Художественный смысл
Критическая статья
На чтение потребуется 6 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Я был в Питере за несколько лет до 300-летия. И ужасался состоянию города. Говорят, его к юбилею привели в порядок. Так если предположить, что художник из страны уехал или стал немобильным до того и рисовал свою вещь по памяти, – а память надо предположить отличной, – тогда можно понять, почему такая разница между нарисованным и действительностью.
Изменено ограждение моста, подставка для его названия, форма подъезда в самом правом здании, самый его характер (глухая стена вместо обычного дома с окнами) и т. д. Но самое удивительное – поставлены три почти прямоугольные кляксы: две серые и одна оранжевая. Центральная портит церковь. Но, пишут, что он петербуржец с 1973 года. И, явно из-за внутреннего конфликта с советской властью (наверно, мешали творить), пошёл работать кочегаром вплоть до 1991 года (не зря ж он согласился писать о такой биографической тонкости; уж наверно, художественная сторона его творчества для него менее ясна, чем прикладная – идейная). Так он что: хотел выразить протест против пренебрежения этой власти к маленьким людям? Довела, мол, власть город до состояния трущоб.
И, если б не дата – 2008, – можно было б угадку продолжить: а Летний сад – до состояния дебрей. Не чистят снег. И не обрезают деревья. Чуть ли не вид из клетки изображён – так, мол, всё заросло. А ограда даже и поломана в одном месте.
Хотя… В 2008 году, в его начале, ещё президентом был Путин, ненавистный несистемной оппозиции (крайне правым и крайне левым). Да и после – Медведев, мало чем отличавшийся от Путина. Так если Нелюбович – какой-то крайний левый, то с такой точки зрения ничего от смены лжесоциализма на лжекапитализм по сути не изменилось, и можно продолжать выражать своё «фэ» власти по-прежнему. Показывать Питер в самом затрапезном виде. Плакать о нём. Как факт. Вот картина 2011 года.
Разной величины квадратные кляксы в виде грязи поставлены там и сям. А может, это элитарный бунт против массового искусства? А вовсе не крайняя левизна, страдающая за несчастный народ? Пейзажи совершенно безлюдны.
В конце концов путинская Россия опять отличается от Запада. Там курс на социальное государство кончился со времён Тэтчер (когда СССР ослабел и его конкурентоспособность – соответственно). Лишь большое когдатошнее преимущество инерционно обеспечивает всё ещё большее богатство западных стран по сравнению с нынешней Россией. Ну и исконная традиционность Россию тоже отличает. Так массовое искусство, связанное с этой традиционностью, может, по-прежнему, как и при СССР, теперь Нелюбовича удручает. Вот он и изгаляется над красавцем Петербургом. В том числе – и обеднением красочной гаммы, отсутствием полутонов и кляксами. В смысле – неэстетам его картины не должны понравиться. Он пишет для так называющего себя креативного класса. То есть, не исключено, что он рисует украшения для интерьеров, и его искусство – прикладное. Но даже если и не так, то порча видов красивейшего города, – пусть и таким неожиданным способом, как прямогольными кляксами, кажется лежащей на поверхности реакцией рассерженного человека, а не следом подсознательного идеала, скажем, аристократического (значит, умеренного) гедонизма, – человека, которому мешают массы. Ну а то, что содержит неожиданности, в которых не чуется след подсознательного идеала, – то художественным я не назову. Только эстетическим. Красиво соотношение тёплых и холодных тонов. Оно, если и выражает что подсознательно, то – радость жизни. Что есть общий признак всего искусства: и прикладного, и неприкладного. Тредиаковский научил всех современников и потомков, что поэтические (и не очень) натуры могут очень быстро научаться новым, лучшим образцам стихосложения. Так что вскорости и не отличишь ремесленника от мастера. Так современные рифмоплёты пишут стихи гораздо более красивые, чем те, что были до Тредиаковского. Умение – заразительно. – Нелюбович из таких, заражённых умением выдавать красивые, явно стилизованные картинки. Я приделал к заранее выбранному названию статьи частицу «ли» и точку превратил в троеточие. И душа моя успокоилась. (А то что-то меня беспокоило. А я ж трепетно отношусь к недопонятности – вдруг это след подсознательного идеала автора…) Оказалось, что нет. Я осознаю, конечно, что это субъективность: назвать или не назвать такие неожиданности, как искажение архитектурной действительности Петербурга и постановку прямоугольных клякс на пейзаж, недостаточно неожиданными, чтоб счесть их следом подсознательного идеала. Я руководствовался тем, что протестный момент моему сознанию дался быстро. Со скоростью писания статьи и чтения материала для неё. Если б мне пришлось статью бросить из-за того, что не понятно, что что значит, и, скажем, пойти гулять, чтоб думать, – я б согласился, наверно, что указанные непонятности – след подсознательного идеала. И, да, это была б опять субъективность. Но нельзя не признать, что я всё же руководствуюсь довольно определёнными критериями – временем, после которого наступает озарение. И это время характерно для меня, для моей ориентировки. Мне рассказывала знакомая, болевшая раком и вылеченная, что она обнаружила неисправность весов в кабинете врача, к которому ходила на систематические проверки. Она сказала ему. Он кивнул, но весы не стал регулировать до восстановления верности. Она его спросила, почему он не исправляет. Он ответил, что ему важна не абсолютная величина веса пациента, а динамика изменения (если он худеет, значит, где-то рак). – Вот то же самое с оценкой мною времени, когда меня озаряет, что есть что. Уж наверно же я, приобретая опыт, быстрее ориентируюсь с оценкой. Но это происходит плавно. Это изменение моим подсознанием, уверен, отслеживается, коль скоро я избрал эту деятельность своей специальностью. То есть предлагаю мне поверить на слово. – То самое, что лично для меня стало непереносимо в последнее время, с наступлением ожесточения в информационной войне Запада против России. И вот, тем не менее, я предлагаю верить мне на слово. – Как можно меня проверить? – За меня говорит... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за август 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов
|
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Детские плечики купить товары для детей плечики. . https://prosbyt.ru/lukoyl-geyzer-lt-32 лукойл гейзер лт 32 цена лукои зер 32. . Car insurance in homestead fl: freeway insurance 30377 dixie hwy suite homestead. |