субъект познания.

 

42). Согласно идее разума всё протекшее время мыслится как данное в качестве условия данного момента.

 

43). По одним лишь категориям мы не в состоянии усмотреть возможность какой-либо вещи; только через созерцание можно выяснить реальность чистого рассудочного понятия.

 

44). Пространство-время есть схема, имеющая отношение к репродуктивному воображению; без предметов опыта, вызываемых этим воображением, она бы не работала.

 

45). Если понятиям не дан предмет, то мышлением ничего не познаётся; мы лишь играем представлениями.

 

46). Невозможен никакой опыт, который доказывал бы отсутствие реальности в явлении.

 

47). Опыт есть синтез восприятий, который сам не содержится в восприятии.

 

48). Время не может быть воспринято, поэтому в явлениях должен быть его субстрат – субстанция.

 

49). Время не меняется, поэтому субстанция всегда постоянна.

 

50). Последовательность в схватывании всегда одинакова, и только ею определяется объект (причинно-следственная связь).

 

51). Вещи существуют одновременно, когда восприятие одной вещи может чередоваться восприятием другой.

 

52). Только то определяет место вещи во времени, что составляет причину её или её определений.

 

53). В «Я» (трансцедентальная апперцепция) все явления представляют единство (благодаря «Я») тем, что они определяют друг друга во времени.

 

54). Модальность (возможность существования) не расширяет понятия о предмете.

 

55). Наш внутренний опыт возможен только при допущении внешнего опыта.

 

56). Внутренний опыт возможен только опосредованно и только при допущении внешнего опыта.

 

57). Сознание «Я» это лишь интеллектуальное представление о самодеятельности мыслящего субъекта, а не созерцание.

 

58). Всякое наглядное представление о внешних предметах ещё не означает их существования (сон, например).

 

59). Существование вещей априори можно познать до некоторой степени лишь по отношению к уже существующим вещам.

 

60). Случайное, как нечто такое, небытие которого можно помыслить.

либо

Случайное – это нечто такое, что может существовать как следствие чего-то другого.

 

61). Без понятия причины невозможно понять существование случайного, ибо из одного понятия априори невозможно вывести существование вещи.

 

62). Вещи в пространстве можно найти определённое постоянное, тогда как время и всё, что находится во внутреннем чувстве, постоянно течёт.

 

63). Для того чтобы изменение было воспринято именно как изменение, оно должно предполагать нечто постоянное в созерцании, а во внутреннем чувстве никакого созерцания нет.

 

64). Необходимо сделать чувственным всякое абстрактное понятие, т. е. показать соответствующий ему объект в созерцании.

 

65). В математике понятие количества ищет смысл и опору в числе, а число – в показываемых нам пальцах, костяшках счетов или палочках и точках.

 

66). Величина есть определение вещи, благодаря которому мы можем мыслить, сколько раз в вещи дана единица.

 

67). Реальность – это время, которое наполнено чем-то.

 

68). Случайное – это то, небытие чего возможно; возможность небытия невозможно представить себе смены: быть – не быть.

 

69). Возможность вещи можно доказать, только подкрепляя понятие этой вещи соответствующим ему созерцанием.

 

70). Возможность вещи нельзя доказать ссылкой на одно лишь отсутствие противоречия в понятии вещи.

 

71). Понятие ноумена, взятое в проблематичном значении, является необходимым, как понятие, указывающее пределы применения чувственности (демаркационное понятие).

 

72). Если реальность представляется только с помощью чистого рассудка, то не может быть противоречия между реальностями; напротив, реальности в явлении могут противоречить друг другу (тело движется в один момент и не движется в другой).

 

73). Слова понятны нам только в том случае, если им соответствует нечто в созерцании.

 

74). Если мы занимаемся логической рефлексией, то мы сравниваем в рассудке только свои понятия.

 

75). Так как в понятии о вещи отвлекаются от многих необходимых условий её созерцания, то отсюда... делается вывод, будто то, от чего отвлекаются, вовсе не существует, а вещи приписывается лишь то, что существует в её понятии.

