HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Гости «Новой Литературы»

«У меня несколько сфер деятельности». Художник Игорь Шаймарданов о театре, о Пушкине, о жизни и о работе

Обсудить

Интервью

 

Беседу ведёт Любовь Шагалова

 

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за декабрь 2022:
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2022 года

 

На чтение потребуется 20 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 17.12.2022
Художник Игорь Шаймарданов

 

 

 

Игорь Дмитриевич, добрый день! Мы благодарны вам за согласие дать интервью и рады возможности представить вас и ваше творчество читателям журнала.

Сейчас вы человек довольно известный, являетесь членом двух творческих объединений: Союза художников и Союза театральных деятелей России. В вашем портфолио множество живописных и графических произведений, десятки персональных выставок, оформление театральных постановок и массовых мероприятий, в частности, Всероссийских Пушкинских праздников в селе Михайловское, создание книжных иллюстраций и даже мультфильмов. Ваши рисунки, посвящённые Пушкину, многим знакомы и полюбились своей нестандартностью, отсутствием пафоса, душевностью, озорством и добрым юмором.

И многим людям, которым нравятся ваши работы, хочется больше узнать об их авторе. Давайте начнём с того, как и где начинался ваш творческий путь. В Интернете можно найти биографические сведения, но они довольно скупы. Сказано, что вы родились в Удмуртии, в городке Камбарка, окончили последовательно Нефтекамскую художественную школу, художественное училище в Йошкар-Оле, академию театрального искусства в Санкт-Петербурге. Всё верно?

 

Да, всё верно.

 
Из цикла «Пушкин и Арина Родионовна» 
Из цикла «Пушкин и Арина Родионовна»
 
«Письмо от Ляксандра нашего Сергеича» 
«Письмо от Ляксандра нашего Сергеича»

 

А как появился интерес к рисованию? Когда вы решили стать художником? Родители поощряли ваше увлечение, как-то помогали? Возможно, кто-то из ваших родственников был связан с искусством?

 

К сожалению, иль по счастью («по несчастью или к счастью», как у Геннадия Шпаликова в стихах), никто у меня в роду даже близко не стоял возле искусства. И родители не поощряли и не помогали по причине того, что не могли знать, с чем его едят, это искусство. Как все дети, в детстве рисовал, разве что любил по-настоящему это занятие. Потом сам попросился в художественную школу. А потом, лет в тринадцать, когда рисовал самостоятельно этюды на летней практике, вдруг озарило, и ясно увидел, и осознал, что вот оно, моё. И потом художественное училище и т. д.

 

Чем вы ещё увлекались в детстве? Любили ли читать? Как относились тогда к творчеству Пушкина?

 

Читать очень любил. Озорничал, шалил. Уроки почти не делал, так как запоминал всё в школе. Письменные задания делал за полчаса. Учился легко и с удовольствием. Пушкин был в стороне. Только в школьной программе. О, вспомнил! На литературе Ольга Ивановна успела прочитать на уроке первые главы «Евгения Онегина». Кажется, это был седьмой или восьмой класс. Помню, как она наслаждалась строками, с каким удовольствием и вкусом, аппетитно это читала. Не скажу про себя ничего особенного, но в тот день впервые, опять же, благодаря нашим учителям, прикоснулся к поэзии Пушкина. Не пресловутый дуб с золотой цепью, а что-то совсем серьёзное. Онегин! Кстати, сейчас рисую иллюстрации к «Евгению Онегину». Для Московского издательства. Всё возвращается на круги своя.

 

 

 

Была ли проблема выбора, кем быть, или решение стать именно художником было твёрдым, и вы не представляли для себя иной профессии?

 

В 15 лет смутно представлял, что такое художник. Глядя на преподавателей в художественной школе, которые ходят с этюдником и пишут пейзажи, думал – вот жизнь! Рисуют для себя, на работу не ходят, на что-то живут, наверно, на это искусство. Конечно, идеализировал, не понимая, как это ответственно и трудно. Остаться самим собой в искусстве, найти свой путь, свою тему. Дойти до конца.

Но ещё думал про другую крайность в выборе профессии – актёрство или цирковое искусство. Но и это почти сбылось. Всё-таки иногда работаю в театре, знаю про актёрский хлеб, который тоже нелёгок. Это только со стороны всё кажется простым и увлекательным. А внутри нашего ремесла постоянное движение вперёд, совершенствование, самооценка, труд и вечное недовольство собой.

