HTM
Международный конкурс молодых критиков русской поэзии

Гости «Новой Литературы»

Денис Матросов: «Герои есть и у нашего времени»

Обсудить

Интервью

 

Купить в журнале за ноябрь 2020 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2020 года

 

На чтение потребуется 12 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 22.11.2020
Денис Матросов

 

 

 

Официально Денис Матросов пока не считается народным артистом, но признанием зрителей коронован уже давно. Поклонники его творчества всякий раз открывают Матросова заново: он увлекает своим мастерством даже в знакомых спектаклях, а киноленты с его участием всегда становятся событием. Энергии при этом хватает и на работу продюсера в собственном театре, и на режиссёрские постановки: недавно Денис Матросов принял предложение Московского областного театра драмы и комедии в Ногинске, где мы и увиделись.

 

– Денис Владимирович, что вас привело сюда? Чем хотите порадовать подмосковную публику?

 

– В Ногинск меня пригласил директор театра, Александр Морозов: предложил поработать режиссёром. Буду ставить новогоднюю сказку. Сашу я знаю уже много лет, он – продюсер и капитан нашей хоккейной команды артистов «КомАр».

 

 В роли хоккеиста
В роли хоккеиста

 

– А как же ваша работа в Театре Дениса Матросова?

 

– Только в выигрыше. В Московский областной театр я приезжаю со спектаклями: 27 ноября мы сыграем премьеру – комедию «Ты будешь мой», в которой участвуют Екатерина Волкова и Екатерина Казанцева. Создавала этот спектакль та же команда, что и постановку «Двое в лифте, не считая текилы», с которым мы тоже были в Ногинске – автор Ольга Степнова, режиссёр Игорь Касилов. Поэтому моей работе в ТДМ ничего не мешает, даже наоборот – это новые возможности.

 

– Вы всегда были легки на подъём и не боялись перемен: в юности перешли из школы-студии МХАТ в Щепкинское театральное училище. Почему пришлось так поступить?

 

– Всё очень просто: не сложилось с художественным руководителем. Как актёр, я открылся именно в «Щепке» – исчез дамоклов меч, который угрожал во МХАТе: угроза быть отчисленным. Педагог Николай Алексеевич Верещенко, который меня взял, сразу заверил, что отчислять никого не будет: «Я несу за вас ответственность, но главное зависит не от меня: вы должны захотеть получить профессию, которая обеспечит ваши семьи. А если не получите, то у вас всё посыплется».

 

– Вы явно захотели, и в вашей актёрской судьбе был невероятный сценический проект мирового уровня – участие в постановке «Евгений Онегин» дирижёра Герда Альбрехта на музыку Сергея Прокофьева.

 

– Это была действительно уникальная постановка, потому что музыку Сергея Прокофьева к «Евгению Онегину» никто до этого не слышал. Премьера состоялась в 2003 году в Золотом зале Musikeverein в Вене. Ради неё в столицу Австрии прилетели принц Чарльз, король Монако с семьёй, музыканты первой величины со всего мира – это было что-то невероятное. Когда мы узнали, кто в зале, у нас, артистов, поджилки тряслись. А началось всё с того, что Герд Альбрехт нашёл в букинистическом магазине бесценные ноты, которые оказались переправленными в Европу Прокофьевым в 1937 году – начались репрессии, и Камерный театр Таирова, где должны были поставить «Онегина», пострадал в этом плане очень сильно.

 

– Какую роль вы сыграли в постановке Альбрехта?