 

(Ошибка, свойственная многим учёным, озвученная в своё время Знайкой: «того, что неизвестно науке, не существует», – на что ему резонно возразил Смекайло: «Есть многое на свете, друг мой Знайка, что и не снилось нашим мудрецам»)[1].

 

76). Нельзя утверждать, будто все реальности находятся в согласии друг с другом, только потому, что между их понятиями нет никакого противоречия.

 

77). Всяким делением уже предполагается разделённое понятие (т. е. деление предполагает отпочковывание частных понятий от более общих).

 

78). Одна лишь форма содержания без субстанции сама по себе есть не предмет, а только формальное условие предмета (например: форма и субстанция).

 

79). Истина или видимость находятся не в предмете, поскольку его созерцают, а в суждении о нём, поскольку его мыслят.

 

80). Требование объяснить, каким образом предметы сами по себе подчиняются принципам и должны определяться лишь понятием, представляется абсурдным.

 

81). Разум есть способность придавать нашим знаниям логическую форму, а именно: подчинять низшие правила высшим (условия которых охватывают условия первых).

 

82). Из того, что человек никогда не будет поступать адекватно тому, что содержит в себе чистая идея добродетели, вовсе не следует, будто эта идея есть химера.

 

83). Устанавливая законы того, что до́лжно делать, было бы в высшей степени предосудительно заимствовать из того, что де́лается.

 

84). Человек не совпадает с идеей человечества, хотя носит её в душе как прообраз своих поступков.

 

85). «Я» – трансцендентальный субъект, который познаётся через его предикаты – мысли, и о котором, если его обособить, мы не можем иметь никакого представления.

 

86). Скептицизм – принцип искусного и учёного невежества, подрывающий основы всякого знания, чтобы нигде не оставить ничего достоверного и надёжного в нём.

 

87). Всякий встречающийся [в науках] вопрос должен допускать ответ на основании того, что́ уже известно, так как ответ должен возникать из тех же источников, что и вопрос.

 

88). Однако эмпирическая истинность явлений в пространстве и времени внешне достаточно установлена и отличается от мечты, если [даже] и то и другое правильно и целиком связано друг с другом в опыте по эмпирическим законам.

 

89). В эмпирическом регрессе нет опыта относительно абсолютной границы, стало быть, относительно условия, которое было бы эмпирически абсолютно безусловным.

 

90). Я имею мироздание всегда только в понятии, но никоим образом не [как целое] в созерцании.

 

91). Человеку присуща способность самопроизвольно определять себя независимо от принуждения со стороны чувственных побуждений.

 

92). От причинной связи явлений нельзя ожидать первоначального действия, благодаря которому происходит нечто такое, чего не было раньше.

 

93). Сколько бы ни было естественных мотивов, побуждающих меня к хотению... они не могут породить долженствование.

 

94). Рассудок может познать о природе только то, что... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]

 

 

 



 

[1] «Знайка задумался. Потом сказал:

– В науке ничего не известно о существовании стоголовых драконов. Значит, их нет.

Смекайло сказал:

– Но в науке ничего не известно также о том, что драконы не существуют. Значит, они могут существовать. Раз об этом говорят, следовательно, что-то есть.

– Про бабу Ягу тоже говорят, – ответил Знайка.

– Что же, по-вашему, бабы Яги нет?

– Конечно, нет.

– Бросьте сказки рассказывать!

– Это не сказки. Это баба Яга – сказки» (примечание редактора, цитируется по книге Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).

 

 

 

[Конец ознакомительного фрагмента]

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в октябре 2023 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2023 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
481 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 26.04.2024, 17:43 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

https://bettingcafe.ru/bookmakers/ . Как заключить сделку по продаже юридического лица. . Купить дом в севастополе - купить квартиру от застройщика в севастополе интерстрой.рф.
Поддержите «Новую Литературу»!