HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2021 г.

Художественный смысл

Что к чему

Обсудить

Критическая статья

 

Купить в журнале за октябрь 2019 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2019 года

 

На чтение потребуется 8 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 10.10.2019
Иллюстрация. Название: «Последняя зона Воркуты» (1994 г.). Автор: Геннадий Дмитриев (род. в 1946 г.). Источник: http://www.kraevidenie.ru/nizhnee_menju/opisanie_kartiny/256/?type=132,2

 

 

 

Я б не стал писать о Зуеве, если б не прочёл его рассказ «Хорей» (2017). Но, прочитав его, я не понял, зачем это написано. Это был второй его прочтённый рассказ. В первом была такая мерзость, что я понял (или подумал, что понял), что это банальное и модное в определённых кругах «фэ» всему российскому при Путине. И что Зуев – критикан. Для проверки прочёл ещё и «Хорея» и бац: непонятность, зачем это.

Стал перечитывать. Дошло, что «сделать ворота», это не ворота двора какого-то, а футбольные ворота. – Я мог догадаться про футбольные? Не мог. Потому что о них – во втором абзаце и безотносительно к футболу, а в первом – безрадостная картина тундры в нецветущий период:

«В окрестностях Харампура не было и двух прямых деревьев. Холод, вечная мерзлота под тонким слоем гнилой хвои и беспощадные океанические ветры кривили лиственницы. И каждая уродовалась по-своему».

Бр. О каком футболе может подуматься?

И теперь вопрос: это у Зуева был расчёт или подсознательное?

Если хотите анекдот, я его вам расскажу…

У меня выработалась, может, и дурацкая, привычка всё проверять. А название Харампур мне показалось чужим каким-то. Я и посмотрел в гуглокарту (она у меня в компьютере поставлена в фавориты когда-то, когда меня товарищ подбил ею пользоваться, я с тех пор ею и пользуюсь {я вообще по старости лет не люблю перемен, что тоже оказалось знаменательным для разбора именно этого рассказа}). – Гуглокарта мне показала, что это город в Индии. – Опа. Зуев что: занимается и выдумыванием названий? – Я спросил: «Харампур Ненецкий автономный округ». – Ни фига. Всё равно показывает Индию. Тогда я спросил в поисковике: «тундра Харампур», – и мне первой же строчкой выдало статью о деревне Харампур и Роснефти.

Понимаете? «Англосаксонский мир не хочет даже смотреть в сторону ненцев, таких отсталых от гордого собою Запада», – так мне подумалось. А о том-наоборот оказался рассказ. Не об отсталости!

И эта мысль мне в голову тоже пришла анекдотически. Расскажу...

Поисковик «Яндекс» обеспечивает оповещение, что мне на электронную почту пришло письмо: «1». – Так, когда я полез из-за Харампура, мне это «1» и оповестило.

Я периодически ругаюсь с одним родственником, пеняю ему, что он не русский какой-то, не любит Россию, непрестанно и где ни попадя ругает власть и идеалом имеет Финляндию. И вот – очередное его письмо во славу если и не Потребления, то Самореализации на Западе. (Что миллионы туда едут исполнять те работы, которые местные презирают, он забыл.) Но – главное: меня по контрасту с недостижительностью, которую – судя по рассказу – исповедуют ненцы в отличие от приехавших туда работать русских, вдруг озарило, что исподволь Недостижительность-то и воспета. Презираемая Западом.

«Когда счёт стал 8:8, Бондарь закричал:

– Почему вы не вырываетесь вперёд? Почему поддаётесь?

– Что за игра, если только мы забьём все мячи, – ответил Хорей, и Бондарь сдался».

Ни фига себе!.. Тихой сапой. И «Хорей» – обманывающее название… (Я, когда писал это, не знал, что хорей – это длинный шест для езды на оленях.)

Какая жалость, если Зуев ТАК пишет, будучи себе на уме, а не выражая подсознательный идеал!.. – Я ж не смогу назвать его рассказ художественным из-за отсутствия, мол, следов этого подсознательного идеала.

Или всё же тот факт, что рассказ я прочёл и не понял, говорит, что и сознанию Зуева «зачем написано» дано не было. Я ж – фрукт не простой, а ежедневно, десятки лет занимаюсь открыванием – обязательно скрытого – художественного смысла. Если уж мне он не сразу открылся, может, я имею право всё же считать рассказ художественным?..

Или это – простой артистизм: писать обиняком, через наоборот?

Читаешь и всё время впечатление чего-то нехорошего… Холод, опасные медведи и бешеные песцы, корявые деревья, болото, «пустырь, где гнили черепа с шишками пантов и ошмётками мозгов», не умеющие лаять собаки, ненцы спят вместе с собаками, делят жену с братом, традиция возить умершего по тундре, пока не настанет весна. Исполнению этой традиции по отношению к умершему Хорею его двумя дочерьми, забросившими все свои дела, а до того никогда не приезжавшими к отцу, и посвящена последняя часть рассказа.

