HTM
Международный конкурс молодых критиков русской поэзии

Художественный смысл

Мазохизм Жилинской

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за октябрь 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2018 года

 

На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

 

Плохая у меня память… Я помню, когда и где я обнаружил, что я слишком оригинальный, и что это плохо. Это было на первом курсе института. На выходе из зала, который наш Политех арендовал для занятий физкультурой. Я записался в лыжную секцию (всем надо было куда-то записаться). В зале мы переоделись в спортивную форму. А на улице нам предстояло бежать в неподалёку расположенную рощу и там бегать на большие дистанции, в группе, не на время, а просто на выносливость. – Вот, такие мелочи помню. А суть – нет. – И дальше мне пришлось таить свою оригинальность и притворяться таким, как все. В частности, я, учившийся на инженера и ставший им, после института вплотную занялся эстетическим самообразованием. И самообразовался до крайней самобытности. Она меня совратила на демонстрацию своих толкований произведений искусства – ор-р-ригинальнейших толкований – знакомым. Сперва. А потом я посягнул и на публикацию. И – стало крайне неудобно. Мне каждый раз надо наново объяснять свои принципы. Потому что иначе меня новый читатель просто не станет понимать.

Например, когда я в статье о скульпторе Жилинской читаю:

«В произведениях Жилинской середины 60-х – середины 80-х годов проступают черты экзистенциалистского мироотношения, во многом свойственного авангарду послевоенной волны»,

то передо мной сразу две проблемы. Я считаю необходимым свести экзистенциализм к ницшеанству, а то для меня немыслимо как авангард. Плюс ницшеанство я понимаю как подсознательный (потому что необычнейший) тип идеала, заключающегося в метафизическом принципиально недостижимом иномирии, противостоящем христианскому тому свету, принципиально достижимому для покаявшихся, достижимому  в сверхбудущем, в Царстве Божием на небе, в виде бесплотных душ. Это, получается, тип идеала крайнего индивидуализма. А авангард для меня относится к коллективизму. И для меня немыслимо называть произведение относящимся и к экзистенциализму, и к авангардизму.

Радует только то, что произведение, которое я буду толковать, называется «Поэзия Ахматовой», которая для меня почти вся относится к акмеизму, который я тоже отношу к стилю, вдохновлённому идеалом ницшеанского типа. Правда, и тут не без задоринки: не все понимают, что акмеисткой Ахматова была практически всю жизнь. Плюс ницшеанство (над Добром и Злом) многие считают синонимом аморальности, и за любимую Ахматову могут крепко на меня обидеться.

Так что забот полон рот.

 

Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 12.10.2018
Жилинская. Поэзия Ахматовой. 1979. Дерево.
Жилинская. Поэзия Ахматовой. 1979. Дерево.

 

 Жилинская. Поэзия Ахматовой. 1979. Дерево (фрагмент)

 

Похоже, что персонаж Жилинской держит в руках русскую бабу в платке, обнимающую ствол обломанного дерева, и печалится вместе с нею. То есть имеется в виду ахматовский «Реквием». Я о нём писал (тут). Немного. Отвлекитесь ненадолго, прочтите. И это даст мне новое осложнение. Самовседозволенность, выведенная там как идеал, ведь не иномирие, объявленное выше (я, когда то выводил, ещё до иномирия не додумывался). И как теперь быть? – Есть ещё у меня одна догма: ницшеанец пишет так, чтоб довести вас до предвзрыва, который, если его помыслить совершившимся взрывом, всё-всё-всё уничтожит, весь Этот ужасный мир. И я хочу оставить вам удовольствие помучиться от перечитывания ахматовского «Реквиема», чтоб такого качества предвзрыв убедить вас увидеть вот в этих щепках, из которых сделана скульптура Жилинской.

Правда, они острые, эти щепки? Остро даже лицо Ахматовой, и её кокошник. И прямые мышцы бёдер. Даже и предплечья тоже. В пальцах и то какая-то острота. Не говоря уж об обломанном торце оглобли какой-то, что рядом с человеческой фигуркой. Ну и все эти торчащие перпендикулярно фигуре сучки. Вся – как ёж. И доски фона треснутые. – Ну последняя степень внутреннего неприятия всего внешнего.

«Высокий драматизм, присущий скульптуре, а также и рисункам Жилинской, выражает дух времени. Крушение социальных иллюзий, связанных с хрущевской «оттепелью», устойчивая тенденция к ограничению свободы личности и к регламентации общественной жизни со стороны государства в период застоя, безусловно, наложили свою печать на зрелое творчество художницы. Однако настроения тревоги, неудовлетворённости, дисгармонии с реальностью бытия, напряжение существования личности, как бы устремленной «к иному», т. е. всё то, что можно либо прямо уловить в психологии персонажей художницы, либо ощутить в беспокойной пластике её одухотворённых композиций, имеет и более широкий общечеловеческий и общеэпохальный смысл» (Там же).

Другие, как Окуджава, например, от комиссаров в пыльных шлемах отрезвился до «опасаюсь фанатиков веры». Стал мудрым. А вот Жилинскую понесло во все тяжкие – до последнего предела, до противоположного фанатизма. В царство Абсурда, счастье которого лишь в том, что его можно мазохистски выразить, даже не осознав его абсурдности и принципиальной недостижимости.

 

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья столицы во мгле.

Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле.

 

 Жилинская. Спящая. 1975.
Жилинская. Спящая. 1975.

 

Предположим, что прямая линия в правой нижней четверти изображения – это линия носа. Тогда справа от неё точно открытый глаз, а слева можно предполагать под прядью волос – другой и тоже открытый. То есть состояние сна – это... [...]

 

 

31 августа 2018 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в октябре 2018 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за октябрь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению октября 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

123 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.08 на 12.09.2024, 13:42 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

12.09.2024
Мне нравится дизайн и свежесть для таких молодых людей, как я! Не каждый толстый журнал может похвастаться новизной и современной харизмой! Если когда-нибудь мне удастся попасть на страницы журнала именно этого – я буду счастлив!
Егор Черкасов

09.09.2024
На мой взгляд, журнал «Новая Литература» по праву занимает почётное место среди литературных журналов нового поколения! Каждый номер индивидуален и интересен. Здесь нет «лишней воды» и «авторского самотёка», всё просто и ясно. В каждом разделе журнала есть самородки – настоящие талантливые писатели! Такие произведения хочется перечитывать снова и снова!
Член Союза писателей России Дмитрий Корнеев

24.08.2024
Здорово, что проводятся такие тематические конкурсы с живым откликом. Редкий случай, когда несмотря на желание победить, я с огромным удовольствием читал некоторые из рассказов других участников. Спасибо за проделанную работу.
Валентин Попов



Номер журнала «Новая Литература» за август 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Пластиковый крепеж авто чем и как крепятся подкрылки на авто.
Поддержите «Новую Литературу»!