HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Юрий Гундарев

Андреевский спуск вверх

Обсудить

Сборник стихотворений

На чтение потребуется 8 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 25.07.2014
Иллюстрация. Название: «Киев, Андреевский спуск». Автор: Валентин Веневцев. Источник: http://www.photosight.ru/photos/3505371/

Оглавление

  1. Андреевский спуск вверх
  2. Февраль
  3. «Господи…»
  4. Приглашение в оперу
  5. «Образы, рифмы твои и терции…»
  6. «Воздушного замка вздымал стропила…»
  7. Сын
  8. В плену страстей
  9. «Птицы над парком носились…»
  10. «Деревья набок дёрнуло…»
  11. «Во отрицание…»
  12. Одри Хепбёрн
  13. Сальвадор Дали
  14. «Швейк» на сцене франковцев *
  15. Марсель Марсо
  16. Картина
  17. Пушкин


Андреевский спуск вверх

Вечер –
              тёмно-лилов,
настоящий
                    дип пёрпл.
Как по рельсам
                           несло
прочь
           от затхлых депо.

Звёзды молча,
                         без слов
расцветили шатер.
Чёрный кот
                      за углом
нарисован
                   и стёрт.

На скамье –
                        в медь залит –
Михаил Афанасьич
метит взгляд
                        поверх лиц
в небо,
             павшее навзничь.

Закричи
               и проснись,
обнажи
               нерв нагой!
Звёзды
               падают
                             вниз,
не ступить бы
                          ногой.

Вот и
           Сковорода,
замер на Контрактовой…
Ты свернёшь
                       в никуда,
чтоб вернуться
                           снова.

Февраль

                                   Февраль.
                                   Достать чернил и плакать!
                                   Писать о феврале навзрыд…
                                          Б. Пастернак



Костёл Николаевский остриём шпиля
проткнул насквозь небесную ткань.
Посыпал снег серебристой пылью
на плечи зябнущих прихожан.

В проёме распахнутых врат –
                                                     распятие
сияет, притягивая прямо с порога.
Так хочется в углу незаметно стать
и попросить прощенья у Бога.

…По взмаху палочки дирижёра Макмеррина
разверзла уста душа Амадея.
Блаженства такого сколько отмерено? –
скажи, Пресвятая Дева.

И сколько отпущено взахлёб эмоций?
Любви сколько? – скажи!
Февральский вечер.
                                  «Реквием» Моцарта.
Распятие.
                 Орган.
                              Витражи.

* * *

Господи,
              дай глоток!
Я задыхаюсь от засухи.
Чутко,
          как Владимир Набоков,
чувствуя звуки и запахи,
верую:
            грянет дождь.
Принц ты
               иль нищий на паперти –
всё позабудь,
                      не итожь,
прими
           первые
                       капельки!
Губы без влаги сухи,
словно пергамент потресканный:
им не прочесть стихи,
не замереть над фресками,
не ощутить вкус
в обмороке
                   феллиниевом
сока твоих уст,
таинств твоих линий.
Небо рыдает навзрыд,
града сея кристаллики,
молния ало горит
готикой слова
                      «Металлика».
Я подставляю ладонь
под коромысло радуги…
Господи,
              дай глоток,
я задыхаюсь от засухи.

Приглашение в оперу

Закутался в первого снега искрящиеся меха
оперный‚ словно какой-нибудь берегущий
                                                       горло Каварадосси.
Окно с балериной замерло картиной Дега
напротив Лысенко‚ застывшего
                                          в дирижёрской позе‚
прислушивающегося к мерному ритму
                                                     с неба
падающих на фонтан –
                             заиндевевший в хрустальный –
снежинок‚ эфирных отдельно‚
                                         но – вместе! – снега
целые толщи образующих моментально.
Кстати‚ нота – это‚ по сути‚ снежинка
                                                     та же‚
на одной ноте абсолютно недостижим
                                                     размах
Шостаковича или Стравинского.
                                                     Здесь даже
бессилен сам Иоганн Себастьян Бах…
Облачки пара клубятся над красными
                                                  лицами
театралов. Первый звонок.
                                           Движемся парами.
Зубами стягиваем примёрзшие к рукам
                                                рукавицы
и достаём билеты: ложа-бенуар
правая.

* * *

Образы, рифмы твои и терции
в сумке если с собою носят,
значит, не в сумке,
                              а возле сердца,
и значит – ещё никакая
                                    не осень.

Значит, бери карандаш и пиши,
шелест дней отражая эхом,
вслушиваясь, замирая,
                                     в кабинетной тиши
в голос, спускающийся к тебе
                                               сверху.

* * *

Воздушного замка вздымал стропила
так благоговейно, почти не дыша…
Но ты так и не позвонила,
но ты так и не пришла.

Вживался в роль со страстью Де Ниро,
захлёбываясь от воображаемых ласк…
Но ты так и не позвонила,
но ты так и не пришла.

С трудом различая, что явно, что мнимо,
сжигал ежечасно себя дотла…
Но ты так и не позвонила,
но ты так и не пришла.

Сын

                                         Артемию


Ты, как девочка на шаре у Пикассо, хрупок,
мой черноглазый жеребёнок на тоненьких
                                                                ножках.
Стряхиваешь, как снег, белого кимоно руку
и бежишь, высекая серебряные искры,
                                                            по лунной дорожке.

