Художественный смысл
Критическая статья
На чтение потребуется 5 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Ну чем не новизна – рубленные фразы? «Окошко ударников открыли вчера. Его украшали целую ночь. И вот полотнища кумача рухнули вниз…». «Они показывали. Ночь напролёт. Лица их пожелтели от бессонницы и отвратительной охры». «Посредине полотнища жил барабан. Он существовал автономно. Он отщёлкивал неугомонную походную дробь… Страна на марше». А ведь уже была «рубленая фраза молодого Фадеева» (Аннинский): «Что я обязан теперь делать?.. Да, я обязан выйти в Тудо-Вакскую долину... вак... скую долину... как это странно – вак... скую долину... Но как я устал, как мне хочется спать! Что могут ещё хотеть от меня эти люди, когда мне так хочется спать?.. Он говорит – дозор... Да, да, и дозор...» («Разгром»). Крах социализма – такая идея воплощена была Фадеевым «тогда (1925–1926), когда самым прозорливым (или подсознанию художническому) стало ясно, что крестьянскую (шире – мещанскую) страну в коммунизм не привести. (Что, собственно, история и доказала.)» (Самоцитата). А вначале я цитировал «Паспорта» (1933) Сапира. (Год голода из-за перегибов коллективизации.) Мрак от этих рубленых фраз. И трудно читается. То ли от чуть не бессвязности фраз, то ли от этого всепроникающего мрака. Есть даже просто непонятность: «Приделал четвёртое колесо клетраку…». Клетрак – гусеничный трактор, строился на заводе «Кливланд Трактор К°» в США. Русское прочтение сокращения Cleveland Tractor. Ну гусеницы приводятся в движение колёсами, пару которых, растягивающих каждую гусеницу, гусеница огибает. Но чтоб было на рисунке видно 3 колеса… Да ещё пририсовано 4-е!.. – Баловство – детский стиль, когда табуретке пририсованы обязательно все четыре ножки?.. Немного мешает пониманию и незнание, что в 1932 году в СССР была введена единая паспортная система, паспортные столы и милиция при ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление). Смена паспортов у миллионов людей вызывала необходимость ударной работы, о чём, собственно и рассказ 1933 года. Всё в СССР тогда делали ударно, но иные чуяли в этом надрыв. Под влиянием ушедшего в подсознание идеала анархии (без центральной власти, что наступит при коммунизме) и при, наоборот, ежедневно теперь, в 1933-м, усиливающейся централизации, оправдываемой режимом страны как осаждённой крепости (а с 1933-го, с приходом к власти Гитлера, война таки была гарантирована в ближайшем будущем). И как тут с централизацией спорить? – Никто из просоветских и не спорил. Но у некоторых на сердце кошки скребли. «Город – мерцающая звезда. Странно, но это так и есть. Молочный туман опрокидывается в город, густеет всё больше. Вязкой, хлопчатой ватой скрывает крыши, стены. Изредка сирена прорывается сквозь туман. Железо грохочет рядом, большие огни проносятся блеклыми пятнами. Город исчез, дома и люди одиноки. Молочная густота разлилась по улицам, зыбкая, как кисель, как студень. Её можно потрогать руками… Город исчез, каждая улица, каждый шаг становится случаем. Каждая встреча начинается словом – вдруг…». А это всего лишь начальник паспортного отдела возвращается домой со службы. Там он давнего заклятого врага советской власти увидел. Тот, как и все, хотел получить паспорт. Узнанный начальником, он сумел скрыться. И вот теперь они встретятся в тумане. И начальник будет убит. И рассказ (и его рваный ритм) предстают простой иллюстрацией идеи Сталина о всё нарастающем накале классовой борьбы по ходу строительства социализма (так называемого). И осознанность замысла рассказа ритму его, фразам его и некоторой непонятности его придают значение притянутой новизны. И хочется разразиться критикой иллюстративности Сапира… И вдруг. Перескок авторской приязни к неунявшемуся классовому врагу: «Ему надо уйти, уйти спокойно. Свободные улицы ожидают его. Он может пойти налево, направо, в любую сторону. Дороги зовут его упрямыми голосами, приглушёнными от тумана и сырости. Вечерние, узкие, уходящие в крутизну. Родина открывается впереди… Густые леса. Зелёные луговины. Земля, знакомая до оскомины. Исхоженная с раннего детства. Цветные весёлые избы, солнечный дождь полыхает в стёклах. Надо уходить, но нет. Он постоит немного». И дальше совсем хаос. Гордый и отомстивший «За родителей, за деток» раскулаченный… падает на колени перед подбежавшим милиционером и… врёт – как потом окажется – что он убил кулаческого организатора, убившего товарища Клёстова, уполномоченного по раскулачиванию. Потому, оказывается, врёт, что... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за сентябрь 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист 12.09.2024 Мне нравится дизайн и свежесть для таких молодых людей, как я! Не каждый толстый журнал может похвастаться новизной и современной харизмой! Если когда-нибудь мне удастся попасть на страницы журнала именно этого – я буду счастлив! Егор Черкасов 09.09.2024 На мой взгляд, журнал «Новая Литература» по праву занимает почётное место среди литературных журналов нового поколения! Каждый номер индивидуален и интересен. Здесь нет «лишней воды» и «авторского самотёка», всё просто и ясно. В каждом разделе журнала есть самородки – настоящие талантливые писатели! Такие произведения хочется перечитывать снова и снова! Член Союза писателей России Дмитрий Корнеев
|
|||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Напольные вешалки недорого купить. Купить напольную вешалку для верхней одежды. |