 

– Владимира Ленского. Это была чтецкая программа с огромным симфоническим оркестром. У нас на сцене только хор был в сто человек – это, конечно, феноменально. Потом мы выступали в Дании с датским национальным оркестром, в России – с оркестром симфоническим. К сожалению, состоялось только три концерта, хотя было запланировано больше ста – по всему миру. Всё сорвалось из-за того, что в Дании перед другим (не нашим) концертом Герд высказал свою политическую позицию по поводу событий в Ираке. Шла прямая трансляция по радио и телевидению, и он выступил с протестом против иракских событий. Альбрехт был дирижёром национального датского оркестра, национального оркестра Японии, и это выступление стоило ему карьеры: с Гердом были разорваны контракты, его лишили всех его регалий. По условиям контракта он не имел права высказывать свою политическую позицию, и это был мужественный поступок. Знаменитый музыкант совершил его, зная, что карьере придёт конец. Так и случилось, что в России мы выступили, и на этом наш «Евгений Онегин» закончился.

 

– В постановке по Пушкину вы вышли на сцену всего трижды, но у вас есть спектакли, которые вы сыграли сотни раз – становясь старше, видя что-то уже иначе. Меняется ли от этого облик ваших героев, ваша артистическая трактовка образа персонажа?

 

Немного меняется, конечно, но не слишком – в спектакле существуют определённые рамки. Но на тот же «Лифт» публика часто покупает билеты ради того фрагмента, где мы позволяем себе импровизировать. На эту комедию ходят по многу раз. Когда приезжаем в Питер, например, я в первых рядах вижу знакомые лица: там есть сцена, которая совершенно непредсказуема, и неизвестно, как поведём себя мы и как отреагируют на это зрители. В нашей импровизации игра зависит от сиюминутного настроения. Здесь я могу измениться, выразить какие-то свои взгляды. К тому же авторы этой пьесы написали продолжение, которое мы сейчас тоже начнём репетировать – зрители ждут не дождутся, чем всё-таки эта история закончится. Как же так: лифт поехал, а что дальше? (смеётся).

 

 Сцена из спектакля «Двое в лифте, не считая текилы»
Сцена из спектакля «Двое в лифте, не считая текилы»

 

– А дальше будет ещё одна комедия-праздник. Денис Владимирович, вы с 2004 года играете в антрепризах, и я читала в других ваших интервью, что здесь не обошлось без меркантильности. Так ли это?

 

Да. Я сейчас говорю не о своей продюсерской деятельности, а о деятельности актёрской. Один спектакль сыграл – получил месячную зарплату академического театра, и даже больше. В академическом театре в этом плане всё гораздо сложнее. Это же бюджетная организация, государственная. Актёры получают зарплату по разрядам. Неважно, в Москве ты работаешь или ещё где-то: существуют определённые рамки, которые установило государство. И здесь нет никаких вариантов, к сожалению. Если театр существует на какой-то коммерческой основе, имеет доход с аренды помещений или ещё чего-то, может доплачивать артистам, то это, конечно, прекрасно. Но вообще в театре актёрам работать сложно. Это правда. Поэтому я восхищаюсь артистами, которые продолжают служить искусству в нынешнее непростое время.

 

– Это сподвижничество, духовный подвиг. А в плане свободы творчества антреприза тоже даёт больше?

 

– Для меня как продюсера – конечно. Я сам выбираю, какую пьесу ставить, с каким режиссёром работать, каких актёров пригласить. Это – творчество, ничуть не меньшее, чем в академическом театре, и я жалею, что поздновато пришёл к созданию своих спектаклей. Надо было раньше.

 

Фрагмент спектакля «Ты будешь мой» 
Фрагмент спектакля «Ты будешь мой»

 

– Какие темы вас, как продюсера, привлекают больше всего?

 

Шекспировские, вечные – людям интересны эмоции. Если весь спектакль основан на каких-то современных абстракциях и не вызывает отклик в сердце зрителя, то это, на мой взгляд, ошибка. Сюжет должен затрагивать чувства, это – самое главное. Всё остальное просто не имеет значения. А искусство сейчас новомодное, модерновое, что чётко прослеживается в том же кино. Уходишь из зала абсолютно пустым, потому что какие-то спецэффекты есть, но нет ничего берущего за душу. А должно быть наоборот. Поэтому мне интересны темы добра и зла, тьмы и света, на которых и строится вся достойная внимания драматургия. Мне так кажется.