Протягиваешь ладонь – морю,
                                               другую – мне,
твой звонкий смех катится по лиловой
                                                           глади,
ты доверяешь узкие плечики беззвучной
                                                              волне.
И волна тебя нежно, чуть касаясь,
                                                     гладит.
Ты растворяешься в тёплой солёной
                                                        неге,
а я вот озяб на берегу, полотенцем
                                                      обвит…
И звёзды, мерцающие в разверзнувшем
                                                               небе,
учат меня благодарности
                                      и любви.

В плену страстей

Мы снова встретились. И местом встречи
был избран русской драмы театр. Поэтому
казалось, должен получиться вечер:
на сцене – страсти, в ложах – силуэты

испанских грандов и грандесс надменных.
У нас же страсть ушла, как оказалось,
открылось это нам двоим мгновенно,
и мы тайком смешались с массой зала.

Сменило жгущий руки шёлк колгот
простое трикотажное изделие,
а губ начертанность – обычный рот…
И порознь были две души, два тела.

Вовсю на сцене бушевали страсти:
пощёчины, молитвы, клятвы, драки…
И ускользало от героев счастье,
как бабочка цветистая от сака.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
«В плену страстей» (по драме Леси Украинки «Каменный властелин») – спектакль Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки.

* * *

Птицы над парком носились
в такт кисти Коро.
Зонтик раскрылся синий.
Алый раскрылся рот.

Здравствуйте, мэтр Феллини!
Это же – «Амаркорд»,
лейся ливня ливень,
грома греми аккорд!

И безо всяких усилий
взмыл, как Шагалов герой:
зонтик в руке синий,
сердце твоё – в другой.

* * *

Деревья набок дёрнуло
под натиском ветров:
пейзаж смиренный Тёрнера
сменила кисть Коро.

Семью цветами радуги
зажглись шеренги трав.
И молнии, подрагивая,
сверкали до утра.

Стояли завороженные
с тобою у гардин…
И корчил дерзко рожи нам
небесный арлекин.

* * *

Во отрицание
                     реальных
                                    и мнимых объемов
                                                                  ты са-
ма отвергаешь
                       погружение в море
                                                    с двойным дном.
Ты –
        воплощение поверхности,
                                                как у Матисса,
и в данном случае
                             объёмнее плоскость,
                                                             чем объём,
ибо не требует
                       таких составных,
                                                 как былое
или грядущее
                      и прочее, прочее –
                                                    аж
до утешительных иллюзий,
                                          полезных,
                                                          как натощак алоэ
или как утренняя молитва
                                         «Отче наш».

Одри Хепбёрн

Мы не совпали
                        ни во времени,
                                                ни в странах,
мы и в любви
                      не совпадем
                                          уже.
Но почему,
                  когда Вас вижу
                                          на экране,
так солнечно
                     на пасмурной душе?
Но почему
                 я повторяю
                                   на английском
опять
         за Вами нараспев
                                     слова?
И губы Ваши
                    непослушные
                                          так близко,
что хочется
                  их влёт
                              поцеловать.

Сальвадор Дали

В мёртвой ноябрьской воде
лодка плывёт из августа.
Мальчик в матроску одет.
Лодка без вёсел,
                           без паруса…

«Швейк» на сцене франковцев *

Немой реквизит
                        трансформируется в перрон,
оскалился решёткой
                                на нём острог,
острог канул в баню,
                                баня – в вагон,
над крышей которого –
                                    только звёзды да Бог.

Желание загадывай,
                                коль упала звезда,
вот сбыться оно
                         успеет ли разве?
А, может,
               кто-то ушел навсегда,
прервав молитву
                           на последней фразе?

Шампанское, танго –
                                все в жизни другой.
Провизию и скарб
                            заколачивают в ящики.
Уходит на фронт
                          бутафорский вагон,
а слёзы-то – настоящие…


––––––––––––––––
* В киевском театре украинской драмы имени Ивана Франко вот уже много лет с огромным успехом идёт пьеса «Швейк».

Марсель Марсо

Зал долго бурлил.
                            Зал стих.
                                          Зал нем.
И вот он, миг, который неповторим, –
на сцене – не знаю,
                              наяву ли, во сне? –
Его Величество Мим.

Софиты выхватывают ладоней мел,
хрестоматийный, до комка в горле, лик…
И мир сотворяется –
                                и чeрен, и бел,
и мелок, и смешон,
                               и – велик.

Уши болят.
                 Тишины звон
дробит перепонок хрусталь…
И вот выходит уже на поклон,
чуть сгорбился, иссяк, устал.

Взахлёб рукоплещет сторукий зал,
с далёкой галёрки –
                                стеной цветопад.
А он одиноко, как свечка, стоял,
в раёк устремляя взгляд.

Картина

По переулку, затопленному чёрным мазком
                                                                  тени,
бредут двое – он и она – в направлении
                                                             света.
Это – картина, подаренная на день
                                                     моего рождения
тобой в Литве в самом конце лета.
Явила мне воистину пророческий знак
кисть неизвестного
                             литовца:
ведь это – мы с тобой движемся,
                                                   разрезая мрак,
в поисках солнца.

Пушкин

Что завидовать Пушкину,
                                       ведь «Мороз и солнце…»
Не напишешь,
                       не смотря ни на какие потуги,
И не встанешь
                       под дула стальное оконце,
Заступаясь за честь
                                свою и супруги,
И домашних жизнь
                              не превратишь в иго,
Перед смертью
                        капризничая и грузя,
И не скажешь,
                      обращаясь к книгам:
«Прощайте,
                  мои друзья!»
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Металлические напольные вешалки металлическая вешалка +для одежды. . Актуальные новые букмекерские конторы в России
Поддержите «Новую Литературу»!