HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2024 г.

Художественный смысл

Неужели я догматик?

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за октябрь 2017 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2017 года

 

На чтение потребуется 12 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 27.10.2017
Иллюстрация. Название: не указано. Автор: Тони Крэгг. Источник: http://newlit.ru/

 

 

 

Уважаемый читатель мой!

Тут главное слово – «мой». Потому что, кто меня уже читал, знает, что прочесть стоит. А новичка я отпугнуть могу. Потому что хочу начать с теоретизирования. Более того – с введения в теоретизирование.

На днях мне пришлось возразить на довольно безответственное заявление, что попытка построить социализм, пусть и не удавшаяся, повлияла собою на рывок в области науки, в частности. Я возразил, что в той части, которая знакома мне как искусствоведу, по науке был так называемым социализмом нанесён болезненный удар. Я имею в виду замалчивание Поршнева, этого Коперника ХХ века, открывшего, как произошёл человек, и полный отказ науки об искусстве применять открытие Выготского, что такое художественность. Причём первое открытие имеет отношение к искусству потому, что объясняет, почему искусство и человек произошли одновременно. Я же исповедую принцип Поршнева: «Если ты хочешь понять что-либо, узнай, как оно возникло».

И вдруг, буквально только что, я ловлю себя на противоречии. Я-то стал считать в последнее время категорически, что искусство – это средство общения подсознаний по сокровенному поводу. Так если сознание, человек и искусство произошли одновременно… Ну почти одновременно. Первое произведение искусства (бусы из ракушек датируются происхождением 130 000 лет назад) отстаёт на сколько-то десятков тысяч лет от даты, полученной генетическим анализом (200.000 лет). …То как я теперь смею говорить о подсознании касательно искусства, если происходило-то именно сознание?!.

Может, меня спасёт то соображение, что происходило-то всё вместе, в очень тесной связи…

Управление, скажем, пищеварением уж точно никогда из подсознания в сознание не выходило. Может, надо счесть подсознанием руководимым и тот экстраординарный рефлекс, который происходил в среде бесшёрстных внушаемых, когда одной из самок шерстистый внушатель внушал отдать на съедение стаду своего ребёнка.

Надо ли сделать отступление, чтоб ввести (уж в который раз) в ядро теории Поршнева (кстати, нерушимое, несмотря на то, что прошло треть века с опубликования главной книги Поршнева)…

От мутации стали рождаться особи бесшёрстные, с опущенной гортанью и повышенно внушаемые. А идеальное в этой социальной среде уже было – МЫ, стадо. Возможно, надо догматически поместить это идеальное в подсознание. МЫ ярче всего воплощалось в вожаке (шерстистом внушателе). Но не только. Из-за большой имитативности все «знали», что тоже могут вводить в ступор кого угодно, особенно внушаемого, и отнимать у того еду или ещё что. Но все «знали», что этим умением пользоваться нельзя. Причём «знание» опиралось не только на память о внушающих жестах, но и на память про вводящих в ступор необычных звуках. У внушаемых с их опущенной гортанью звуки были совсем необычные. Но нужно было ради МЫ молчать. Даже если «велели» отдать ребёнка. И это МЫ было как бы нематериальным, неиспользуемым умением. И – молчать. «Знать» и молчать. Но можно было что-то необычное сделать руками молча. Может, и звучащее было можно, если оно очень уж отличалось от чего-то приказного – ритмическое, например, что-то. До нас дошло ожерелье. По нему ясно, что можно было делать такую необычность, как продырявить ракушку. Одну. Другую. Одна самка – одну. Другая – другую. И если они продевали сквозь получившееся жилку, то образовывалось такое необычное, что оно могло ввести в ступор самого внушателя и тем спасти ребёнка от смерти. Что, может, всё же забывалось. Оставалось в подсознании. И возникало наново оттуда при очередном внушении отдать ребёнка. Пока не запомнилось. Став тем самым контрвнушением. То есть, превратив внушаемых в людей. Управляемых не только первой сигнальной системой, но и появившейся второй. Сознанием. Но произошли-то первые ожерелья под воздействием ПОДсознания всё же. Первые ритмы – тоже. Даже и первые слова. Которые были необычнейшими звуками.