 

Кому из учителей вы благодарны, кого вспоминаете добрым словом?

 

О, это очень хороший вопрос! Мне везло с учителями! И в художественной школе, и в институте. Всегда вспоминаю добрым словом и помню все уроки, советы и их видение мира, которыми они с нами делились.

 

После окончания училища вас призвали в армию. Где вы служили, были ли там востребованы ваши художественные способности и навыки?

 

Армия – это прекрасно! Если б не сходил в СА, мало что понимал бы в жизни. Банально, но это так. Армия – школа жизни. Можете уже смеяться! Нисколько не жалею, что сходил. Ушёл сразу после защиты диплома. И сразу стал очень нужным в штабе. Но оформлял не стенгазеты и молнии, а учебные классы по новой технике ПВО. Так что принёс пользу.

 

Прощальный круг. Из серии «Деревенский Пушкин». 
«Прощальный круг». Из серии «Деревенский Пушкин».

 

Почему решили поступить в театральный институт? Хотели стать именно театральным художником? Были заядлым театралом, часто посещали спектакли, обращали внимание на оформление, декорации, костюмы?

 

Театралом не был, в театры не ходил. На новогодние утренники, на какую-нибудь Бабу-ягу, да. И первое воспоминание о театре – именно такой спектакль. Свет разноцветных фонарей, дым, зайцы, лешие. Но это было незабываемо! Сейчас-то знаю, что это был обыкновенный чёс и обязаловка в театре.

 

Вообще, театр – это ведь синтез. Литературы, музыки, мастерства режиссёра, актёрской игры. И театральный художник должен всё это прочувствовать, объединить, помочь зрителю погрузиться в спектакль. Это нелегко, ведь требуется не просто профессионализм художника, но и наличие фантазии, воображения, умение из разных сцен и деталей создавать целое, общую атмосферу спектакля.

 

Вот-вот, театр – это именно то место, где художник должен уметь всё: от инженерного мышления (считай, архитектурного) до живописно-костюмерного. А так как хотелось везде себя попробовать, а жизнь одна, то знакомец по армии – выпускник режиссёрского факультета, открыл мне глаза на профессию, которая включала все мои пожелания на тот момент. Это профессия художника-сценографа. Знакомый сообщил мне, что есть театральные институты, которые готовят именно таких специалистов.

И про фантазию, и про воображение всё верно. Художник должен проиграть спектакль в своей голове. Увидеть его. Найти изобразительную метафору, образ спектакля. И потом включается профессионализм и всё прочее. Конечно, театральный художник должен донести идею и доказательно убедить, и влюбить режиссёра и актёров в своё предложение. Вот сейчас работаю над «Бесприданницей» Островского. Шедевр драматургии! Мечта всех актёров. Одни алмазы и изумруды в ролях! И художник тоже должен быть немного актёром. Очень люблю читать пьесы. Читаю и сразу вижу спектакль!

 

Афиша из спектакля государственного национального театра Удмуртской Республики Сцена из спектакля государственного национального театра Удмуртской Республики
Афиша и сцена из спектакля Государственного национального театра Удмуртской Республики

 

Обычно зрители запоминают режиссёра, актёров, именно им достаются лавры, а художник остаётся как бы на втором плане. Как вы к этому относитесь?

 

Абсолютно спокойно отношусь к «второплановости» своей профессии в театре, так как знаю, что наша работа необходима и незаменима, и мы являемся порой громоотводом, мы на передовой, мы бросаемся на амбразуру. Работу актёра, режиссёра нельзя пощупать, измерить. Актёру можно сказать, что вот он был не на высоте, не сложилось, не схватил зерно роли, например. Режиссёру – сказать, что актёры не следуют его указаниям, не сыграли его идею, не донесли концепцию. А художника можно всегда схватить за шиворот и предъявить конкретные претензии: костюм не тот, цвет не тот, высота не та. Там упало, тут треснуло.

 

Кадры из анимационного фильма «Божий дар», посвящённого Феодоровской иконе Божьей Матери. 2016 г. Художник-постановщик Игорь Шаймарданов. Источник иллюстраций: https://m.pln24.ru/art/artkino/234204.html

Кадры из анимационного фильма «Божий дар», посвящённого Феодоровской иконе Божьей Матери. 2016 г. Художник-постановщик Игорь Шаймарданов. Источник иллюстраций: https://m.pln24.ru/art/artkino/234204.html
Кадры из анимационного фильма «Божий дар», посвящённого Феодоровской иконе Божьей Матери. 2016 г.
Художник-постановщик Игорь Шаймарданов. Источник иллюстраций: https://m.pln24.ru/art/artkino/234204.html

 

В молодости многие мечтают стать великими, известными. Вам не хотелось стать знаменитым, прославиться как художник? Не боялись «потеряться» в театре? Или вы считали, что главное – честно делать своё дело, а слава приложится? Или уже поняли, что слава – всего лишь мишура, и жить надо не ради неё, а так, чтобы было интересно?

