HTM
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2023 г.

Художественный смысл

Оп-пу-петь!

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за март 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за март 2018 года

 

На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 30.03.2018
«Афинская школа» (фреска работы Рафаэля в станце делла Сеньятура Ватиканского дворца, 1511 г.)

 

 

 

Вы как хотите, а мне было, фигурально говоря, больно читать, что Рафаэль поместил в «Афинской школе» своей Платона и Аристотеля в «точку» перспективного схождения всего, что тут изображено.

 

Художественный смысл. Оп-пу-петь! (критическая статья)

 

Это ж свидетельствовало не только об обращении художника к подсознанию своих зрителей (те, наивные, никак не могли сами додуматься об этом факте)… Но и это ж свидетельствовало о хитроумии Рафаэля. Которое не оставляло места моей идее-фикс, что неприкладное искусство – это общение подсознаний автора и его восприемников, что художественность – это след подсознательного идеала автора. – Какой, к чёрту, подсознательный идеал, когда такое хитроумие?!

У меня откуда это подсознательное? Из «Психологии искусства» Выготского. Тот, не акцентируя, это написал: «…зритель воспринимает не только то, что герой, но ещё нечто сверх этого… Когда зритель слышит [в финале] в рассказе Горацио краткое перечисление тех ужасных событий и смертей, которые только что пронеслись перед ним, он как бы видит второй раз ту же самую трагедию, но только лишённую своего жала и яда, и эта разрядка даёт ему время и повод для осознания своего катарсиса». То есть до того катарсис был подсознательный! И ещё: «Через сознание мы проникаем в бессознательное… Было бы ложно думать, что последующие бессознательные процессы не зависят от того направления, какое мы дадим процессам сознательным». Комментарий это закрепил и расширил: «Проблема соотношения сознательного и бессознательного применительно к искусству и другим видам творческой деятельности человека в настоящее время особенно внимательно изучается в связи с первыми опытами кибернетического исследования художественного творчества (ср. примеч. 21). В работах самого Выготского, написанных после данной монографии, этот же вопрос изучался на материале естественного языка и других высших форм психической деятельности, которые на определённом этапе автоматизируются (становятся бессознательными), а затем могут быть осознаны (то есть создаётся возможность управления этими бессознательными программами поведения), см.: Выготский Л. С. Развитие высших психических функций».

Впрочем, это – слова. А делом – было показывание, как из двух противочувствий получается третье переживание (катарсисом Выготский его назвал), которое уж совсем никак нельзя процитировать (если считать, что сочувствие процитировать можно – указав на образ, это сочувствие вызвавший). Например, указать на показывающую руку Платона

 

Художественный смысл. Оп-пу-петь! (критическая статья)

 

– это почти процитровать понятие и переживание «идеализм». А указать на показывающую руку Аристотеля –

 

Художественный смысл. Оп-пу-петь! (критическая статья)

 

это почти процитировать понятие и переживание «натурализм». Так в третье, в как бы в геометрическую сумму этих переживаний, уж никак нельзя ткнуть. Значит, оно что? – Верно. Оно подсознательное. Это объясняло муки самовыражения у автора и какое-то недопонимание у его восприемников.

Беда в том, что Выготский свою «Психологию искусства» (1925) не опубликовал. И есть подозрение, что не из боязни репрессий за идеализм (нецитируемое, подсознательное, невыразимое – чем не идеализм?). Есть подозрение, что он счёл свою работу ошибочной. Или неполной.

Так мне, пардон, хочется дополнить.

Третье переживание (катарсис) – при всей его зависимости «от того направления, какое мы дадим процессам сознательным» – всё же очень неожиданно. (Вдохновение надо считать тем у автора, что соответствует катарсису у восприемника.) Неожиданность можно счесть признаком художественности, признаком следа происхождения из подсознательного идеала. Но. Неожиданность мыслима происшедшей и образно (а не только как третье из-за двух противочувствий).

Например, те же Платон и Аристотель… Не как биллиардные шары могут столкнуться противоположные философии образами: «в напряжении встречающихся в упор твёрдых взглядов и, конечно, в споре правых рук, возражающих друг другу с полнейшей внятностью и решительностью» (Баткин. Диалогичность итальянского Возрождения. В кн. «Советское искусствознание '76». М., 1977. С. 79), а… Платона с Аристотелем мыслимо представить мирно идущими вместе!

 

Художественный смысл. Оп-пу-петь! (критическая статья)

 

С «мирной параллельностью левых рук, держащих книги» (Там же). С симметрией шага (у Платона правая нога впереди, у Аристотеля – левая).

Это ж образ Гармонии противоположного! То же, на что наталкивало переживание действительности (например, так называемых итальянских войн – все графства и княжества со всеми тогда в Италии воевали), сложенного геометрически, так сказать, с переживанием принципиального избегания действительность эту изображать (изображая образно разные философии).