 

– Для драматургии в Театре Дениса Матросова вы сами выбираете актёров или вам помогает режиссёр?

 

– Я выбираю, потом обсуждаем вместе с режиссёром. И ещё мне очень помогает моя жена Ольга – без неё Театр Дениса Матросова не состоялся бы. Работаем с людьми, с которыми мне комфортно, потому что антреприза подразумевает многие и частые переезды, тысячи километров в поездах, самолётах, в автобусах. Нужно быть с теми, кто не подведёт. Это главное. Со мной – те люди, с которыми я действительно прошёл огонь, воду и медные трубы (улыбается). С Катериной Волковой, Петром Красиловым, Дмитрием Орловым я проехал многие города и знаю, что за них могу поручиться так же, как они за меня.

 

 Денис Матросов с женой Ольгой
Денис Матросов с женой Ольгой

 

– Скажите, в кино вам удаётся сейчас сниматься – при такой плотной театральной деятельности?

 

– В плане кино у меня свобода. Если раньше ждал звонков и переживал, что телефон молчит, то сейчас всё просто: поступило достойное предложение – отработал, нет предложений – не переживаю, мне есть чем заняться. Съёмки двух мелодрам с моим участием из-за пандемии перенесли на лучшие времена – так же, как и спектакли. С марта ничего не играли – только сейчас собираемся выйти на сцену! Запланированные спектакли не отменяем, а переносим. Грустно от этого. Но мы не сдаёмся, просто истосковались по сцене, по зрителям. Надеюсь, скоро всё наладится. И конечно, огромнейшая благодарность зрителям, что не сдают уже купленные билеты, ждут, и мы обязательно приедем.

 

– Вас невозможно не ждать! Но давайте вернёмся к кино. Вы снимаетесь в разных фильмах и сериалах с 1990-го года, и образов вами создано немало: от карточного шулера до полковника уголовного розыска. Какую свою роль вы считаете самой любимой?

 

– Такой, единственной, нет. Мне повезло: за все годы моей карьеры ко мне не приклеилось какое-то одно амплуа. Получился широкий диапазон. Взять, к примеру, сериал «Подари мне жизнь» – драма, где мой герой спасает ребёнка, и тут же «Домохозяин» – комедия, где у меня очень смешной и в то же время добрый и позитивный образ, Родион Камышев в «Доме с лилиями», а ещё – «Профиль убийцы»: там я – полковник Удальцов, сдержанный наглухо, у которого эмоции на втором плане, и он никому никогда их не показывает. Разные, разные, разные роли – выделить какую-то не могу. Я отвечаю за каждую свою работу, и мне не стыдно ни за одну.

 

 На съёмках сериала «Дом с лилиями»
На съёмках сериала «Дом с лилиями»

 

– Раньше, в советские годы, снимали фильмы, герои которых становились примером для подражания. Как вы думаете, сегодня кино формирует нравственные ориентиры аудитории?

 

– На мой взгляд, да. Министерство культуры на конкурсах выделяет деньги тем картинам, которые пропагандируют не насилие, а добро и патриотизм, и это правильно. Такая пропаганда должна быть национальной идеей. Без этого – никуда. Ещё Ленин говорил, что важнейшим из искусств является кино, и спустя годы ничего не поменялось. Люди желают видеть тех героев, на которых хочется быть похожими – это правда! В этом году на «Киношоке» все с огромным удовольствием посмотрели картину Эдуарда Парри «От печали до радости», которая открывала фестиваль. Просто восторг! Тот случай, когда хочется смотреть на простых рабочих людей – с их повседневной жизнью и широкой душой – и быть на них похожими.

