Художественный смысл
Критическая статья
На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Правильно ли я вывел, что художник Жилинский – певец абы какой жизни, лишь бы она была индивидуальной и ближе к естественной, животной – автоматической? Не творческой! – Творец – певец нетворчества! А как проверить себя? – Вдруг что-то даст портрет «Играет С. Рихтер. 2 вариант». (1984–1985)… – Ведь нарисован Рихтер прямо в момент исполнительства.
Кто много читал моих статей, знает, что я почти никогда не разбирался с исполнителями, с артистами. И это не только потому, что для меня их творчество – нечто неизвестное. Но и потому что несуществующее, если маскималистски. Потому что я их считаю красками в руках художника. Точнее – средствами выражения подсознательного идеала автора. – То есть их самих по себе для меня, искателя, повторю, подсознательного идеала автора, нет. Хотя бы потому, что они – не авторы. А с Рихтером так нельзя. «Он признавался, что отлично знает, "сколь важно в музыке то, что не является самой музыкой"». Это другими словами разговор о подсознательном идеале автора музыки. Идеал – не «текст» произведения. «Текст» – материален, а подтекст – идеален. То есть Рихтер-исполнитель самоуничтожается как самовыражающийся субъект. Не есть ли это тоже автоматическая жизнь? Сомнамбулическая. Невольная. Когда нет противоречий. Где-то я прочёл хлёсткие слова: если мы, люди, можно сказать, считаем животных глупыми, то они нас – сумасшедшими. Потому что мы, когда творим, поступаем не по тому, что велит первая сигнальная система, а вопреки, против себя-физического. Так Рихтер отключает своё творчество и, весь отдаваясь творчеству чужому, авторскому, не испытывает от себя-физического никакого возражения – живёт стихийно, абы какой жизнью… как автор велел. Животному – поступать велит теперешняя обстановка и память о прежних обстановках. А Рихтеру велит подсознательный идеал автора. И – Рихтер не тут, он автомат своего подсознания, подключённого к авторскому подсознанию. Не потому ли академик Павлов собирался после опытов на собаках перейти на опыты на артистах… Выражение лица Рихтера вполне соответствует слову «транс». Он не тут. Я было сперва, ведомый мыслью о «низком» идеале Жилинского, чтоб эту мысль подтвердить, искал, не изуродовал ли Жилинский лицо Рихтера. Дескать, абы какая жизнь – это жизнь человека, лицом некрасивого. Тогда как лицо Рихтера как раз, наоборот, – красивое. По крайней мере иногда.
Но всё-таки на такое предвзятое самовыражение я не решился. И приступил к статье с другим заданием, как Окуджава выразился: каждый пишет, как он дышит. – Это меня, чую, ведёт более верно. – Как факт, объясняется один автопортрет Жилинского… Такой.
Замер и весь в себе. Сверяется со своим подсознательным идеалом. Не мыслит – творит. (И таки красоты в лице нет… Абы какая физическая жизнь…) А как расценить попытку Жилинского нарисовать то, куда Рихтер улетает, когда играет?
Что тут изображено? В проёме – какой-то дворец в классическом стиле. Ещё – Ника Самофракийская. Античность.
Ещё – Позднее Возрождение. Микеладжело. Флорентийская пьета.
А обрамляет проём Перспективный портал в Пушкинском музее.
И ангелы-трубачи летают, а один – упал. И возникает предположение, что Жилинский навязал Рихтеру репертуар. И знаете какой – в нём нет музыки предроманизма и романтизма. А те ж начали создавать эпоху господства музыки, противопоставленную «эпохам архитектурным, скульптурным и живописным» (Луначарский. В мире музыки М., 1971. С. 31): нет Бетховена (музыки героики масс), и нет Шуберта, Шумана и т. д. (музыки души человека). И нет всей музыки, что сочинена после. А ведь Жилинский предпочитал «классическую музыку и литературу». То есть вероятнее всего знал, что Рихтер всё, Жилинским «изъятое», играл. Как это объяснить? Возможно, двумя обстоятельствами. Первое... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за март 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов
|
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Плечики деревянные для одежды вешалка напольная для одежды деревянная. . Стенды для гидравлических испытаний: мобильныи испытательныи стенд. . Хорошие бесплатные физиотерапевты в Краснодаре. |