 

Никогда не думал о славе в смысле покорения всех мыслимых и немыслимых вершин, получения каких-то престижных наград и призов, достижения успехов во всех возможных сферах деятельности. Никогда не стремился перещеголять всех и во всём. Считаю, что каждый художник силён в чём-то своём, конкретном. Один может то, что другим не под силу, например.

Конечно, бывает, что завидую достижениям и наградам коллег, но это, скорее, белая зависть. Я радуюсь их успехам и восхищаюсь ими.

В театре потеряться не боюсь. У меня несколько сфер деятельности. Театр – одна из этих сфер. Важная и очень значимая, но не единственная. Я просто люблю театр и чувствую нужность свою в рабочем процессе, когда работаю над постановкой. Работая над спектаклем, понимаешь, что от тебя многое зависит. А потом ты видишь результат своих стараний: билеты проданы, зритель в зале, актёры выходят на поклон, занавес!

А в мастерской ты сидишь один, можешь рисовать, можешь не рисовать, никто не знает и не видит плоды твоего труда. Если не вышло – закинул работу на антресоль и всё. Точка.

Не желание славы, а скорее понимание, что ты на верном пути, что не изменяешь себе и честно делаешь то, что тебе положено делать, – вот секрет возможного успеха в творчестве. И если использовать этот секрет, следовать ему, то всё получится. Всё само придет и само сложится. Не надо торопить события и искать рынок. Ну а если не сложилось в этой жизни, постараться отнестись философически и всё равно дотянуть лямку.

 

Сказка о медведихе 
«Сказка о медведихе»

 

А как сейчас можете оценить свои представления о работе театрального художника в юности, во время поступления в институт? Сильно ли они отличались от реалий, с которыми пришлось столкнуться и приходится иметь дело в настоящее время?

 

Во время учёбы в институте все представления о театре и о работе в нём были идеализированы. Потом выяснилось, что это неимоверный труд и огромная ответственность. Что это рабочий процесс и производство, но в хорошем смысле. Сейчас в театре много модных веяний, много суперсовременных технологий, много очень-очень авторского видения, подчас далёкого от исходного текста. Я сторонник «малозаметности» художника на сцене. Чтобы зритель смотрел на актёра, видел спектакль, а не соображал лихорадочно, что же это такое и что бы это значило. Чтобы был спектакль, а не ребус.

 

Какова была ваша дипломная работа?

 

Не поверите, дипломом была опера Чайковского «Евгений Онегин»! Её оформление. Сам выбрал и сам решил. Судьба! Где Пушкин и где я на тот момент?

 

Когда вы окончили институт, ещё существовало распределение или работу нужно было искать самостоятельно? Где стали работать после вуза? Помните свой первый спектакль?

 

Тогда, в 1991 году, распределения уже не было. Но я был увлечён живописью и после института лет семь вообще не обращался в театры. То есть жил на вольных хлебах, замешанных на станковой сюжетной живописи. Потом три года проработал в своём первом театре главным художником. Это был Псковский академический театр. Первый спектакль – Генрик Ибсен, «Привидения».

 

Какие из оформленных спектаклей наиболее запомнились? Какие считаете наиболее удачными в своей работе?

 

Не знаю, стоит ли на таком вопросе останавливаться без конкретной информации из других источников. Я могу много чего наговорить бездоказательно. Единственно могу сказать, что посчастливилось работать над Чеховым, Теннесси Уильямсом, Гоголем, Островским, Достоевским.

 

Давайте уточним, что Островский – это, видимо, Александр Николаевич, драматург, и вы работали над оформлением спектаклей по его пьесам, а не по роману Николая Островского «Как закалялась сталь»? А над какими именно пьесами работали, расскажете?

 

Да, конечно же, драматург Александр Островский. Пьесы «Лес», «Свои люди – сочтёмся», «Бесприданница».

 

Работа из серии «Пушкинский лубок»
Работа из серии «Пушкинский лубок»

 

Сильно ли изменились сценография, подходы к театральному оформлению с тех пор, когда вы начали работать?