И на всю последующую человеческую историю возникла проблема: как отличить, из сознания или из подсознания возник очередной элемент произведения искусства.

 

Неожиданность, казалось бы, хороший признак происхождения из подсознания.

Тогда первое применение неожиданности точно уж сойдёт за произведение искусства, а последующие – вопрос. Ну, может, второе, третье – ещё не вопрос. Может, можно списать на инерцию не вхождения в сознание.

Дюшана бесила массовость искусства. Массы выходили на историческую сцену. Им на потребу делалось бездушное (и это сходило с рук изготовителям, да и покупателям – их не уличали в безвкусии), и Дюшан выходил из себя от ненависти. Сильная эмоция способна ввести в изменённое психическое состояние. Можешь создать что-то совсем необычное. Например, противоречивое. Но. Имея в виду так называемый минус-приём.

Минус-приём – это абсолютное игнорирование в своём произведении чего-то всем настолько известного, что само это отсутствие бросается в глаза.

Минус-приём в первом ожерелье была непросверленная ракушка.

Минус-приёмом Дюшан совершенно отказался от живописания, раз то стало таким мерзопакостным. И выдал… готовую вещь

 

Художественный смысл. Неужели я догматик? (критическая статья)
Дюшан. Велосипедное колесо. 1913–1914.

 

(например, велосипедное колесо – в 1914 году). Столкновение одного и другого (точнее, страстных переживаний одного и другого) даёт подготовленному зрителю третье переживание, нецитируемое (в чём и состоит упоминавшееся открытие Выготского). И если в акте последействия искусства (не непосредственно восприятия, а именно последействия) это нецитируемое озарит осознать, то оно и будет той ненавистью, которая двигала Дюшаном в самый первый раз. А можно допустить, что и ещё несколько раз после первого.

 

Ладно. Пусть всё, в том числе и безвестность, имеет свою инерцию. И пусть только в 1917-м Дюшан, наконец, прославился, своим «Фонтаном», подписанным унитазом, купленным в магазине.

Но нельзя такого допускать долго. С какого-то раза надо жестоко уличить Дюшана в самоповторении. И от звания художника отлучить.

Что дельцам от искусства не выгодно. А потерявший сопротивляемость Дюшан терпит. Он через несколько десятков лет выставил опять унитаз, только уже не новенький, а со следами длительного пользования. С надписью: «Для отправления нужд духовных и эстетических». Блюйте, мол, сюда немедленно от отвращения. И – опять слава!

Но нам-то зачем такое терпеть?

Если Тони Крэгг спустя десятки лет повторяет Дюшана, зачем нам делать вид, что это ахти что?

 

Художественный смысл. Неужели я догматик? (критическая статья)
Крэгг. Новые камни. 1978.

 

Разве это такая уж новизна – вместо готовой вещи набросать готовые обломки вещей? Пусть и расположенные в порядке цветов радуги.

Можно, конечно, пробовать себя накручивать, что мусор ещё более противен, чем много поработавший унитаз.

Или говорить, что Дюшана-то подзабыли, а новое – это хорошо забытое старое?

 

Уже и Дюшан нарушал, правда, сочинённое через 50 лет определение искусства: непосредственное и непринуждённое испытание сокровенного мироотношения человека с целью совершенствования человечества (Натев. Искусство и общество. М., 1966. С. 223).

То не беда, что определение дано позже. Оно ж отражает объективность. А та дана всем людям с момента их появления на свет вместе с искусством. И подсознательно мы все всегда под это определение подпадаем.