Казалось бы, перипетии этой перевозки должны быть никому не известны, ибо взявшие отпуск для обряда дочери Хорея жили в Салехарде и, повозив отца до весны, уехали обратно. Но конец рассказа так думать не велит.

«Когда началась весна, сёстры перестали возвращаться в посёлок и спали в шалаше на продуваемых ветром холмах Уронхоэ. С первой капелью, когда иней растаял и деревья стали чёрными, они обмотали отца тынзяном и повесили на ветку самой высокой лиственницы в округе. Через день звери растащили тело по кускам.

Бондарь хотел устроить другу в фактории что-то вроде памятного знака. Но не знал, как объяснить дело начальству. Как-то вечером он собрал своих водителей и запретил им срезать верёвки с деревьев в тундре. Сказал, что на этих ненецких капканах – смертельный яд, который может убить человека, впитавшись через кожу. Так появилась первая байка комсомольской стройки на Ямале».

(Кстати, по последним словам видно, что время действия – 1986 год. Всё плохое ассоциируется с советским временем.)

Так вот по концу рассказа можно судить, что весь он подан с точки зрения этого Бондаря. Партийного. А коммунисты-то предали коммунизм. Понимали его в духе «каждому по потребностям» при неограниченном материальном прогрессе. То есть включены были в потребительскую гонку, органичную как раз для капитализма с его принципом наибольшей выгоды.

И такие коммунисты чужды представлению о смертельности для человечества неограниченного материального прогресса и чужды принципу другого коммунизма: «каждому по РАЗУМНЫМ потребностям». Которым ненцы-то со своим традиционализмом больше соответствовали, чем приехавшие комсомольцы и партийцы.

Перипетии перевозки Хорея по тундре дочери его могли рассказать, до Бондаря это могло дойти. Вот и возможно представить, что весь рассказ подан не с авторской точки зрения, а этого Бондаря. Чуждого, получается, автору. И тогда всё негативное впечатление происходит от мировоззрения Бондаря. А у автора в чём-то противоположное мировоззрение. Противоположное Марксу, упомянутому в рассказе, не предвидевшему экологической смерти человечества от прогресса.

И вся эта политизированность и сложность вполне годится для категории идеала автора. А из-за именно политизированности и сложности как раз и можно предположить, что такой идеал находится не в сознании Зуева, а в его подсознании. То есть рассказ – художествен по моему, эстетического экстремиста, критерию.

 

Но дадим слово и адвокату дьявола.

Зуев мог знать, что существует в Индии город Ауровиль, где в прошлом веке попытались построить послепрогрессный, скажем так, коммунизм, что Индия родственна России по, так сказать, недостижительности в менталитете, что это может объясняться и физическим родством из-за переселения древних ариев с территории России в Индию, отражающимся, в частности, в сходстве слов-названий российских мест со словами санскрита, что «Харампур – город и река в Ямало-ненецком автономном округе. Точный перевод – "ведомые Богиней Хара"».

Зная такую сложность, Зуев не мог не иметь соответствующего идеала в сознании.

Ну что ж?..

Попытки апеллировать к подсознательному идеалу, конечно, пока не научны. Но, что подсознание мощнее сознания, не оспаривается никем. И вполне естественно думать, что именно эта мощь (другие называют это даром Бога или вмешательством самого Бога), – именно эта мощь распоряжается, чтоб, скажем, Зуев и Маркса упомянул, и что у ненцев «нет старшего».

 

А всё-таки надо признаться, что... [...]

 

 

24 сентября 2019 г.

 

 

Автор и ведущий

рубрики «Художественный смысл» –

Соломон Воложин

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Внимание! Перед вами сокращённая версия текста. Чтобы прочитать в полном объёме этот и все остальные тексты, опубликованные в журнале «Новая Литература» в октябре 2019 года, предлагаем вам поддержать наш проект:

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за октябрь 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению октября 2019 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com

Мы издаём большой литературный журнал из уникальных отредактированных текстов. Людям он нравится, и они говорят нам спасибо. Авторы борются за право издаваться у нас. С нами они совершенствуют мастерство и выпускают книги. Мы благодарим всех, кто помогает нам делать Большую Русскую Литературу.



Поддержите журнал «Новая Литература»!



Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за август 2021 года

7 причин купить номер журнала
«Новая Литература»

Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

 

 

Copyright © 2001—2021 журнал «Новая Литература»
Редакция: newlit@newlit.ru, тел.: +7 960 732 0000
Реклама: reklama@newlit.ru, тел., whatsapp, telegram: +7 914 699 35 47 (с 2.00 до 13.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!