Художественный смысл
Критическая статья
![]() На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Я в смущении, читатель. Я вдруг ощутил себя в западне. Она заключается в следствии из теоретического заявления, что произведение неприкладного искусства существует только в двух головах, точнее – в подсознаниях: автора и его восприемника. А не в виде «текста» произведения. Это – дальнее следствие из теории художественности по Выготскому. По его теории главный акт восприятия искусства есть катарсис от столкновения противочувствий, осознаваемых, которые сами происходят от противоречивых деталей «текста». И этот катарсис – неосознаваем восприемником. Осознавание не обязательно случается. Если позволить себе пофантазировать, то «текст» у автора получается в результате обратного процесса. Духовные явления в обществе в подсознании автора формируют подсознательный идеал, который требует самовыражения. Это вдохновение. Под его влиянием происходят пробы порождения «текста», один из вариантов которого – противоречивый – даёт ощущение удачи. Подсознательному идеалу автора соответствует подсознательный катарсис у восприемника. – Вот и получается, что главные акты такого искусства находятся в двух подсознаниях. Толкователю приходится извлекать это главное из своего подсознания больше, чем из «текста» произведения. «Текст» просто не даёт толкователю сбиться. А это в некотором роде западня: я должен описывать свои душевные движения. Начинаются они со смуты какой-то, недопонятной мне самому. Вот я перед такой смутой относительно картин Соломина и нахожусь. Беру первую же попавшуюся репродукцию.
![]()
Толкут просо. А из проса пшено, и из пшена каша… Совсем недавно создана вещь, когда вполне оформилась в мире антиглобалистская тенденция – традиционализм. Но Соломин, пишут, давно обратился «к историческому прошлому… пейзажи…. чисто русские как по сюжету, так и по его трактовке, по эмоциональному восприятию изображаемого мотива. Особое внимание художника привлекают старые церкви…» (Манин. Русская живопись ХХ века). То есть и когда вместо нынешнего глобализма был советский активизм, Соломин был как бы в оппозиции. В общем, все фазы эпохи Потребления его не затронули. А я только что получил взбучку от особы, этой эпохой серьёзно затронутой. Я-де не знаю Россию, как в ней сейчас плохо. И нечего, мол, мне увлекать своими статьями читателей прочь от реальной жизни и прославлять самоограничение. Люди, мол, не такие аскеты, как я. Я смущён. И потом… этот Соломин живописно никак не бросается в глаза. У меня же к нему какое-то тёплое чувство. И вот я перед проблемой: смею ли я перед читателем копаться в своей душе, если сами картины меня… скажем так, ну, не останавливают они моего эстетического внимания. Они такие же невыдающиеся, как тот пафос, какой они выражают. То есть – никакой неожиданности я в них не вижу. Никакой недопонятности. А я ж оправдываю свою деятельность словесным открыванием ЧЕГО-ТО, словами вообще-то невыразимого. С ультратонкостью толкования невыразимого я мог рассчитывать в принципе пронять даже мою корреспондентку, воинствующую потребительницу, недовольную Россией, где 14, кажется, процентов людей живут теперь за чертой бедности. А Соломин бедностью, похоже, гордится.
![]()
Жаль, года создания нельзя найти (были ли тогда гладильные доски? В Интернете я нашёл советскую 1960 года выпуска). В 1960-м Соломин написал свои первые картины по книге Манина. Значит, в это время, что изображено, гладильные доски уже были. Но не в данной семье. Тут гладят на табуретке, которая, например, из нашей комнаты исчезла в 60-х годах при капитальном ремонте дома. (Кувшин у нас был точно такой же; не помню, когда и он у нас исчез. Наша семья была из беднейших. Я, кажется, и чулки такие носил, толстые. Девочки – точно.) Правда, утюг тут уже электрический. И кукла не одна у младшей девочки. И фикус у них есть! (У нас тоже был почти такой же. Даже обои у нас были почти такие же.) Правда, нет ещё занавеса на окно. – Но подумаешь!..
