Алексей Ходорковский
РассказКупить в журнале за февраль 2016 (doc, pdf):
Слабый – мстит. Сильный – борется. А мудрый – идёт дальше.
Моя любимая бабушка Евгения Моисеевна Вольфсон поступила в Московскую консерваторию в 1915 году и успела поиграть господам, а потом всю жизнь играла товарищам и учила их детей. Моя любимая бабушка, которая говорила: «Если очень хорошо, Лёшенька, это уже плохо». Моя любимая бабушка, когда общалась с дедом на скользкие темы, переходила на идиш, и разговаривала на этом языке плавно, нежно и красиво. Мамочка идиш уже не учила, и язык в семье был утерян.
Моя любимая бабушка, дожившая до 89 лет, пережила две революции, две кровавые войны и сталинские чистки. Мужья её трёх сестёр были репрессированы и расстреляны при Сталине. Сёстры были сосланы в колонии-поселения. А многочисленные племянники, осиротевшие в одночасье, жили у бабушки. Выросли, выучились и всю жизнь считали её мамой. Бабушка всегда работала на двух работах, но отдельного жилья так и не дождалась. До конца дней они с дедом жили в коммуналке с пятнадцатью соседями. – Бабушка, у тебя столько соседей! Как же ты ни с кем никогда не ругаешься? – Лёшенька, я никогда ни с кем из соседей не дружила, поэтому и не ругалась…
Моя любимая бабушка всю жизнь преподавала фортепьяно ученикам. Я наблюдал эти сцены, когда молодые красивые женщины музицировали на пианино «Беккер». После уроков по два, три часа бабушка сидела с ними за обеденным столом и разбиралась в проблемах их личной жизни, давала мудрые советы. Люди приходили к ней с цветами и плакали. Благодарили за сохранённую семейную жизнь. Кого-то соединила с мужем, кого-то мирила с детьми. Ученики-мужчины ловили каждое её слово, чтобы как-то выкрутиться из запутанных ситуаций с любимыми женщинами. Сейчас бабушку назвали бы семейным психологом.
Бабушка частенько спрашивала деда: – Скажи, милый Сашенька, который сейчас час? – Женюрка, в маленькой комнате часы показывают два. – Сашенька, а сколько на каминных часах? – А каминные часы, Женюрка, показывают два десять. – Сашенька, солнышко, голубчик, не поленись, выгляни в окошко, посмотри, пожалуйста, часы на Покровке. Так всегда в три попытки выяснялось время в доме бабушки.
Дом у бабушки был непростой (Покровка, 27). Этот дом до революции 1917 года занимал Дмитрий Петрович Боткин – крупный собиратель западноевропейской живописи и фарфора. Из знаменитой семьи чаеторговцев, дипломатов и врачей Боткиных. – Лёшенька, когда нас с дедушкой после свадьбы заселили в эту коммунальную квартиру в тысяча девятьсот двадцатом году, здесь ещё жил Дмитрий Петрович. Обидела его власть – комнату в его же доме не выделила. Жил он с супругой под лестницей без окон и дверей. Голодал очень. Карточек им продовольственных не выдали. И обрекли на голодную смерть. Несправедливо это было – он все свои картины пожертвовал в Музей изящных искусств в тысяча девятьсот восемнадцатом году (сейчас – имени Пушкина). Мы с соседями подкармливали Боткиных тайком, по ночам, хотя управдом запрещал, запугивал нас. В тысяча девятьсот двадцать втором году собирался Дмитрий Петрович во Францию уехать к брату Петру, но остался в Москве. По какой причине – я не знаю. В тысяча девятьсот двадцать пятом году в Париже умер Пётр Боткин и оставил брату бесценные картины французских художников. Дмитрия Петровича пригласили в высокие инстанции и предложили передать картины в дар государству. Взамен дали квартиру в Кисельном переулке и работу в музее. Он к нам часто в гости приходил, прекрасный человек. Настоящий русский интеллигент.
– Бабуленька, почему ты такая худенькая? – Лёшечка, до кухни и до туалета мне идти тридцать пять шагов, возвратиться в комнату – ещё тридцать пять. Представляешь, сколько раз в день я хожу туда-назад? Поэтому я в хорошей форме.
– Бабуленька, а почему ты опекаешь соседку – бабу Глашу? Она тебе очень нравится? – Мне безумно жалко её, Лёшенька. Она уже очень старый и одинокий человек. В тысяча девятьсот девятнадцатом году её мужа, молодого парня-машиниста паровоза, белые заживо сожгли в топке. С тех пор она совершенно одна. – Бабуль, а он что, был за красных? – Да, он был за красных, но это же не повод живьём человека сжигать.
