Джон Роберт Фаулз (31.03.1926 – 05.11.2005) – знаменитый во всем мире английский писатель, страстный экспериментатор от литературы, интеллектуал с изысканным художественным вкусом и человек своей эпохи. Джон Фаулз родился в городке Ли-он-Си (графство Эссекс) и за свою жизнь получил самый разнообразный опыт: интерес к природе, жизнь провинциального среднего класса, война, частная школа, военная служба, Оксфордский университет, увлечение литературой, преподавание заграницей, возвращение на родину, писательский успех, публичная жизнь в Лондоне, работа в киноиндустрии, уединение в Лайм Риджис, болезнь, вдовство и… смерть. Возможно, поэтому столь разнообразны и неожиданны романы Фаулза, его стихи, статьи, эссе, переводы, сценарии. Фаулза называют одним из выдающихся представителей литературного постмодернизма. И, действительно, писатель с поразительной точностью и исчерпывающей полнотой запечатлел лик своего времени – его неоднозначность: его болезнь и, вместе с тем, выздоровление, его свободу и границы, его жизнь и умирание, его игру. Читающая публика познакомилась с первым романом Фаулза в 1963 году. С того времени фабула «Коллекционера» успела стать своего рода «кочующим сюжетом», а его проблематика – получить острый социальный отклик далеко за пределами Англии. «Волхв» (роман, которому Фаулз посвятил не одно десятилетие своей жизни) до сих пор (и все больше) поражает своей смелостью и красотой. «Женщина французского лейтенанта» и «Червь» прочно заняли место классических образчиков историко-экспериментальных романов: противоречивость и ее неповторимый эффект угадываются уже в самой характеристике жанра. «Дэниел Мартин» – глубоко пережитый, а потому предельно насыщенный роман-эпопея. «Мантисса» – ни что иное, как профессиональная исповедь писателя. «Аристос» – не только «автопортрет в идеях», не только исключительно актуальная работа, но и художественное пророчество, которое начинает сбываться уже сегодня. В России Фаулза узнали в самом конце ХХ века и до сих пор продолжают открывать этого «нового» гения. Однако кроме его наиболее крупных работ, многое из творчества Фаулза пока остается не известным ни российскому читателю, ни российскому исследователю: мы почти незнакомы с Фаулзом-поэтом, Фаулзом-критиком да и, пожалуй, с Фаулзом-человеком. Что ж, тем больше поводов поскорее завязать знакомство. Анастасия Бабичева
Контакты: fowles@newlit.ru
|
Форум автора
|