Что Дюшан нарушил? – Непосредственное. Понадобилось (из-за всё того же выхода масс на арену истории, в том числе, на рынок произведений искусства) вон сколько мне писать вводного, чтоб вы, читатель, всё приняли. (И то я не уверен, что довёл вас до состояния принять за произведение искусства велосипедное колесо или новый унитаз.) То же и с непринуждённостью. Посетитель музея, в общем, не ожидает в музее изобразительного искусства увидеть… велосипедное колесо. Он вправе оскорбиться.

Конечно, всё воспитуемо. Но до идейного потрясения вы точно не дойдёте от произведений Крэгга и других таких же.

 

Художественный смысл. Неужели я догматик? (критическая статья)
Трейси Эмин. Моя кровать. 1998.

 

Художественный смысл. Неужели я догматик? (критическая статья)
Крэгг. Груда. 1975.

 

Даже если мусор прикрепить к стене, неожиданности не прибавится.

 

Художественный смысл. Неужели я догматик? (критическая статья)
Крэгг. Взгляд на Британию с севера. 1981.

 

Нет ЧЕГО-ТО. Сразу понимаешь – сказано: «Дрянь-страна». – Может, живущие там люди и понимают сразу, что имеет в виду Крэгг. Но всё равно не будет переживания ЧЕГО-ТО. Что обязательно все чувствуют перед произведением искусства-таки.

Не нравится Крэггу и сам протест.

 

Художественный смысл. Неужели я догматик? (критическая статья)
Крэгг. Полисмен.

 

«Среди его ранних настенных работ есть такие, где отдельные фрагменты складываются то в полицейского, то в спецназовца с дубинкой, которые разгоняют демонстрации. Возможно, это связано с британской панк-революцией 1977-1979-го годов» (http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Skulptory/Toni-Kregg--odin-iz-samyh-izvestnyh-sovremennyh-skulptorov.aspx?ID=3224).

Тут сложность есть, что ли? Полисмен выложен из того, чем в него швыряют бунтари. Мусором. А мусор противен. Значит, противно и в руки его брать. А бунтари берут. Значит, и к ним нет уважения. – Нет ничего, достойного быть идеалом. Постмодернизм, что ли?

Но, по-моему, и это – слишком короткая цепь ассоциаций, чтоб счесть её возможной сложиться только в подсознании.

То же, наверно, хоть и через 9 лет,

 

Художественный смысл. Неужели я догматик? (критическая статья)
Крэгг. Красный индеец. 1982–1983.

 

в связи вот с чем: «Массовые выступления коренных жителей за свои права 27 февраля 1973 года в поселение Вундед-Ни («Раненое колено»), находящееся в резервации Пайн-Ридж (штат Южная Дакота) и насчитывавшее 40 жителей, которое было дополнено последователями Движения американских индейцев – движением борцов за права индейцев на своей Родине» (Википедия). – Мусор есть мусор. Слишком «в лоб». Изопублицистика. Хоть и изрядно непонятно.

Крэгг, видно, не Эмин, который даже в 1998-м застыл на негативизме, выраженном через готовые вещи. К тому же – на очевидном негативизме. И перешёл к неочевидному и к прикасанию руками к готовым вещам, например, к окраске их.

 

Художественный смысл. Неужели я догматик? (критическая статья)
Крэгг. Разбитый пейзаж. 1998.

 

Ничего тут не разбито. А терпеливо одинаково окрашено. Ради скучного впечатления, наверно. Преодолевающего колоссальное разнообразие. Тут уже явное столкновение однообразия с разнообразием. Которое даёт это вожделенное ЧТО-ТО. Подсознательное.

Но что?

Я ещё полвека назад читал у знаменитого Панофского, что знаменитая «Меланхолия» Дюрера так ещё и не понята. – Тот же ли перед нами случай с «Разбитым пейзажем»?

Пейзажем обычно называют природный вид. А тут никакая не природа. И никакая не разбитость… Не протест ли тут против вещизма нынешней эпохи, эпохи Потребления? Ну зачем, мол, столько?!. Оно ж – от душевной пустоты, как пуста эта посуда при всей оригинальности каждого предмета.

