HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2024 г.

Гости «Новой Литературы»

Струны вечности и души: Виталий Кись

Обсудить

Интервью

 

Беседу ведёт Вера Круглова

 

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за февраль 2022 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2022 года

 

На чтение потребуется 13 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

 

Приближалась полночь, но уходить не хотелось: фейерверк мелодий в джаз-клубе на Арбате расцветал всё ярче. Даже те, кто устроились за столиками не ради концерта, оторвались от разговоров и слушали, не скрывая восторга. Солировал гитарист-виртуоз Виталий Кись, украсивший программу своими композициями, блестящими и глубокими. Этот вечер, ставший откровением, перелился в беседу с маэстро: о его творчестве и музыке – во все времена.

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 14.02.2022
Виталий Кись
Виталий Кись

 

– Виталий, когда вы осознали свою связь с музыкальным миром?

 

– Наверное, ещё в раннем детстве, как вспоминала моя мама. Было забавно: я, трёхлетний, отрывал ручки от мебели, вешал себе на шею и заявлял, что играю на гитаре. Потом мне вырезали картонную гитару, и я продолжал это изображать. Выбора не было: в восемь лет мама отвела меня в детскую музыкальную школу. Поначалу всё шло уныло, а потом меня передали другому педагогу, Борису Фёдоровичу. У него была потрясающая фамилия – Шопен.

 

– И он ей соответствовал?

 

– Борис Фёдорович был очень громогласным. Чуть что – кулаком по столу, но при этом – сама доброта: он громыхал, но любя. И дело сдвинулось. Я стал играть с увлечением и после окончания семилетки поступил в Харьковское музыкальное училище имени Лятошинского. Это был 1983 год. А в 1987-м поехал поступать в институт Гнесиных. Поступил и остался в Москве.

 

– А как в вашу жизнь пришёл джаз?

 

– Ещё в годы музучилища. Однажды наша директор отправила всех студентов в принудительный культпоход в концертный зал «Украина» – расширять творческие горизонты и рамки восприятия музыки. Я не знал, куда нас поведут. Просто пришлось идти, и многие недовольно бухтели: зачем это надо? Каково же было наше удивление, когда мы увидели в «Украине» афишу «Джаз-рок квартет: Мартин Кратохвил и Яна Коубкова». Оказалось, что приехали совершенно ураганные чехи. Представляете, восьмидесятые годы, Советский Союз, западной музыки – классной, прогрессивной, джазовой – мы, конечно, не слышали. И, когда они начали играть, я был потрясён. Не знал, что такое вообще бывает на планете Земля. После концерта я не мог уснуть: это было такое перевозбуждение!

 

– Сколько вам было лет тогда?

 

– Пятнадцать или шестнадцать. Не помню точно, в каком году был этот концерт. Потом, спустя время, я понял, что такое смешение джаза с роком, как у чешских музыкантов, – интересное и прогрессивное движение и моя любовь на всю жизнь. А в тот вечер произошло первое, мощное погружение в этот стиль.

 

– Для меня джаз, который показали вы, тоже откровение. Как музыкант, вы держите очень высокую планку. Но огорчила обстановка: внимание слушателей рассеяно, ваша роскошная игра для некоторых просто фон. Вас это устраивает?

 

– Вы знаете, мы часто выступаем в филармониях, разных концертных залах, и там – наслаждение музыкой, звуком. А клубное пространство – оно такое. Демократичное, пьющее, едящее, слушающее одновременно. В том клубе, где вы нас слушали, так происходит потому, что одни пришли по билетам, а другие – просто перекусить, не имея в виду нас. Я стараюсь не обращать на это внимания. Самое главное – быть в потоковом сознании. Ощущать, как льётся музыка. Если ты пребываешь в этом, то всё хорошо.

 

Виталий Кись 
Виталий Кись

 

– Виталий, вы играете не только джаз: у вас есть собственный этно-проект «Груня». Это тоже вам близко, вы чувствуете себя гармонично в этом направлении?

