HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Гости «Новой Литературы»

Прекрасные мгновения Василия Ланового

Обсудить

Интервью

 

Купить в журнале за февраль 2021 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2021 года

 

На чтение потребуется 10 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

Скоро сорок дней, как с нами нет великого артиста и гражданина – Василия Семёновича Ланового. Со временем он превратится в легенду – время неумолимо уведёт за горизонт всех очевидцев его пламенной жизни. На память о талантливейшем актёре останутся фильмы, записи телеспектаклей и выступлений – экранные образы, в которых он вкладывал частицу самого себя. Но каким он был за кадром, этот незаурядный человек, любимец публики и друзей? Своими воспоминаниями делится Ольга Александровна Васильева, журналист, член Союза писателей России, известная под псевдонимом Оливия Сканта.

 

Оливия Сканта
  Оливия Сканта

 

– Моё знакомство с Василием Лановым можно назвать случайным, хотя к нему привела целая цепочка событий. Отец мой, художник-декоратор, работал на киностудии имени М. Горького и очень часто приносил мне автографы от известных актёров – Василия Шукшина и других знаменитостей, а потом у меня появилась возможность познакомиться с ними лично. Один из режиссёров предложил отцу устроить меня на киностудию в массовку: я чем-то ему приглянулась. Так на киностудии имени М. Горького оказались мои фотографии, и буквально на следующий день раздался звонок: «Ольга, у нас начинаются съёмки, приходите». И первым фильмом, в кадре которого я оказалась, была картина «Петровка, 38». Я поехала с удовольствием: 1979 год, мне девятнадцать лет, столько любопытства и радости! Одеться попросили во что-нибудь яркое. Как мне помнится, съёмки в тот день были около Киевского вокзала, и мне досталась маленькая роль: вместе с моим партнёром, молодым человеком, мы должны были переходить улицу в очень опасный момент – прямо на нас на полном ходу мчался автомобиль. Мой кавалер в этот миг ужаса и паники должен был успеть меня оттолкнуть. Эпизод крохотный, но ждать своей очереди пришлось очень долго. Меня посадили в автобус, который служил артистам раздевалкой, я пристроилась сзади, среди костюмов, и задремала. Проснулась от того, что послышались голоса, и в переднюю часть автобуса вошёл Василий Лановой, а следом за ним – Георгий Юматов[1]. Рядом с ними суетился костюмер. Я растерялась и не знала, что делать: дверь сзади закрыта, выйти невозможно. И пока я в замешательстве сидела и рассматривала этого красавца, Василий Семёнович стал раздеваться. При этом они с Георгием Александровичем репетировали какой-то диалог. Состояние моё не передать: мне, девчонке, довелось увидеть вблизи самого Ланового, да ещё в таком виде! Дождалась, когда он наденет майку, сядет, и стала пробираться вперёд. Прохожу между «офицеров», чья слава гремела к тому времени уже восемь лет, и прошу: «Мне бы выйти!». Лановой поднимает глаза и выдаёт: «О, это чудное мгновенье! Откуда вдруг явилась ты?». Я совсем смешалась и ответила в рифму: «Явилась с заднего сиденья…» Такого дружного хохота мне ещё слышать не приходилось: они с Юматовым просто зашлись от смеха. А потом оказалось, что, кроме памяти об этой встрече, мне «Петровка, 38» ничего не подарила: тот эпизод, в котором я снялась, вырезали. Кто-то из цензоров решил, что нельзя так отчаянно наезжать на пешеходов.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 27.02.2021
Василий Лановой в фильме «Петровка, 38»
Василий Лановой в фильме «Петровка, 38»

 

Но на этом мои кино-приключения не закончились. Через какое-то время стали снимать фильм «Огарёва, 6» – продолжение «Петровки, 38», и опять вызвали меня. На этот раз съёмки были не под открытым небом, а на киностудии. Какие-то девчонки танцуют на сцене канкан, в зале нужны зрители, и я – одна из них. Устраиваюсь на своём месте, и рядом со мной непостижимым образом опять возникает Лановой. Вокруг не смотрит, весь во власти происходящего: подпевает, дирижирует, и – раз! – задел меня:
– Извините… О! Это чудное мгновенье!

Теперь смеялась я: запомнил, оказывается.

 

– Он был за кадром шаловливым человеком?

 

– Озорным, шаловливым, очень любил женщин, ему нравилось флиртовать. Мы улыбнулись друг другу, но всё тут же оборвалось – его позвали: «Василий Семёнович, ваш выход, готовьтесь». На съёмочной площадке остались только актёры массовки, и этот эпизод сняли. В фильме он сохранился.

 

– И вам больше сниматься в одних картинах с Лановым не пришлось?

