Художественный смысл
Критическая статья
На чтение потребуется 8 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Гримасы гиперреализма.
Он испанец. «Репрессии против политических противников (к ним относились коммунисты, социалисты, анархисты, республиканцы и сепаратисты из Каталонии и Страны Басков) продолжались вплоть до са́мой смерти Франко» («Википедия»). Франко умер в 1975-м. «Мировые державы содействовали сохранению status quo в Испании. Существующий режим устраивал западные державы, хотя бы потому, что с Испании снималась «коммунистическая» угроза, что для Запада было намного страшнее, чем диктаторский режим Франко» (Там же). С другой стороны: «После начала холодной войны в начале 50-х гг. последовала волна дипломатических признаний Испании…» (Там же). Партия (единственная) руководствовалась политикой социальной «гармонизации». «Уже в ходе войны Франко начал ограничивать влияние Фаланги, а после войны партия в основном занималась социальной работой» (Там же). В 1958-м закончилась стройка памятника всем павшим в гражданской войне. «С середины 50-х гг. началось «испанское экономическое чудо», выведшее Испанию из состояния одной из беднейших стран Европы на уровень вполне развитой европейской страны. В 1959 году был принят стабилизационный план, направленный на либерализацию экономики страны… В конце 60-х гг. в Испании начались политические реформы, был принят закон о прессе и разрешены забастовки неполитического характера, расширено местное самоуправление, принято несколько конституционных законов, расширивших права граждан» (Там же). Ну, всё хорошо! Как мне было всё хорошо в СССР до разоблачения культа личности Сталина в 1956 году. Мне тогда было 18 лет. И ни я, ни моя мама, провинциалы, ничегошеньки не знали про несправедливые сталинские репрессии. И товарищи по школе и двору или тоже ничего не знали, или не велено им было говорить. Думаю, первое. Родители помалкивали – дети и не знали. Да и много ли репрессий было в провинции? Одну я знал по рассказу мамы. В 20-х или 30-х годах. Отца жены её брата арестовали и пытали (посадили в бочку с дерьмом); хотели, чтоб он сказал, где прячет золото; он не признавался, что оно у него есть; и мамин ухажёр, где-то там служивший, по её просьбе способствовал, чтоб подозреваемого отпустили. А золото у него таки было. В общем, Хуан Хеновес, видно, имел основание считать, что нужно показывать, что бесчеловечность режима Франко имеет место быть. При всех плюсах патернализма, всегда сопутствующего тоталитаризму. Вот и потребовалось пользоваться «оскорбительной антиживописностью фотодокументальной формы» и демонстрировать «имитационно точное воспроизведение всех признаков фотографии [не художественной, а плохой, документальной]» (Советское искусствознание ʻ74. М., 1975. С. 56). – Плохое кадрирование, плохая выдержка, уничтожившая детали, растровое клише, получающееся при репродуцировании.
У Хеновеса (в трёх из четырёх кадров) – растровое клише в линию. Мол, имеем дело «с реальностью, полученной из вторых рук» (Там же). Ибо из первых рук – невозможно: тоталитаризм. Значит, такое плохое качество есть признак достоверности. «П. Фаветон… высказывается без обиняков: для него гиперреализм – это искусство безоговорочной правды о том, что свойственно всему человечеству, всем странам, всему миру, населённому усталыми людьми, ощущающими навязчивость банальной обыденной среды [во франкистской Испании – с политическими арестами]… Повсюду эти люди живут в тревоге, сталкиваются с трагедиями, инцидентами, полицейскими акциями и т. п. Этот мир и есть реальный мир, он естествен и закономерен. Констатируя такой мир с его добродетелями [ну не ведут же арестованного так,
в согнутом положении] и пороками, гиперреализм утверждает его истинность и незыблемый исторический резон. Это и есть, так сказать, свободно высказанная сущая правда о сущей жизни» (Там же. С. 57-58). То есть никакая не публицистика, которая совершенно понятна и зла. И не сатира. Потому же. Это самый обычный реализм, когда художник замечает в реальности то, что другим ещё не дано. В данном случае – дескать, ничего, можно жить и при тоталитаризме. Как Репин и Шишкин открыли могущество и расцвет народа в годы модного плача прогрессивной публики о страдающем от капитализма бедном народе, освобождённом от крепостничества без земли, – в годы плача при народниках и после их поражения. Как факт. Хеновеса не арестовали. «Он был награждён, среди прочего, «Почётным званием» (XXXIII Биеннале ди Венеция, 1966), Золотой медалью (VI Биеннале Интернационале де Сан Марино, 1967), Премией «Марзотто интернационале» (1968)» («Википедия»). Он работает на грани фола, но всё-таки работает.