 

Да, изменились сильно. Как уже сказал, новое видение, новые способы сценографии, новые веяния и моды. Это и хорошо, но все-таки иногда хочется, чтобы тебя не дурили своим «авторским видением», за которым подчас ничего не стоит, кроме модных «прихватов» и ложной многозначительности.

 

Кто ваши любимые художники? Творчество каких мастеров вдохновляет и служит ориентиром? Кто из современников вам интересен? Часто ли бываете в музеях и на выставках?

 

На этот вопрос можно ответить так: всё что я видел и знаю – это моё. Это всё всегда со мной, и всё внутри, в голове. Просто вспоминаешь и восторгаешься тем, кто в данную минуту необходим и нужен. А нужны многие. И Перов с «Охотниками на привале», и Брейгель с ними же, но на снегу. И современные мастера восхитительны и вызывают радость узнавания и сопричастности к одному времени, к одной эпохе.

В музеях, конечно же, бываю, и на выставках тоже. Но уже по другой причине и по другому влечению. Не для изучения или выискивания секретов старых мастеров, потому как это уже бесполезно, а просто напитаться атмосферой шедевров, постоять рядом, почувствовать время, художника.

 

В ваших работах ощущаются и брейгелевские мотивы, и отсылки к творчеству Шагала, и своеобразная перекличка с Владимиром Любаровым и Валентином Губаревым, которые с юмором смотрят на окружающее.

 

Всё верно. Это художники, которых я очень люблю!

 

«Ван Гог в гостях у крестьянина» 
«Ван Гог в гостях у крестьянина»
 
«Зимняя свадьба» 
«Зимняя свадьба»
 
«Затмение» 
«Затмение»

 

Вы, чувствуется, тоже обладаете хорошим чувством юмора, и оно, полагаю, помогает вам в жизни и в работе.

 

Спасибо. Без юмора ну никак.

 

Пушкинская тема занимает центральное место в вашем творчестве, вы посвятили великому поэту несколько серий и циклов работ. А началось всё более 20 лет назад, с работы над спектаклем к юбилею Александра Сергеевича в 1999 году. Так? Расскажите об этом, пожалуйста, подробнее.

 

Это длинная история. Опять же, где я и где Пушкин. Ну никак не пересекающиеся составляющие. Хотя сейчас понимаю, что всё не случайно, и каждый художник любого вида искусства рано или поздно обращается к Пушкину.

Да, в 1999 году в псковском театре выпускали спектакль «Борис Годунов». И я был так погружён в работу, что мне всюду мерещился Пушкин. И в магазине тканей среди образцов материи увидел Пушкина на цветочной ситцевой поляне. И родилась идея «Ситцевый Пушкин». Пушкин на ситцах. Банально до невозможности. Идея лежит под ногами. Пушкин – наш народный всеобщий поэт, и ситец – наша народная ткань. Но сделал я такую серию живописных работ на ситце только в следующем году, в 2000-м, чтобы не влиться в струю творческого безумия, охватившего всех художников в тот юбилейный год. И сделав выставку «Ситцевый Пушкин», сразу попал в круг друзей заповедника Михайловское. Познакомился с директором заповедника Георгием Николаевичем Василевичем. И смею надеяться, что наше общение и творческие встречи обоюдно интересны.

А потом серии работ о Пушкине стали рождаться сами собой.

 

Лето в Михайловском. Из серии «Ситцевый Пушкин». 
«Лето в Михайловском». Из серии «Ситцевый Пушкин».
 
Золотой петушок. Из серии «Ситцевый Пушкин». 
«Золотой петушок». Из серии «Ситцевый Пушкин».
 
Большая стирка. Из серии «Деревенский Пушкин». 
«Большая стирка». Из серии «Деревенский Пушкин».

 

Пушкин у вас представлен необычно. Мы видим его разным: лежащим на цветочном лугу в Михайловском, катающимся на коньках, помогающим Арине Родионовне развешивать бельё, играющим с ней в карты, выдувающим мыльные пузыри или скатывающимся в санках с горы. Название одной из серий работ «Новый старый Пушкин», на мой взгляд, можно использовать для описания всех ваших произведений на пушкинскую тему. Пушкин в них новый в том смысле, что таким, простым и немного лубочным персонажем, видеть поэта непривычно. Но такой взгляд приближает Александра Сергеевича к простым людям, делает менее «бронзовым», более человечным.