 

– Безусловно. Классика, джаз и этно – три кита, на которых, как я считаю, и стоит вся музыка. В чём-то эти направления абсолютно разные и не пересекаются, а где-то очень здорово взаимодействуют. Существует так называемая классика-кроссовер: это жанр, в котором классическая лексика встречается с джазовой. Это интересно, самобытно и здорово – как у трубача Криса Ботти, например. Очень красивые получаются произведения. Ну а джаз с этникой вообще срастается великолепно, потому что джаз – народная музыка. Если отыскивать её корни, то мы уйдём в африканский спиричуэлс. В конечном итоге важно, как композитор это компилирует, в каких пропорциях он создаёт этот «коктейль». Поэтому мне все три направления очень близки, тем более что у меня классическое образование, а влюблённость – джазовая. А в плане этники – это потрясающая музыка, сакральная, это корни нации – именно в тех песнях, которым по сто пятьдесят, по двести лет и больше, которые сейчас собирают в экспедициях, в глубинках. Мне очень близки календарные, обрядовые вещи – там красота, медитация, разговор с Богом.

 

– Но ведь этно уходит корнями глубоко в язычество. Тогда представление о Боге было другим.

 

– Естественно. Фольклор – это и дохристианский период. Существует такое понятие – сакрал: музыка, устремлённая в небо и к тайнам мироздания. Есть дух произведения и видно, какова его цель. В любом случае, это отражение природы или мольба. К небу, древним богам, к Христу.

 

– Новое поколение не слишком воспринимает национальную музыку, предпочитая западную. Как вы думаете, молодые люди – это граждане мира с широким мировоззрением или обедняющая себя аудитория, не знающая своих корней?

 

– Конечно, это духовная бедность. Невозможно быть гражданином мира, не зная, кто ты и откуда. Если пропускать этот пазл, то создать ничего не получится. Человек должен ведать главное, хотя бы спеть колыбельную своему ребёнку на родном языке. Ту, сакральную, которую пели двести и больше лет назад. К сожалению, так сложилось исторически: на нашей земле постоянно шли войны. Россию всегда хотели сгубить. В 1917 году вообще был апокалипсис, после которого остались необратимые последствия. И в плане фольклора в том числе. Взрывались храмы, расстреливались архиепископы, исконный фольклор искоренялся как враждебный, а потом ему на смену пришёл так называемый советский фольклор, который таковым не является вообще – это городская современная история, не имеющая ничего общего с древними календарно-обрядовыми вещами. Противостоять этому можно. Просто надо знать, куда отвести своих детей, чтобы они смогли заполнить пустоту, в которой не виноваты: из-за роковых исторических событий мы потеряли целый пласт знания о своей же музыке.

 

– А вы знаете, куда вести детей?

 

– В Гнесинке преподаёт фантастический педагог – Юрий Леонтьевич Колесник. Этот уникальный человек, творческий лидер, ведёт факультет народного хора в музыкальном училище и сейчас у него есть определённые часы и в академии имени Гнесиных. Вместе с ребятами он даёт концерты, которые проходят в большом зале института Гнесиных. И вот это место, где молодые люди могут наполнить свою душу глубиной, родниковой водой, искренними эмоциями. Там исполняются песни русского севера, Белгородчины, канадских духоборов, болгарские песни – одним словом, звучит музыка народов мира, но в приоритете – славянская. Это феноменально. Я участвовал в этих концертах, это тайна, сакрал, восторг: со сцены льётся истина. Без примесей, искажения временем. Это стоит услышать, потому что, живя в России, мы должны знать своё.

 

– Безусловно, но эта бесценная музыка пришла к нам из прошлого – так же, как шедевры симфонической классики. Уже давно не появляются новые шопены, бетховены, стравинские. Неужели их время невозвратно прошло и не появится нечто феноменальное, «взрывающее» музыкальный мир?

