HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 г.

Дмитрий Фьюче

Ницше «у-у-у» Пелевина или Охота на Оборотней

Обсудить

Эссе

 

 

(продолжение, обязанное роману «Священная Книга Оборотня»)

 

 

«У-у-у» – нечто среднее между воем и зевком. 

Виктор Пелевин
 


«У» по-китайски – отсутствие, пустота. 

Дмитрий Фьюч`е

 

 

Опубликовано редактором: , 5.09.2008
Оглавление


1. Признания
2. О сути Оборотня

Признания


 

 

 

Давненько я ничего не писал. Писать «просто так» я не умею. Да и читать тоже. Для меня существует лишь то, что «написано кровью», той магической и живой жидкостью, которая связывает воедино тело, душу и дух, и которая, просочившись сквозь вены, только и может пробовать стать Текстом с большой буквы. Такой текст предъявляет генеалогию, обосновывает права и недвусмысленно отвечает на главные вопросы: почему и зачем его автор здесь, кто он, за что он тут борется, что он тут делает по самому большому счету?

Другими же, полукровками, столько всего понаписано, что просто диву даешься, озирая бескрайние просторы перламутровых текстов. В этом динамично-многоголосом хоре идеализма, оглушающим теперь собой всё русское духовное поле, не легко услышать скрываемую им тишину и молчание. И всё же услышать их можно. Пресыщение текстами Прошлого и Настоящего как одной большой энциклопедией коллективного сознательного, дописывание статей в которую стало беспросветной рутиной ума, витийствующего в языке, эта чисто западная, интеллектуальная, энциклопедическая усталость от известного, от ставшего бессмысленным=беззвучным хлама человеческих умо-заключений, неожиданно дарит этот новый слух, настоятельно требует внутреннего отдыха, умственной пустоты, восточного умиротворения…

Эх, Будда и прочие адепты Востока, не тут-то было! Для нас ваши усталые вздохи и молчания – лишь временное отдохновение, лишь передышка для того, чтобы однажды с новыми силами, всерьез или с юмором предпринять очередной поход-размышление в поисках всё время ускользающей, стремительно меняющейся Истины.

Смешно? Ещё бы! И поиск этот бесконечный, и сами эти неисчислимые и преходящие истины, и та заветная Истина, и даже то, что она сама наверняка есть лишь обман или смех. Да, мы знаем уже и это: Обман бывает обманчив, а Смех бывает смешон! Кто еще не обманывался обманом и не слышал смешного смеха?

Но разве можно смеяться над смешным смехом? И разве можно продолжать обманываться после постижения того, что любая Истина сама по себе есть обман? Эти вопросы, как и любые другие, имеют разные ответы для людей разных пород, и я написал здесь об Истине и Смехе лишь для того, чтобы поделиться с вами, мои дорогие читатели, своими ощущениями: смеяться ничуть не плодотворнее, нежели размышлять с серьезным видом над серьезными проблемами. Но если не делать ни того и ни другого, то что же тогда плодотворно?

 

Давайте послушаем на это счет нашего русского и весьма самобытного философа – Виктора Пелевина, представившего нам свой up-grade по основным вопросам жизни и философии в виде очередного романа «Священная Книга Оборотня».

В своем предыдущем опусе «Ницше «у» Пелевина» я пытался продемонстрировать, каким образом роман Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота», а также и все его творчество, является классическим примером нескрываемого влияния «идей Фридриха Ницше», а также злорадной издевкой над ними. Однако тема «Ницше «у» Пелевина» продолжила своё звучание в новом поп-джазовом ключе – «у-у-у» Пелевина, и эта весёлая музыка, эта весёлая наука, вновь достигнув моих ушей, родила во мне симпатическое желание, – … тоже продолжить.

 

Отдавая должное искренности и открытости Виктора, стоит начать моё продолжение с тех удивительных признаний, которыми и в этот раз предваряется текст моего визави:

«Этот текст не заслуживает, конечно, серьезного литературоведческого или критического анализа. Тем не менее отметим, что в нем просматривается настолько густая сеть заимствований, подражаний, перепевов и аллюзий (не говоря уже о дурном языке и редкостном инфантилизме автора), что вопроса о его аутентичности или подлинности перед серьезным специалистом по литературе не стоит, и интересен он исключительно как симптом глубокого духовного упадка, переживаемого нашим обществом. А псевдо-восточная поп-метафизика, шапочным знакомством с которой автору не терпится похвалиться перед такими же унылыми неудачниками, способна вызвать у серьезных и состоявшихся в жизни людей разве что сострадательную улыбку».

Хотите сравнить эти признания с преамбулой романа «Чапаев и Пустота»? Это интересно:

«История, рассказываемая автором, интересна как психологический дневник, обладающий рядом несомненных художественных достоинств, и ни в коей мере не претендует на что-то большее, хотя порой автор и берется обсуждать предметы, которые, на наш взгляд, не нуждаются ни в каких обсуждениях. Некоторая судорожность повествования объясняется тем, что целью написания этого текста было не создание «литературного произведения», а фиксация механических циклов сознания с целью окончательного излечения от так называемой внутренней жизни. Кроме того, в двух или трех местах автор пытается скорее непосредственно указать на ум читателя, чем заставить его увидеть очередной слепленный из слов фантом; к сожалению, эта задача слишком проста, чтобы такие попытки могли увенчаться успехом. Специалисты по литературе, вероятно, увидят в нашем повествовании всего лишь очередной продукт модного в последние годы критического солипсизма, но подлинная ценность этого документа заключается в том, что он является первой в мировой культуре попыткой отразить художественными средствами древний монгольский миф о Вечном Невозвращении».

Я попробую подавить в себе ту самую, сострадательную улыбку, действительно спонтанно появляющуюся на моем лице при чтении всех этих строк, почти серьезно приму к сведению честное признание Виктором своей никчемной подражательности, а затем произведу поистине полу-серьезный анализ его последнего текста.

Зачем? В этот раз я хочу не просто снова ответить на злорадный вызов, становящийся в своей настойчивости забавной литературной находкой Виктора Пелевина. Я хочу показать, насколько серьезно он продвинулся с тех пор, а затем, ни много ни мало, поймать и предвосхитить следующий его текст или... причину его отсутствия.

 

 

 


Оглавление


1. Признания
2. О сути Оборотня
261 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.05 на 14.06.2025, 10:16 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

11.06.2025

Снова встаёт вопрос – не стоит ли «Новой Литературе» стать «Новым литературоведением»? Потому что прекрасные, образные очерки об истории литературы раз за разом попадают в цель, и если их собрать в один сборник, то получится замечательное пособие для студентов-филологов. Никакой сетки унылых дат, только воссоздание творческого ландшафта каждого творца.

Елена Гуненкова


03.06.2025
Слежу за вами, читаю. По-моему, уровень качества постепенно растет. Или стабилен, в хорошем смысле. Со стороны этому и завидуют, и злятся некоторые. Как это у Визбора. Слава богу, мой дружище, есть у нас враги. Значит есть, наверно, и друзья.
Игорь Литвиненко

03.06.2025
Вы – лучший журнал для меня на сегодняшний момент.
Николай Майоров

Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Эндокринолог записаться на прием цены на платныи прием эндокринолога. . Арбитражный представитель: представительство в арбитражном.
Поддержите «Новую Литературу»!