Большинству зрителей ваши рисунки нравятся, вызывают улыбку. Но есть и те, кто настроен критично и отзывается отрицательно, мол, всё это несерьёзно. Каково ваше отношение к критике?

 

Критику люблю. Она бодрит и ставит на место. Подстёгивает. Но могу ответить: «А сами-то что сделали, а вы чем козырять будете? Художник находит в себе силу подставиться, обнажиться. Давайте я посмотрю на вашего Пушкина, и тогда будем разговаривать на равных». Это если уж так бодаться. Но бодаться и защищать моего Пушкина не собираюсь. Делайте своего и тогда держитесь! Конечно, все ревностно относятся в Пушкину. Как там у Довлатова – каждый считал Пушкина своей собственностью. Точно не помню, но смысл тот.

 

Как сказано в «Заповеднике»: «Все обожают Пушкина. И свою любовь к Пушкину. И любовь к своей любви»?

 

Да, именно так, я неточно выразился.

 

Иллюстрация к «Заповеднику» Сергея Довлатова 
Иллюстрация к «Заповеднику» Сергея Довлатова

 

А по поводу критических отзывов о несерьёзности. Так действительно всё несерьёзно: я несерьезно рисую Пушкина, рисую несерьёзным. Не так, как принято по стандарту: в развевающейся крылатке, с рукой на отлёте, в которой перо, а в другой лист, обязательно лист, изящно закрученный. Или с думой на челе. С кручинушкой.

 

Снегири. Из серии «Михайловские царапки». 
«Снегири». Из серии «Михайловские царапки».

 

А как думаете, что сказал бы о ваших рисунках сам Александр Сергеевич, если бы увидел их? Не побоялись бы показать поэту своё творчество? Вдруг бы он эпиграммой разразился или на дуэль вызвал?

 

Да, это проблема. Думаю, что вообще бы не пытался даже рисовать. В голову бы такое не пришло. Великое свободно рисуется на расстоянии. Сегодняшняя разбежка во времени позволяет так видеть. Так шалить. Надеюсь, моя шалость не умаляет и не снижает пафоса понимания гения.

 

Такие «шалости», наоборот, помогают осознать, что гении – тоже люди.

 

Думаю, что верно. А то всё серьёз и серьёз.

 

Допустим, что каким-то образом могла бы состояться ваша встреча с Пушкиным. Что бы вы у него спросили? О чём бы хотели ему рассказать?

 

Да я бы и не подошёл. Оробел бы и стушевался. Спрятался бы за спину Церетели или Никаса Сафронова. Вот они бы и спросили, и за один стол уселись. Я бы только слушал и ловил взгляды. Пожирал глазами. Если серьёзно, то спросил бы о погоде, о здоровье. Знаете, когда встречаются два искусствоведа, то они говорят о высоком, об искусстве, а когда встречаются художники, то они говорят о приземлённом, но насущном. Например, делятся удачными местами, где можно подешевле купить холсты и краски.

 

Точное наблюдение. Те, кто занят делом, говорят о деле, а те, кто ничего сами не производят, критикуют других. Конечно, есть много замечательных искусствоведов, помогающих людям приобщиться к прекрасному, но, увы, полно и шарлатанов, считающих себя великими учёными после прочтения двух-трёх книжек по искусству и выдающих вердикты с претензией на обладание истиной в последней инстанции.

 

Как пример можно вспомнить профессора Серебрякова из чеховского «Дяди Вани».

 

Вы наверняка знакомы с творчеством художников, изображавших и изображающих Пушкина. Какой из портретов поэта вам нравится больше других?

 

Пушкина много не бывает. Пусть будет Пушкиных много и разных! Прекрасный портрет работы Петрова-Водкина. Замечательный портрет написан Серовым, не говоря уж о Тропинине и Кипренском. Кстати, интересная история у тропининского портрета, который был заказан Соболевским. Найдите эту историю, напечатайте!

 

 

 

Что скажете, в частности, о пушкиниане Николая Павловича Ульянова?

 

Прекрасные работы. Но опять, же они настоящие, серьёзные. Музейные. Пушкин в них Пушкин! Без вариантов. Такой, как о нём пишут в учебниках. Или работа Белюкина! Настоящий Пушкин, которого хотят видеть туристы, опять же, по Довлатову.