 

– Вы знаете, многие критики говорят, и вообще бытует фраза, что всё уже написано. Я не спорю с этим: действительно, если мы оглянемся назад – на полифонистов, на венский классицизм, на романтиков, на постмодернистов – то окажется, что придумано и сыграно практически всё. То же ощущение появится, если мы будем черпать джазовую историю, начиная гарлемским джазом и заканчивая самыми современными формами. И сейчас кризис, его невозможно не замечать.

 

– Кризис духовности?

 

– Кризис в музыке. Сейчас публика не хочет думать: проще всего включить TikTok. Я никого не хочу обидеть, но такое явление, как группа «Ленинград» или Ольга Бузова по просмотрам и по популярности превосходит иные образцы хорошей музыки. Деградация своего рода! У меня ощущение, что человечество сделало колоссальный круг. Пока оно его проходило, были рождены все гении западной классической музыки и русской. Писались партитуры, колоссальные полотна, совершенно божественная музыка – и полифоническая, и симфоническая. Она родилась и она есть. А сейчас – то ли пауза перед каким-то грандиозным рывком, то ли конец цивилизации, не знаю. Но то, что наступил глобальный кризис, видно и слышно совершенно отчётливо.

 

– Мне так кажется, что в этом кризисе большую роль играет телевидение, которое нередко продвигает заурядных артистов.

 

– Согласен с вами. Критик Артемий Троицкий однажды сказал так: «Вся хорошая музыка находится за пределами внимания телевидения». Я помню эту пророческую фразу. Непонятно, почему так происходит: у телевидения мощнейший ресурс и вполне можно демонстрировать достойные образцы. Но происходит наоборот. Такое ощущение, что действует какой-то заказ – не транслировать хорошую музыку, потому что она появляется крайне редко. Может, стоит задача не воспитывать нацию или воспитывать на средних образцах? Не знаю...

 

– Но ведь на телевидении есть и «Культура».

 

– Да, единственный канал, который как-то этому противостоит.

 

Виталий Кись с супругой, певицей Еленой Кись. Выступление в программе «Романтика романса» 
Виталий Кись с супругой, певицей Еленой Кись.
Выступление в программе «Романтика романса»

 

– Когда-то утончённый вкус публики формировали художественные деятели, меценаты, аристократия. Но это давно утрачено, и слушатели предоставлены сами себе.

 

– Народ потребляет то, что ему дают со сцены. А у нас любят пойти на поводу у электората: «Это народ не поймёт, это чересчур сложно»: возникает прогиб под нижний сегмент. А верхний остаётся ни с чем. Очень жаль, что не стало программы Дмитрия Диброва «Антропология». Это было потрясающе! Она выходила в режиме интерактивной связи глубокой ночью, но зрители стремились её увидеть: там был весь неформат. Людям и сейчас нужны интересные проекты такого уровня. Популярная музыка, мейнстрим – да, пусть будут, но почему нет альтернативы?

 

– Она есть, но её нужно отыскивать на youtube-каналах, а это нелегко.

 

– Вот именно. Повлиять на ситуацию можно только «сверху»: фестивали, гранты, радио, каналы телевидения. Безусловно, что-то уже есть, особенно в плане грантов, но глядя на тех, кто в фаворе, ясно: это далеко не лучшие образцы. Государство должно заниматься культурой. Только она в состоянии облагородить души, как бы банально это не звучало. Хорошая литература, хорошие спектакли и хорошая музыка – вот что поднимает нацию.

 

– Как вы думаете, нужна ли хорошей современной музыке эмоциональность, драматургия, осмысленность? Или наступило время исключительно «музыки для настроения»?

