HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Виктор Франкл

Общий экзистенциальный анализ

Обсудить

Цитаты из произведения

 

перевод с английского и немецкого – Д. А. Леонтьев, М. П. Папуш, Е. В. Эйдман
отбор цитат – Игорь Якушко

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 12.05.2009
Оглавление

3. Из раздела "О смысле жизни"
4. Из раздела "О смысле смерти"
5. Из раздела "О смысле страдания"

Из раздела "О смысле смерти"


 

 

 

*   *   *

 

 Как часто мы слышим доводы о том, что смерть в конечном итоге делает жизнь полностью бессмысленной. Что в конце концов все творения человека не имеют смысла, коль скоро смерть разрушает их. Так действительно ли смерть лишает нашу жизнь смысла? Напротив! Ибо что бы являла собой наша жизнь, будь она бесконечна? Если бы мы были бессмертны, мы бы спокойно могли откладывать каждый свой поступок на какое угодно время. И неважно было бы, совершим мы сейчас какой-либо поступок или не совершим; каждое дело может быть с равным успехом сделано и завтра, и послезавтра, и через год, и десять лет спустя. Перед лицом же смерти – как абсолютного и неизбежного конца, ожидающего нас в будущем, и как предела наших возможностей – мы обязаны максимально использовать отведенное нам время жизни, мы не имеем права упускать ни единой из возможностей, сумма которых в результате делает нашу жизнь действительно полной смысла.

 

 

*   *   *

 

 В основе смысла человеческого существования лежит принцип необратимости.

 

 

*   *   *

 

 В общем виде ведущий принцип экзистенциального анализа может быть сформулирован следующим образом: к любой ситуации нужно подходить так, как будто живешь во второй раз и в прошлой своей жизни уже делал ошибку, подобную той, которую собираешься совершить сейчас. Как только человек действительно представит себя в такой воображаемой ситуации, он немедленно осознает всю глубину той ответственности, которую он несет через любой момент своей жизни, ответственности за то, во что воплотится ближайший час его существования, за то, каким будет его следующий день.

 

 

*   *   *

 

 Человек ваяет свою жизнь из того материала, который дан ему судьбой: в творчестве, в переживаниях или страдании он созидает ценности собственной жизни – каждый по мере своих сил формирует или ценности творчества, или ценности переживания, или ценности отношения.

 

 

*   *   *

 

 "Фрагментарность" жизни, по Зиммелю, не умаляет ее смысла. Из длительности сроков жизни мы никогда не сможем вывести меру ее осмысленности.

 

 

*   *   *

 

 Рано или поздно каждый человек сталкивается с понятием "конечность": мы осознанно воспринимаем конец чего-либо как неизбежность, как часть сделки, заключенной нами с жизнью.

 

 

*   *   *

 

 Таким образом, совсем необязательно резко разграничивать жизнь и смерть, скорее смерть является неотъемлемой составляющей жизни.

 

 

*   *   *

 

 Если бы фактор конечности жизни лишал ее смысла, было бы неважно, когда настанет конец, в обозримом ли будущем или очень и очень скоро. Мы должны были бы признать, что время, когда всему придет конец, не существенно.

 

 

*   *   *

 

 Жизнь превосходит себя не в "длину" – в смысле самопроизводства, а в "высоту" – путем реализации ценностей – или в "ширину" – воздействуя на общество.

 

 

*   *   *

 

 Если бы все люди были идеальны, то каждого человека всегда можно было бы заменить любым другим.

 

 

*   *   *

 

 Смысл отдельного элемента мозаики определяется только тем местом, которое он занимает в целой картине.

 

 

*   *   *

 

 Подобно тому как даже неповторимость мозаичного элемента представляет ценность лишь в отношении к целостному мозаичному изображению, неповторимость человеческой личности обнаруживает свой внутренний смысл в той роли, которую она играет в целостном сообществе. Таким образом, смысл человеческого индивида как личности трансцендирует его собственные границы в направлении к сообществу: именно в направленности к сообществу позволяет смыслу индивидуальности превзойти собственные пределы.

 

 

*   *   *

 

 Смысл сообщества держится на индивидуальности каждого его члена, а смысл личности проистекает из смысла сообщества, "смысл" толпы разрушается индивидуальными особенностями составляющих его людей, а смысл отдельной личности топится толпой (в то время как сообщество помогает этому смыслу проявиться).

 

 

*   *   *

 

 Тот факт, что один человек отличается от другого по рисунку отпечатков пальцев, еще не выделяет его как личность.

 

 

*   *   *

 

 Как только кто-нибудь начинает вести себя так, как будто он всего лишь частица "высшего" целого и только это целое играет определяющую роль, он начинает получать истинное наслаждение от того, что удалось "сбросить" с себя хотя бы часть ответственности. Эта тенденция к избеганию бремени ответственности оказывается мотивом для любых форм коллективизма.