 

Художественный смысл. Оп-пу-петь! (критическая статья)

Хоть и уже пару сот лет к тому времени (после времени икон с их потусторонностью) длилось Предвозрождение и Раннее Возрождение, всё же сейчас, в эпоху Высокого Возрождения, для публики было ещё шоком видеть изображённым естественность поз и движений. Естественно изобразить совместный ход антагонистов – это было из ряда вон. Это ошеломляло в первую очередь самого Рафаэля. Мыслимо так думать, потому что так ещё не рисовал никто. И мыслимо думать, что это являлось следом подсознательного идеала Гармонии в том страшном времени драчки всех со всеми (так что хотелось чего-то принципиально другого).

Но в фреске все остальные не идут, а стоят (или сидят). И почти все общаются. – Геометры.

 

Художественный смысл. Оп-пу-петь! (критическая статья)

 

Естественники (Страбон – географ, Птолемей – астроном, Апеллес – живописец, Протоген – живописец). Правда, естественности у естественников довольно мало. Особенно у Апеллеса, образом которого Рафаэль изобразил себя.

 

Художественный смысл. Оп-пу-петь! (критическая статья)

 

Общественные деятели (Алкивиад – полководец, Ксенофон – полководец, Сократ – мыслитель).

 

Художественный смысл. Оп-пу-петь! (критическая статья)

 

Математики (Боэций – теоретик музыки, Аверроэс, Пифагор).

 

Художественный смысл. Оп-пу-петь! (критическая статья)

 

Их разногласия пластически не выражены. Но каждый – по лицу – явно личность, ни на кого не похожая. Зато как естественно выражена общительность каждого уникума. Сплошные открытия (относительно средневековья) образов Гармонии несходного.

«…это именно живописное воплощение ренессансного диалога! Его участники совершенно уравнены в отношении пластического благородства и масштаба изображения…» (Там же).

Я не знаю, как с благородством у Аверроэса… Но остальные вполне самодостаточны. (За исключением толпы

 

Художественный смысл. Оп-пу-петь! (критическая статья)      Художественный смысл. Оп-пу-петь! (критическая статья)

 

слева и справа от Платона и Аристотеля.)

Больше всего пластически противоречие выражено у них, Платона и Аристотеля. Поэтому они и помещены в точку перспективного схождения. – Чтоб лишний раз напомнить (подсознанию зрителей), какой большой ценой достигнута Гармония (пусть и естественно – общим движением персонажей). И я не исключаю, что сама мысль выделить (только они идут) и так поместить эту пару – есть тоже след подсознательного идеала. Шагание и центральность, возможно, были в соответствии с этой догадкой самыми первыми образами, проникшими в сознание Рафаэля из подсознания. – Это (совместное шагание) можно проверить. Если в Интернете найдётся набросок, относимый к «Афинской школе», в котором будет пара идущих и спорящих, то моя догадка про след подсознательного идеала Гармонии – верна.

 

Художественный смысл. Оп-пу-петь! (критическая статья)
Рафаэль Санти. Штудия к фреске Афинская школа. Два мужчины (между 1509-1510) (Оксфорд, музей Ашмола).
http://photoshopia.ru/museum/index.php?n=110062

 

Этот набросок, по-видимому, не годится, т. к. относится к двум спорящим, как выгнать из приличного места непотребно валяющегося на лестнице Диогена.

 

Художественный смысл. Оп-пу-петь! (критическая статья)

 

Ну, я не нашёл – может, другие найдут. Во всяком случае, я попытался внести определённость в ту муть, которая окружает подсознательное. И если снизойти к моей потуге, то Рафаэль, получилось у меня, таки художественную вещь создал.

 

 

25 марта 2018 г.

 

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за март 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению марта 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

821 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.10 на 12.12.2024, 20:05 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

03.12.2024
Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа.
Евгений Разумов

02.12.2024
Хотелось бы отдельно сказать вам спасибо за публикацию в вашем блоге моего текста. Буквально через неделю со мной связался выпускник режиссерского факультета ГИТИСа и выкупил права на экранизацию короткометражного фильма по моему тексту. Это будет его дипломная работа, а съемки начнутся весной 2025 года. Для меня это весьма приятный опыт. А еще ваш блог (надеюсь, и журнал) читают редакторы других изданий. Так как получил несколько предложений по сотрудничеству. За что вам, в первую очередь, спасибо!
Тима Ковальских

02.12.2024
Мне кажется, что у вас очень крутая редакционная политика, и многие люди реально получают возможность воплотить мечту в жизнь. А для некоторых (я уверен в этом) ваше издание стало своеобразным трамплином и путевкой в большую творческую жизнь.
Alex-Yves Mannanov



Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

http://magazin-veshalok.ru вешалка плечики для одежды металлические. . Гидравлическое испытание трубопроводов при каком давлении испытывают трубопроводы. . Домены россия купить домен.
Поддержите «Новую Литературу»!