 

Непонятность, видно, понравилась Крэггу.

«На протяжении 90-х Тони Крэгг продолжал развивать две большие группы работ, которые пополняются и сегодня. Это «Ранние формы» и «Разумные существа»» (http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Skulptory/Toni-Kregg--odin-iz-samyh-izvestnyh-sovremennyh-skulptorov.aspx?ID=3224).

Под «Разумными существами» я понимаю протест против рационализма, который уродует людей, заставляя приспосабливаться до потери самобытности и естества своего.

 

Художественный смысл. Неужели я догматик? (критическая статья)

 

Художественный смысл. Неужели я догматик? (критическая статья)

 

Половой акт, что ли, по-собачьи?

 

Художественный смысл. Неужели я догматик? (критическая статья)

 

В последнем случае, если внизу помыслить ноги присевших на что-то людей, спинами прислонённых друг к другу, а выше, скажем, женские груди и ещё выше голову в профиль, явно видно: то, что выше, уже не представимо. Может, «сказано», что нечего надеяться на разум? Всё равно не дойдёшь ни до чего разумного в этом сотворённом мире, как и в мире нерукотворном.

Насмешка, что ли, над разумом, который в любом пятне плесени на стене стремится увидеть рациональную картину. – То есть усиление постмодернизма… до без-умия…

 

Художественный смысл. Неужели я догматик? (критическая статья)

 

Но абсурд есть вполне себе антипостмодернизм – ницшеанство с его идеалом иномирия нехристианского, где царствует Алогизм и тому подобная метафизика. И это уже так называемые «Ранние формы», что ли?

 

Художественный смысл. Неужели я догматик? (критическая статья)

 

И, если уж держаться определения, что искусство – это общение подсознаний с  критерием: раз неожиданное, следовательно, оно от подсознания, – то… Вот этим калякам-малякам что: надо дать категорию художественности? Уж настолько неожиданны…

Понимай, жизнь до отвратительности скучна. И только и остаётся в ней, что улетать в… как сказать? Красоту иномирия, которое только и можно, что помыслить.

И это-таки глубоко. То есть – искусство.

Хм. Я начинал в уверенности, что развенчаю Тони Крэгга.

Значит, я не догматик? Сколько ни придерживаюсь когда-то выработанных взглядов…

 

Я, было, хотел себя поймать на проколе.

Одна из моих догм состоит в том, что если художник – настоящий, а именно – движим только идеалом (в том числе и отсутствием такового при постмодернизме) и ничем другим, то он не станет прыгать с идеала на идеал в течение короткого времени.

А что у меня получилось с Крэггом? – Изрядные скачки.

Или изрядно и число лет, прослеженное – около 30-ти?

Да и все эволюции – где-то около индивидуализма, в презрении к массам, рационалистам, коллективистам, левым.

Но тут новая западня. Дюшан у меня получился коллективистом (см. тут). О каком индивидуализме у Крэгга говорю я, когда уличаю Крэгга в следовании за Дюшаном?

Или это, получается, всё-таки не следование? Начинал-то Дюшан с новенького унитаза. Массы его обижали своим слепым следованием за аристократами. Он массы, получается, хотел возвысить до аристократов, чтоб отличали, как аристократы, бездушное произведение от одухотворённого. А Крэгг, получается, взяв мусор и упорядочив его, поиздевался над массами, какие они есть – с их склонностью видеть рациональное в пятнах плесени.

 

 

7 сентября 2017 г.

 

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за октябрь 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению октября 2017 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

33 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.09 на 11.10.2024, 22:49 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

01.10.2024
Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову.
Екатерина Сердюкова

28.09.2024
Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Александр Жиляков

12.09.2024
Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили.
Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист



Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Автопистоны более1000 Автопистонов.
Поддержите «Новую Литературу»!