Ну подозрительных задержали. Страна расколота. Есть мятежники. Сейчас задержанных обыщут и отпустят, если ничего опасного не найдут. А?
Именно такой перевод даёт словарь. А «подвисший», видно, аура главного значения.
Людей поманили, и они… В едином порыве… – Жуть, вообще-то. Но какая-то остранённая. «1968 год стал переломным не только для Франции – различные протестные выступления с требованием перемен прошли в десятках стран Европы и Америки. Студенческие волнения прошли в Западной Германии, Швеции и Италии; крупные забастовки – в Испании и Великобритании; беспорядки и столкновения с полицией – в Мексике, Бразилии и Аргентине» (https://meduza.io/feature/2018/05/10/stydnye-voprosy-pro-may-1968-go). Сказано ж, что в Испании стали «разрешены забастовки неполитического характера». Вот и выпускают пар из дурачья.
Собственно, то же. Поершились и устали. Показано через окуляр бинокля. Издали. Холодно.
Хорошо управляемые массы. Из демократических, так называемых, стран думают, что таковы массы только в тоталитарных странах. Но… Открытие состоит в том, что таковы они во всех странах.
Старинные фотографии были в коричневых тонах… Если люди на данной псевдофотографии радуются годовщине смерти Франко, то надо ли этому радоваться людям мудрым, которых не надо якобы-фото-убеждать, что кто-то таки радовался его смерти? Но не зря все со спины показаны. Личностей нет – толпа. В этом надо убеждать. Это от большинства скрыто. И Amnesty International лишь будучи нечуткой могла взять себе такое в качестве своего плаката. Не думать же, что там именно ёрничая над обманываемым ими общественным мнением, облюбовали себе эту сомнение рождающую картинку. Есть такая фраза о Хеновесе: «В шестидесятые годы, после краткого живописного кризиса и глубоких отношений с движениями оппозиции режиму Франко…» Верный своему пристрастию искать следы подсознательного идеала в произведениях и поведении знаменитых художников, я склонен думать, что «провокационным характером» Хеновес обманывал нечутких окружающих и собственное сознание. Ибо он в глубине души не был политически ангажированным. И ТАК мне хочется понимать слова о краткости «глубоких отношений с движениями оппозиции режиму Франко».
То же самое. Что за крик мог быть в 1977-м в Испании? – Крик членов «террористических вылазок ультраправых и националистов» (https://revolution.allbest.ru/history/00636309_0.html)? Ведь только в «1995… Испания полностью отменила смертную казнь» (https://amnesty.org.ru/node/671/), мол? – Не знаю. Знаю зато, что никаким общностям Хеновес больше не верит. Вообще, от его самоповторений моя снисходительность исчезает. Если поначалу я был готов думать, что это таки реализм, т. е. нечто, порождённое подсознательным открытием социального явления, ещё не осознаваемого другими… То от повторения подобных друг другу (антиколлективистских) открытий становится не понятно, как они могли сохраниться как подсознательные. А он до сих пор живёт и что-то то же рисует.
Пусть и, казалось бы, прямо противоположное прежде выражавшемуся бараньему единству. – Нет! Люди-то, очень свысока глядя, явно ж почему-то сгрудились ближе к центру и низу. И стоят тут упорно. Большинство. Словно автор «фэ» говорит такому явлению, как веками не меняющийся менталитет народа. Про который народ ТАК думает. Когда на самом-то деле это не так. Взять хотя бы динамику отношения к гомосексуализму на Западе за буквально десяток-другой лет. Каждый думает, что он неколебим в своей самости, а на самом деле и не замечает, как... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за июль 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов
|
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Лукойл гейзер лт 32 цена: купить моторное масло лукои зер 32 prosbyt.ru. . Клапаны Bieri. Купить Bieri. . Юношеский остеохондроз. |