– Бабуленька, кто лучший пианист в мире? Ты ведь ещё при царе консерваторию закончила по классу фортепиано, и про всех пианистов всё знаешь. – Лёшенька, не заканчивала, а поступала при царе в тысяча девятьсот пятнадцатом году, в семнадцать лет, после гимназии. Заканчивала при советской власти. Ректором московской консерватории был назначен краснофлотец в звании мичмана. Очень хороший человек был, добрый. Музыку он не понимал, но о нас заботился как о своих детях. Холод был зимой тысяча девятьсот девятнадцатого года, жуть. Играть не могли. Он дал команду топить реквизированными в Москве инструментами. Роялями топили, пианино. Варварство, конечно, но многие жизни спас, а уж сколько рук отмороженных отогрел – не счесть. А среди педагогов героем был профессор-органист Александр Фёдорович Гедике. Несмотря на невыносимые условия, он ни на день не прекращал занятия в классах. Голод и холод не сломили его. А лучший пианист – Вэн Клайберн из Америки. Он первый конкурс Чайковского выиграл в Москве. Я была на его концерте тогда – фантастика! Первый концерт Чайковского играл, а за пультом Кирилл Кондрашин стоял. Зрители совершенно с ума сходили от восторга. «Ванечку» обожали, боготворили. Он несколько слов по-русски выучил, так все плакали, когда он говорил при награждении Гран-при: «Я вас лублу!». Вся дорога от консерватории до гостиницы «Метрополь» была в цветах. У него интересная история была в Америке. Он был бедный и никому не известный ресторанный пианист. И от него ушла любимая девушка. Перенести предательство восемнадцатилетний Клайберн не мог и дал обет безбрачия. После конкурса «Ванечку» встречала вся Америка, он стал знаменит и богат. Несостоявшаяся невеста с досады руки на себя наложить пыталась.
– Бабуль, а были еврейские погромы в Москве до революции? – Да, Лёшенька, к сожалению, были, власти их провоцировали и евреев не защищали. Вешали бедных евреев на фонарях, вспарывали животы и пухом набивали. Пух долго по Москве летал. Самые страшные погромы после революции 1905 года начались. Досталось нам, Лёшенька: две революции и две войны пережили. – А что богатые евреи? – Богатые евреи имели охрану серьёзную, и этим спасались. – А как народ до революции жил? Всё говорят, что хорошо жили. – Не знаю, плохо жили люди. Малограмотные были в большинстве, много безработных было, детей бездомных, не все досыта ели. Плохо жили в общей массе, пили много, хотя, конечно, исключения были…
– Бабуль, а в комнатах над аркой живут Дубовские. Кто они такие? На табличке звонка написано – профессор. – Да, это необычная семья. Дедушка – профессор-филолог Московского университета. Его жена, Луиза Семёновна – полиглот. Она знает четырнадцать языков. Практически – диалекты всего мира. Луиза Семёновна мне как-то рассказывала, что необходимо знать девять наречий, чтобы ориентироваться в языках всех народов. – А что за мужики к ним часто приходят в серых плащах и чёрных шляпах? – Понимаешь Лёшенька, когда человек может переводить с любого языка на русский, он очень востребован. К ней часто обращаются за помощью разные государственные организации, думаю, и военные тоже. Человек она уникальный, потому люди и идут к ней за помощью. – А почему же она нигде не работает? – Луиза Семёновна работать не хочет, а от помощи на дому не отказывается. Я думаю, что у неё и дома работы очень много. – Она что, шпион? – Нет, конечно, она гений, добрый гений. А гении нужны всем. И людям в погонах тоже.
– Бабуль, а что за резная дверь в кухне рядом с раковиной? Она всегда закрыта. Что за ней? – За этой дверью находится чёрная лестница, которая ведёт на большой застеклённый балкон. Сейчас на нём ничего нет, кроме грязи и разбитых стекол. Но у этого балкона есть история. В начале двадцатого века молодой Дмитрий Боткин женился на красавице Софье, внучке московского генерал-губернатора. После свадьбы молодые переехали в этот прекрасный дом, который подарил им Пётр Кононович Боткин, отец Дмитрия. Дмитрий в скором времени переоборудовал огромные комнаты в выставочные залы и стал экспонировать картины. Молодая жена заскучала, к живописи она была равнодушна. Тогда Дмитрий в подарок на день рождения подарил любимой зимний сад, который соорудил на втором этаже с внутренней стороны дома. Галерея, её остекление и убранство были выполнены лучшими мастерами того времени. Зеркальные стёкла завезены из Парижа, арматура и крепежи – из Англии, а внутреннее убранство и горшки с цветами – из Голландии. Софья была в восторге и целые дни проводила в зимнем саду. – Вы бы с соседями разгребли мусор, цветочки развели. – Не нужно это никому, Лёшенька. Да и восстанавливать такую красоту очень накладно. Кто этим заниматься будет? А вот чёрную лестницу, когда-то ведущую к галерее, я тебе покажу. Она построена из серого с голубыми прожилками, необыкновенной красоты мрамора.
– Бабушка, а что за дом голубой напротив наших окон стоит? Красивый очень, как царский дворец. – Это очень известный дом князей Трубецких, Лёшенька. Необычайной красоты дом построили в восемнадцатом веке в стиле барокко. В Москве домов в этом стиле единицы: барокко – Питерский стиль. Жил в этом доме богатый московский барин Иван Дмитриевич Трубецкой с многочисленным семейством. Дом внешне напоминает чем-то гостиный комод. Москва всегда славилась умением давать прозвища и клички. Да какие остроумные. Среди московских кличек прозвище Трубецких – Комод – было одним из самых известных. В этом доме в девятнадцатом веке произошла грустная история... [...]
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 13.10.2024 Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения. Юлия Цветкова 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков
|
||||||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|