![]()
А тут… Даже если это невзрачное советское время изображено, время неконтрастного общества, когда все, в общем, мало чем отличались по материальной обеспеченности… Этот вид как-то настаивает на непритязательности как на достоинстве (другие ж на море летом возили своих детей – плевать). Это явно двое братьев (горожан, раз в плавках) в деревне. Старшего даже в пионерлагерь не отправили. А – к бабушке обоих. И это не хвала абы какой жизни, как у импрессионистов, голодающих, но радующихся бурлящей жизни ужасного тогда капитализма. Это гимн скромности. «В русском языковом сознании скромность должна быть свойственна мыслям, поведению и образу жизни человека и ассоциируется с непритязательностью…». Об общей бедности страны даже тени переживания нет. Вещизм тогдашний не всех порабощал. И теперь – тоже. Вот об этом – Соломин. А может, я просто не могу усечь противоречивость «текста» здесь? Бедность, отсталость, непрогрессивность написаны… живописно, сочно. А? Да здравствует традиционализм! Я лично совсем не юношей дожил до поворота к нему моего мировоззрения (хоть предрасположен был к нему с детства {я с войны – безотцовщина}). Я повернул к традиционализму, когда хотели повернуть на юг северные реки. В 70-х годах. Во мне родилось какое-то возмущение. В СССР замалчивали работу Медоуза, сделанную тогда же по заказу Римского клуба, о том, что неограниченный материальный прогресс надо остановить. Я её узнал только после наступления гласности. А Соломину, получается, всё было ясно с самой молодости (он на 2 года младше меня). Наверно, это даст мне право считать его реалистом. Он почуял в социуме то, что ещё никому видно не было. Сами церкви – в СССР – были образом скромности.
![]()
Теперь-то, да, Соломин просто повторяется. Теперь и церковь – чуть не властвующая. Вот сегодня на центральном ТВ появился человек с очень нехорошего вида (жиденькой) бородой и настаивал, что правильно сделала директриса школы, уволившая учительницу, опубликовавшую в Интернете свои фотографии в закрытом, но купальнике. – Так что пафос Соломина надо уточнить: да здравствует безрелигиозный традиционализм! Ни штриха протеста не чувствуется в том, что церковь лишена крестов (потому это – явно советское время {опять невозможно найти дату создания}). Церковь – лишена крестов, улица – сплошная лужа, а один из тротуаров непроходим – стал местом свалки снега с проезжей части. Зато как всё вместе это красиво выглядит! Церковь отражается в луже. Радостно, потому что весна идёт! И красота – органически присуща церкви и луже! Что тут – эстетический подход, говорит та формалистская лихость, с которой тут кое-что нарисовано: обводка кое-где контура строений, совсем не нарисованы тонкие ветки не совсем облетевших на зиму деревьев. В нашем городке церковь даже действовала. Перед ней – базар. За ним – школа. И весной непроходимы улицы были. Я раз, идя в школу, в первый или второй класс, провалился в лужу по пояс. И с диким криком, выбравшись, побежал домой. Но я нисколечки не обижаюсь теперь на всеобщую тогда послевоенную бедность. А теперь войны нет. Давно. Есть только военная угроза. Как Югославии. Делайте, как вам велят! Иначе… И оттого всё внимание на военном строительстве. И – на традиционализме, как идейном противовесе либерализму, всех в ХХ веке победившему. Жаль только, не вписан традиционализм в Конституцию РФ. Но его... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за август 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Пробиться в издательства! Собирать донаты! Привлекать больше читателей! Получать отзывы!.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить! ![]()
о вашем произведении
Издайте бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки: ![]() 👍 Совершенствуйся! Отзывы о журнале «Новая Литература»: 09.12.2023 Великолепная корректура и литературное редактирование! Идеально! Сергей Гурьев 05.12.2023 Рада за НЛ, что растёт число подписчиков и вы продолжаете свою миссию! Алёна Туманова 28.11.2023 Сделано на высоком уровне, как и помещённые в нём материалы. Анатолий Жариков 20 процентов от сделки ![]() Сделай добро: ![]() |
|||||||||||
Copyright © 2001—2023 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Купить вешалка whitmor складная для шарфов: вешалка для шарфов купить. |