 

– Есть разные продукты и разная музыка – в том же джазовом направлении. В Америке солидной, серьёзной музыкой занимаются на восточном берегу (Нью-Йорк), а музыкой для развлечения – на западном. Пальмы, белые теплоходы – и мелодии соответствующие. Джазмены восточного берега часто «кусают» западников за гедонизм и поверхностность, но послушайте, как звучит и та, и другая музыка! Она совершенно разная по настроению, содержанию и глубине, а сделана потрясающе. Что на востоке, что на западе. Это невероятный уровень, это восторг! Если у тебя философское настроение, берёшь и погружаешься в роскошные образцы мейнстрима и современного ладового джаза. Если ты кайфуешь, едешь в машине солнечным днём с любимой, с детьми, и тебе хочется послушать радостные, классные мелодии, то включаешь западный берег, Лос-Анджелес, и там звучат композиции колоссального качества, просто ураганные – понимаете? И музыка для думанья, и музыка для развлечения – она сделана круто, феноменально, потрясающе. Поэтому рынок должен быть разным. Он должен быть интеллектуальным, нести в себе драматургию, и радость, и отдых, и просто наслаждение жизнью. Но и то и другое должно быть создано на уровне.

 

– Виталий, вы тоже пишете джазовые композиции: они прозвучали в том клубном концерте. Я не заметила качественной разницы между произведениями, написанными не вами, и вашими: и те, и другие звучали роскошно. А как давно вы занялись сочинительством?

 

– Первый мой альбом вышел в 1999-м: как-то неожиданно. Ничего, в общем-то, не предвещало. Пришёл в голову какой-то мотив на гитаре – это была композиция «Сезон дождей». Первая ласточка, с которой всё началось. Я это не прогнозировал, не собирался этим заниматься, и вдруг это вышло из-под моих пальцев. В первый раз меня это позабавило. Я поймал кураж, и потихонечку начал собирать мотивы, которые стали рождаться в моей голове.

 

– Вы просто стали считывать из космоса ту музыку, которая слышна именно вам.

 

– Скорее, стал считывать то, что рождалось внутри.

 

Концерт в джаз-клубе «Академия». Игорь Тукало, Виталий Кись и Фёдор Андреев. 
Концерт в джаз-клубе «Академия».
Игорь Тукало, Виталий Кись и Фёдор Андреев.

 

– Как вам удалось выйти на самостоятельную дорогу без покровителей, спонсоров, раскрутки? И всегда ли настоящее искусство может пробиться самостоятельно?

 

– Сложный вопрос. Скажу вам откровенно: если за тобой нет административного ресурса никакого – а за мной его нет – то собирать залы очень сложно из-за большой конкуренции. Предложение превышает спрос. В этом смысле музыкантам всегда было непросто. Во все времена и не только в нашей стране.

 

– Но ведь у вас был период в музыкальной карьере, когда вы работали в команде разных известных артистов. Почему вам захотелось уйти?

 

– Тот же вопрос мне задал Александр Малинин, когда я сообщил ему о своём решении по пути в Америку. Мы работали вместе пять лет и, пожалуй, эти годы были одними из лучших в моей жизни. Всё было здорово, весело, профессионально – естественно, живьём, и с географической точки зрения – полный восторг. Мы, благодаря гастролям, четыре раза были на Гробе Господнем в Израиле, исколесили всю Америку, Европу, Сибирь, побывали в Австралии. Когда я подошёл в самолёте к Александру Николаевичу и сказал, что отработаю Штаты и всё, он очень удивился: «А зачем? Куда ты? Смотри, как мы путешествуем, программа накатана, тебя любят в коллективе». Я объяснил, что хочется иных творческих горизонтов, что у меня жажда играть другую музыку. Малинин меня понял, и мы остались друзьями. До сих пор созваниваемся, и, если надо, я пишу ему гитару.

 

– О ком ещё вы вспоминаете с теплом?

 

– Замечательные годы прошли в коллективе Алсу, а потом было сотрудничество с Демисом Руссосом – это... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]

 

 

 

[Конец ознакомительного фрагмента]

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в феврале 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
138 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.09 на 13.10.2024, 13:04 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

13.10.2024
Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения.
Юлия Цветкова

01.10.2024
Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову.
Екатерина Сердюкова

28.09.2024
Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Александр Жиляков



Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

http://arskomekb.ru перегородки в туалет сантехнические системы сантехнических. . Ремонт соковыжималок в Казани: Ремонт соковыжималки в Казани.
Поддержите «Новую Литературу»!