 

– Нет, мы встретились в другой обстановке. Прошло много лет, я вышла замуж, уехала в Италию, стала журналистом и писателем, автором трёх книг – уже не как Ольга Васильева, а как Оливия Сканта. Одна из них – перевод с итальянского на русский научной повести священника Дона Лоренцо Милани «Письмо к одной преподавательнице». В моём окружении появились такие люди, как Джульетто Кьеза[2], – я вышла на другой уровень, но сердце моё осталось в России. Девяностые годы я пережила с болью. Крушение Советского Союза совпало со смертью любимой бабушки, моего ангела-хранителя: не стало её, и над Сенатским дворцом Кремля спустили красный флаг. Этот ужас останется в моей памяти навсегда. В Россию я приезжала представителем Италии: писала репортажи о том, что происходит на моей Родине, потому что в те годы мало кто решался озвучить правду. И вот однажды, в Москве, я позвонила Музе Крепогорской, супруге Юматова, и попросила её о встрече с Георгием Александровичем. С Музой Викторовной мы познакомились и подружились в 1980-м году на съёмках картины «Юность Петра», и она мне не отказала. К ним домой для интервью я пришла заранее: Муза предупредила, что Юматов журналистов не жалует, и его надо подготовить. Но стоило ему увидеть меня, он обрадовался: вспомнил тот эпизод в автобусе, и мы славно поговорили. А вскоре его не стало. Муза Викторовна позвонила мне прямо среди ночи: «Оля, Жорика больше нет…». Я примчалась наутро, чтобы помочь на похоронах – чем смогу. Поминали народного артиста в Доме кино: все хлопоты взял на себя Виктор Мережко[3], а на девять дней мы собрались у Юматовых дома. И тут появился Лановой. В нём была какая-то власть над людьми, какая-то скрытая сила: едва вошёл, все словно вытянулись перед ним по струнке.

 

– Наверное, увидели в нём генерала Ивана Варраву?

 

– Возможно. Кстати, на роль друга Варравы пробовался и Михаил Иванович Ножкин, с которым я дружна много лет: он мог сыграть Алексея Трофимова, но отказался из-за плотного творческого графика. А был бы невероятный дуэт: Трофимов-Ножкин и Варрава-Лановой.

 

– Я знаю, что Михаил Иванович и Василий Семёнович были большими друзьями больше полувека: познакомились в середине 50-х в Культурном центре ЗИЛ, и с тех пор шли по жизни вместе.

 

– Так и есть. И на сцене, и в Бессмертном полку… Но вернусь к своему рассказу. Лановой на поминках Георгия Александровича был замкнутым, сдержанным: чувствовалась вся его скорбь по умершему другу. Говорил о том, что Юматов заслужил барельеф, что в Москве надо увековечить его память. Конечно, здесь было не до воспоминаний, но я опять увидела как наяву тот далёкий автобус и двух товарищей: таких сердечных, открытых, полных жизни! Не удержалась и, когда все стали расходиться, подошла к Василию Семёновичу:

– Вы меня помните?

Он присмотрелся, в глазах на миг вспыхнула искорка:

– О да, мгновенья были чудные!

Сказал так, словно круг замкнулся.

 

– Ланового с любовью и в шутку называли «Вася Высочество». Он позволял быть с собой фамильярным?

 

– Нет, никогда. Разве что Михаилу Ивановичу – на правах давней дружбы. У этого поколения артистов такая школа – надо держать планку.

 

– И дистанцию?

 

– Они сами не бросаются к кому-то с распростёртыми объятиями и к себе не позволяют так подходить.

 

  Василий Лановой и Михаил Ножкин. Бессмертный полк.
  Василий Лановой и Михаил Ножкин. Бессмертный полк.

 

– Василию Семёновичу и в кино было свойственно чувство меры и такта, он изумителен в своей сдержанности.

 

– Он и в жизни был таким. На дружеских застольях забывал о еде: на первом месте было общение. Угощался мало, больше говорил и слушал. Никогда себя не превозносил, в нём не было ни «звёздности», ни пафоса: очень дружелюбен, внимателен – и на равных. После поминок Юматова мне часто приходилось видеть Василия Ланового: его концертные поездки совпадали с выступлениями Михаила Ножкина, которого я сопровождаю как помощница. Так попросила директор Ланового: «Давайте вместе».

 

  Михаил Ножкин, Оливия Сканта и Василий Лановой
  Михаил Ножкин, Оливия Сканта и Василий Лановой

 

– Когда вы встретились в последний раз?

 

– 12 сентября 2020 года, на концертной программе «Молодости нашей нет конца». Совсем недавно, кажется… Василий Семёнович уже тогда плохо себя чувствовал, лечился в санатории, на концерт его привезли из палаты. Он был вместе со своей супругой, Ириной Петровной Купченко. Выступил и снова отправился под присмотр врачей. Сомневаюсь, что причиной его состояния был ковид – сейчас всё списывают на этот вирус, к сожалению.

 

  Василий Лановой и Ирина Купченко
  Василий Лановой и Ирина Купченко

 

– Ольга Александровна, у вас остались на память автографы, дарственные надписи в книгах?

 

– Не поверите – ... [...]

 

 

Беседовала Вера Круглова

 

 


 

 



 

[1] Георгий Юматов (1926–1997) – советский киноактёр (прим. ред.).

 

[2] Джульетто Кьеза (1940–2020) – итальянский журналист и общественный деятель (прим. ред.).

 

[3] Виктор Мережко (род. в 1937) – советский и российский киноактёр и кинорежиссёр (прим. ред.).

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в феврале 2021 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за февраль 2021 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: ЮMoney: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению февраля 2021 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

491 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 23.05.2025, 16:38 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Садовые бордюры в москве бордюр садовый москва. . Капитальный ремонт двигателя ниссан: капитальныи ремонт двигателя karsto1.ru. . Обзор сервисов оплаты.
Поддержите «Новую Литературу»!