 

Ваше творчество не исчерпывается пушкинским циклом. Мне попадались, в частности, репродукции ваших пейзажей, замечательных работ на тему масленицы. Но поскольку я математик, то внимание привлекла серия работ, посвящённых Софье Ковалевской. Как возникла идея создания этой серии? Чем заинтересовала вас Софья Васильевна? Конечно, она была выдающейся личностью, не только замечательным математиком, но и писательницей. Но всё-таки, почему именно Ковалевская стала героиней серии ваших работ?

 

Это история очень приземлённая. Была заказана серия работ про Ковалевскую. И я просто пытался найти творческое изобразительное решение, эквивалент. И пошёл через пейзажи Полибино, через неразборчивый силуэт персонажа вдали, сквозь формулы, цифры и знаки. Но опять же, это изобразительный ход из головы. Как ни стыдно в этом признаться. Выдумывать несуществующее вдохновение и многолетний, выстраданный замысел не приходится. Но в Стокгольме, на выставке, работы нашли понимание. Это мирит с такой совсем нехудожественной историей создания.

 

Софья Ковалевская в Полибино 
«Софья Ковалевская в Полибино»

 

Работы серии выполнены в той же технике, что и «Михайловские царапки», да?

Только здесь поверх масляной живописи процарапаны математические формулы и символы. Понятно, что это отсылка к листам с формулами из лекций профессора М. В. Остроградского, которыми из-за отсутствия обоев были оклеены стены в детской маленькой Сони. А какие формулы использовали вы, из какого источника?

Знаете их математический смысл?

 

Ой… Здесь надо поставить несколько смеющихся смайликов. Потому что эти формулы – чистой воды белиберда. Они использованы только как графическое наполнение формата, композиции. Источник у современных творцов один – интернет. Но вот из истории про обои и родился такой ход. Подумалось, что Ковалевскую везде окружали формулы.

 
Софья Ковалевская на площади Стурторьет в Стокгольме 
«Софья Ковалевская на площади Стурторьет в Стокгольме»

 

Ваши работы хранятся в Пушкинском музее-заповеднике, во Всероссийском музее А. С. Пушкина, в других музеях и частных коллекциях. К сожалению, возможность поехать в музей и увидеть работы воочию есть не у всех желающих. Но познакомиться с ними можно в Интернете, репродукции часто размещают в соцсетях и на разных сайтах, подчас без указания автора. Как вы относитесь к такому нарушению авторских прав?

 

Никаких нарушений авторских прав здесь нет. Я же не регистрировал эти авторские права. В коммерческих целях эти изображения не используются. Просто многие не понимают разницу между авторскими правами и правом обладания. Я пока только имею право обладания на те работы, которые у меня в мастерской, а те работы, которые в собраниях – они приобретались с отторжением правообладания. Но на изображение (на объект права, на сам рисунок), а не на тему, не на композицию, не на колорит. Это сложный юридический вопрос. И у нас в стране он не совсем чётко разработан. Иногда смешно видеть, как художник пытается доказать своё авторское право на какой-нибудь свой пейзаж, не понимая сути вопроса.

А что касается отношения к публикациям моих рисунков на разных ресурсах, то могу сказать, что славы много не бывает. Хотя это не слава, а нетяжёлая популярность. Вот когда тебя начинают копировать, вот это слава! Но пока до этого не дошло, а жаль.

 

«Блин». Из серии «Пушкин на масленице». 
«Блин». Из серии «Пушкин на масленице».
 
«Сенокосная пора» 
«Сенокосная пора»

 

А где в сети можно получить наиболее полное представление о вашем творчестве, увидеть репродукции? Встречаются ссылки на сайт shaimardanov.com, но он, к сожалению, сейчас почему-то не работает.

 

Сайт – дело хлопотливое, стареет ресурс, нужен админ, который будет обновлять. Вовремя не проплачен, вот и заглох. Лучший ресурс, как ни смешно – соцсеть «Вконтакте». Всегда новости, всегда зрители, всегда на виду.

 

Приведём здесь для читателей адрес вашей странички: https://vk.com/id205839679

Игорь Дмитриевич, большое спасибо за ответы. Желаем вам осуществления задуманного, удачи и новых творческих успехов. А что вы хотели бы сказать или пожелать читателям «Новой Литературы»?

 

Спасибо и вам за внимание! Спасибо за пожелания! Читателям пожелаю новой хорошей литературы, которая бы не забывалась сразу после последней страницы. А за неимением новой, вспоминать и перечитывать классику. Чтобы хорошие книги были всегда на расстоянии вытянутой руки.

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в декабре 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Аренда рамных лесов аренда строительных лесов.
Поддержите «Новую Литературу»!