Художественный смысл
Критическая статья
На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Мне грустно. Когда-то я бросил писать о «Станционном смотрителе» Пушкина, потому что почувствовал, что меня тянет в фальшь. Я снова бросился о нём писать через 10 лет. Когда меня вдруг озарило нечто, которым можно, я чуял, объяснить каждую мелочь в этой повести. Это мистика какая-то. Это похоже на рассказ Моцарта о том, как он сочиняет симфонию. Он сказал, что вдруг знает её всю. И ему остаётся теперь её просто записать. – Я почувствовал Нечто и поспешил домой, потому что знал каким-то образом, что мне теперь достаточно просто сесть за стол, чтоб писать. И всё у меня сойдётся. Вообще-то это имеет название: сходимость анализа к одной идее, идее всего произведения. Такими словами это назвал Гуковский. Я и место, где это со мной случилось, запомнил навсегда, и какая была погода. Тем более что в том месте я был впервые, и что там и случилось кое-что впервые. Плюс 10 лет прошло от озадачивания до решения. А теперь у меня такие штуки случаются с быстротой, доходящей до нескольких минут. И понимаете, как я эмоционально обеднел. Я несколько минут назад почувствовал себя в колоссальном тупике. И. Через минуту-другую вывернулся. Одна из идей, заимствованных мною (у Шмита со слов Прокофьева), является синусоидальное изменение идеалов от эпохи к эпохе. От античности к Средневековью и дальше до Нового времени. В античности у меня получалась – личная вседозволенность (с римскими оргиями, в частности). В Средневековье, наоборот, благое для всех сверхбудущее (в частности – в Царствии Божием на небе в виде бестелесных душ). Далее – Возрождение (особенно Раннее), вернувшее почти в античность. И вдруг я сел на мель, читая такие слова: «"Невидимое делать видимым" – так сформулировала задачу живописи поздняя античность устами Филострата Младшего. Живописец идёт по пути от незримого к зримому и увлекает за собой зрителя: "Смотри!" В эпоху средневековья направление этого процесса кардинально изменяется. Изображение истолковывается как посредник на пути от зримого к незримому, и, соответственно, та же ориентация предписана восприятию зрителя» (Даниэль). Возник вопрос: как увидеть вседозволенность в формуле «Невидимое делать видимым»?
Тут у меня минипроблема. Я ницшеанство понимаю радикальнее, чем обычное «над Добром и Злом». Я это место называю иномирием. Метафизическим и принципиально недостижимым. Но удовлетворяющим исповедующего это тем, что ему, исповедующему, удаётся в акте сотворения произведения искусства выразить это иномирие. (Ну вот, я, кажется, и эту минипроблему решил, сумев, вроде, молниеносно-кратко всё объяснить.)
Далее проще всего мне процитировать самого себя (о Гомере статья, см. тут): «Ведь жизнь предполагает некоторую предопределённость стремления, действия, переживания (некоторую смысловую безнадёжность)» (Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 110). Мы ж не можем не добывать себе еду. Иначе умрём. И сотни и тысячи действий мы делаем по необходимости. У древних греков даже боги подчинены Року. Но те всё-таки свободнее в своём поведении. Так хитроумный древний грек извернулся и с богами и тут сравнялся. «…действительное, роковое, рискованное абсолютное будущее преодолевается ритмом <…> Ритм <…> в точном смысле этого слова <…> не выражает переживания, не обоснован изнутри его» (Там же). Это вседозволенность! А максимум – умение попадать в принципиально недостижимое иномирие. С поэмами Гомера имеем умение «Невидимое делать видимым». Гомер умеет сочинить и спеть, а слушатели умеют к этому чуду приобщиться. Чудо в том, что ритм – это ж то, что не существует в обычном, изрядно страшненьком мире, условность. Ан, смотри-ка, может отвлечь от всего на свете. А живописец (и скульптор) сотворяет чудо, превращая условность в как живое. Венера Милосская вот-вот успеет придержать рукой соскальзывающее с её бёдер одеяние. Дискобол вот-вот бросит диск. Для оживляжа статуи красили. Только краска сошла за века, и мы думаем, что античные скульптуры белые. Не сохранилась и живопись. Но принцип «как живое» ясен. А шатнувшееся от римского разврата в христианство искусство возжелало... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за октябрь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 09.09.2024 На мой взгляд, журнал «Новая Литература» по праву занимает почётное место среди литературных журналов нового поколения! Каждый номер индивидуален и интересен. Здесь нет «лишней воды» и «авторского самотёка», всё просто и ясно. В каждом разделе журнала есть самородки – настоящие талантливые писатели! Такие произведения хочется перечитывать снова и снова! Член Союза писателей России Дмитрий Корнеев 24.08.2024 Здорово, что проводятся такие тематические конкурсы с живым откликом. Редкий случай, когда несмотря на желание победить, я с огромным удовольствием читал некоторые из рассказов других участников. Спасибо за проделанную работу. Валентин Попов 23.08.2024 Благодарю за регистрацию на Форуме журнала и за публикацию моих стихов! Обязательно ознакомлюсь с творчеством авторов «Новой Литературы». Приятно удивили рецензии! Ведь обычно всем некогда даже читать, лень несколько слов оставить в комментариях, а тут полноценные рецензии (а это труд человека, потраченное время). Поэтому БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО! Кристина Денисенко
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Вешалка стойка для верхней одежды - напольные вешалки. |