 

 

*   *   *

 

 Оценка с помощью типов упрощает задачу тому, кто оценивает, поскольку она освобождает человека от ответственности за это оценочное суждение.

 

 

*   *   *

 

 Истинно человеческое начинается в человеке там, где он обретает свободу противостоять зависимости от собственного типа.

 

 

*   *   *

 

 Свобода невозможна без положенной человеку судьбы; свобода – это всегда свобода выбора и принятия своей участи, выбора позиции, которую человек занимает, сталкиваясь со своей судьбой.

 

 

*   *   *

 

 Свобода предполагает ограничения, основывается на них.

 

 

*   *   *

 

 Если бы нам надо было дать определение человеку, мы бы сказали, что человек представляет собой существо, освободившее себя от всего, что его определяло (определяло как биологический, психологический и социологический тип), другими словами, это существо, которое превосходит все эти детерминанты – либо побеждая их и формируя их по-своему, либо намеренно подчиняясь им.

 Этот парадокс подчеркивает диалектическое свойство человека: в присущей ему извечной незавершенности и свободе выбора заключено то, что его реальность – это потенциальная возможность. Он не является еще таким, каков он есть, таким он лишь должен стать.

 

 

*   *   *

 

 Никогда в течение жизни судьба не предоставит человеку случая избежать необходимости выбора из альтернативных возможностей. Тем не менее он может сделать вид, "как будто" у него нет выбора и он несвободен в своем решении. Такое "поведение как будто" составляет существенную часть человеческой трагикомедии.

 

 

*   *   *

 

 Мы даже возьмем на себя смелость сказать, что этот наиболее радикальный вызов самому себе, на который способен человек (то есть не только сомнения в смысле жизни, но и действия, направленные против жизни), эта фундаментальная возможность человека выбрать самоубийство, эта его свобода решать, быть ли ему вообще, выделяют человека из всех других существ, этим человеческий способ бытия отличается от существования животных.

 

 

*   *   *

 

 Никогда не поздно учиться, но и никогда не рано: учиться всегда "самое время", чему бы мы ни учились. Пренебрегая этим, мы рискуем оказаться похожими на того пьяницу, которого убеждали бросить пить.

 – Теперь уже слишком поздно, – отвечал он.

 – Но ведь это никогда не поздно! – продолжали убеждать его.

 – В таком случае я обязательно брошу, но как-нибудь потом, – окончательно парировал он.

 

 

*   *   *

 

 Прошедшее – самый надежный вид бытия. Становясь прошедшим, наши возможности уже никогда не исчезнут бесследно – только нереализованные возможности уходят навсегда.

 

 

*   *   *

 

 Только тому, что сохранено в прошлом, не грозит кануть в небытие. Действительность спасается от исчезновения, становясь прошлым. Момент превращается в вечность, если возможности, скрытые в нем, превращаются в те реальности, которые надежно хранятся в прошлом, в "навсегда".

 

 

*   *   *

 

 Биологическая судьба представляет собой материал, который приобретает форму под воздействием свободного человеческого духа, то есть под влиянием того, ради чего, с точки зрения человека, он существует.

 

 

*   *   *

 

 Конечно же, "Эго", как воплощение воли, принимающей решение, неизбежно нуждается в энергии инстинкта. Однако "Эго" никогда не может оказаться просто пассивно "влекомым". Плавать под парусом – это не значит отдать корабль на волю ветра; напротив, искусство моряка-парусника как раз и заключается в его способности использовать ветер так, чтобы он гнал корабль в нужном направлении, так что хороший моряк может править даже против ветра.

 

 

*   *   *

 

 Изначальное слабоволие – это выдумка, не существует такой реальности.

 

 

*   *   *

 

 До тех пор, пока человек будет продолжать постоянно и совершенно неоправданно напоминать себе перед каждой попыткой совершить усилие, что она может оказаться неудачной, он вряд ли преуспеет в своих усилиях – хотя бы потому, что ему не захочется разрушать собственные ожидания.

 

 

*   *   *

 

 Неправильное воспитание никого не оправдывает; последствия его необходимо преодолевать сознательными усилиями.

 

 

*   *   *

 

 Она должна понимать, что солнце продолжает существовать, даже если в какой-то момент мы и не видим его.

 

 

*   *   *

 

 Утверждение о том, что в индивидуальном поведении ценным является только то, что оказывается выгодным сообществу, с нравственной точки зрения несостоятельно.

 

 

 


Оглавление

3. Из раздела "О смысле жизни"
4. Из раздела "О смысле смерти"
5. Из раздела "О смысле страдания"
459 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 22.04.2024, 20:56 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!