 

– Судя по вашим словам, «широкую душу» сумел передать Фёдор Добронравов, участник и продюсер киноленты. Скажите, до какой степени сейчас от воли продюсера зависят артисты? Любопытно сравнить с мнением их самих.

 

– Зависят на все сто – я это знаю как никто. Ещё в театральном институте актёров учат подстраиваться, быть пластилином в руках режиссёра, и чем ты пластичнее, чем профессиональнее – тем, соответственно, интереснее. А для того чтобы открыть возможности актёра, его резервы, нужны эмоции нараспашку. Тебе расшатывают психику – именно с этой целью. Уже в театральных классах детям, решившим стать актёрами, не дают проявить сдержанность, целостность человека и личности, а наоборот. Родители, желающие видеть в детях будущих звёзд, подумайте об этом! Нужно ли вашему ребёнку такое испытание? Если чувствуете, что у него эмоции бьют через край, и он без игры не может, тогда – да, дерзайте. Но помните, что актёрская профессия – самая подчиняемая, и зависят артисты не только от продюсера и режиссёра, но и практически от всех «цехов».

 

 

 

– В вас сейчас говорит актёр, а не организатор, но я всё же спрошу вас как руководителя идейно-художественного процесса: что сейчас преобладает в искусстве – реалистичность или романтика?

 

– В искусстве, кинематографе и театре сейчас преобладают социальные сети. Они поработили умы, заполнили наше время, подчинили себе наших детей. Романтизм перешёл у нас в Instagram, профессионализм ушёл в Facebook. К сожалению, такое время – очень необычное: мы заменили живое общение перепиской в Интернете. В свою пору я сам пропагандировал всё, что связано с прогрессом: вёл программу «Теле-Граф», фестиваль компьютерной графики, одним из первых делал для себя сайты – как для актёра – и узнавал совершенно уникальные вещи, но сейчас насытился этой виртуальной историей. Мне кажется, всё это перешло уже здравую черту. Хотя сейчас творчество в том же «ТикТоке» – замечательное, забавное, прекрасная интернет-платформа для самородков. Для тех людей, которые, даже не имея профессионального актёрского образования, творят такие чудеса. Для меня открытие – Елена Самчук: уверен, она скоро покорит и удивит всю страну, а может, и весь мир, и не только в «ТикТоке». В их возрасте у нас не было такого, мы не могли себя так проявить – тогда компьютер только-только стали узнавать. Но сейчас Интернет подчинил себе все сферы искусства, поэтому романтизм у нас – социально-сетчатый (смеётся).

 

 Денис Матросов с сыновьями
Денис Матросов с сыновьями

 

– У вас есть свои страницы в Facebook и Instagram, но счастливую возможность запечатлеть себя, остаться в памяти зрителей актёру по-прежнему дают киносъёмки. Каким вам хотелось бы запомниться?

 

– Таким, чтобы меня... [...]

 

 

Беседовала Вера Круглова.

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в ноябре 2020 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за ноябрь 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению ноября 2020 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

198 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.08 на 16.09.2024, 21:09 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

12.09.2024
Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили.
Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист

12.09.2024
Мне нравится дизайн и свежесть для таких молодых людей, как я! Не каждый толстый журнал может похвастаться новизной и современной харизмой! Если когда-нибудь мне удастся попасть на страницы журнала именно этого – я буду счастлив!
Егор Черкасов

09.09.2024
На мой взгляд, журнал «Новая Литература» по праву занимает почётное место среди литературных журналов нового поколения! Каждый номер индивидуален и интересен. Здесь нет «лишней воды» и «авторского самотёка», всё просто и ясно. В каждом разделе журнала есть самородки – настоящие талантливые писатели! Такие произведения хочется перечитывать снова и снова!
Член Союза писателей России Дмитрий Корнеев



Номер журнала «Новая Литература» за август 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Лотки железобетонные водоотводные купить купить бетонные лотки водоотводные.
Поддержите «Новую Литературу»!