Художественный смысл
Критическая статья
![]() На чтение потребуется 7 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
![]()
Умно сказано: «Вот и пишите о том, что возмутило, а не о том, кто возмутил». Всё-таки не всё про «кто возмутил» удалил администратор. – Вот, например: «Чтобы признать рассказ «Старик» чернушным, нужно носить даже ночью чёрные очки». То есть я, мол, предвзят. А что если так и есть? Я ведь стал писать рецензию ПОСЛЕ прочтения, а не параллельно с чтением, как я теперь часто делаю с романами. Получается, что я сперва прочёл рассказ, потом у меня сложилось мнение (плохое), потом я его изложил. То есть, излагая, я уже был предвзят: имел мнение (плохое). Вообще-то, это не в моём духе – излагать мнение о нехудожественном. Зачем? Это ж неинтересно. Интересно – открыть художественность и другим её указать. В форуме одного журнала, куда я по своему обыкновению не заглядываю обычно, я раз наткнулся на замечание о себе: он проходит мимо бездарей. Раскрою секрет. В данном случае я не прошёл мимо потому, что меня попросил кто-то из редакторов написать о публикациях «Новой литературы». Промолчал бы со своим «фэ» – не было б такого возмущения и моей якобы предвзятой личностью. А я всё-таки лишь якобы предвзят был тут. Как факт, я ж принялся разбираться методом сравнения (с «Печальным детективом» Астафьева, названным Чуприниным чернухой), чернуха ли передо мной. То есть я ж усомнился в своём мнении, сложившемся после прочтения, и стал разбираться. Как после этого можно сказать, что я ношу чёрные очки? – От простой злости, что моё разбирательство (а не предвзятость) не привело к положительной оценке. Или это я тоже свернул на говорение о человеке, а не о его мысли? Хорошо, извиняюсь. Но всё-таки: сомнения у меня в статье налицо. Вся статья, собственно, построена на сомнениях и их опровержении. В этом отношении она вполне в моём стиле. И стиль этот – поток сознания. Я не могу каждую данную секунду предвидеть, что я напишу в следующую. Меня ведёт анализ текста автора. То одна деталь, то другая. Перебор их. А не предвзятость. У меня даже есть две попытки Шипилову похвалить (за игру звуков в двух соседних словах и за тень артистизма). Самое забавное, что против меня применён мой козырь – катарсис: «…суть рассказа «Старик» в том, что пора нам через катарсис становиться людьми». Как к революции в последнем итоге зовущие стихи Некрасова, картины Перова? Вот скажите, если Каракозов стрелял в Александра Второго 4 апреля 1866 года, а Перов в этом же году долго писал свою знаменитую «Тройку», пока не нашёл на улице мальчика, с которого написал центрального персонажа… Так скажите, трудно ли было зрителям, сочувствующим народу, подумать, что Перов намекает на правоту терроризма, который возбудит народ на революцию, раз иначе он что-то не возбуждается? По-моему, легко. А что такое катарсис? – Это когда трудно постичь, что хотел сказать автор. Когда НЕДОПОНЯТНО! Что является (для меня) признаком «текстового» следа подсознательного идеала автора. И воспринимается этот след подсознанием восприемника. И совсем не факт, что до него дойдёт, чем он, восприемник, собственно, взволнован. – Так трактует теория Выготского, введшая термин «катарсис» в пику катарсису Аристотеля, по-медицински считавшего его нулём переживаний (очищением). О-о-очень тонкая штука, правда? И каково лезть с таким изысканным мерилом художественности к человеку, живущему там, где «в ста метрах от трассы, где проезжают чёрные броневики президента и претендента, стоит больничка: стены ободраны, вонь, линолеум обшарпан, тараканы на шкафах, в сортиры зайти страшно»? А? Он же взбесится. На меня-эстета. А если он там не живёт, а просто знает эту беду и принимает близко к сердцу, и потому Шипилова его возбуждает? – Для него её рассказ «наша покаянная молитва». А мне – самые плохие слова за моё «фэ» из-за отсутствия тонкости, художественности, следов подсознательного идеала. Да! «Тройка» Перова тоже не художественна, ибо нет в ней недопонятности, нет в ней следов подсознательного идеала, она – произведение прикладного искусства, приложенного, тут, к идее несчастности народа и необходимости с этим кончать. Почти всё у передвижников не художественно. Почти всё у Некрасова не художественно. Другое дело, что Перов облагородил своих несчастных персонажей: «Чтобы ещё более усилить контраст между жестокостью житейских обстоятельств и душевной чистотой детей, вызвать сочувствие к ним, В. Г. Перов даже жертвует правдоподобием изображения. Ни ветер, ни снег, ни сильное физическое напряжение не оставляют никакого следа на бледных и миловидных детских лицах… В ряде своих произведений, желая вызвать у зрителя чувство жалости, Перов всячески подчёркивал в детях черты болезненности. Дошедшие до нас подготовительные материалы к «Тройке» свидетельствуют, что и в работе над этой картиной Перов первоначально пошёл по тому же пути. В карандашном… эскизах лица детей почти уродливы в своём крайнем истощении, ребячьи фигурки угловаты…».
![]() ![]()
То есть всё же не к революции призывал Перов, а к реформе какой-то сверху, чтоб не было так больно народу, раз народ сам не поднимается на революцию. «В 1863 г. произошло 509 волнений, причём в большинстве в западных губерниях. С 1863 г. крестьянское движение резко пошло на убыль. В 1864 г. произошло 156 волнений, в 1865 г. – 135, в 1866 г. – 91, в 1867 г. – 68, в 1868 г. – 60, в 1869 г. – 65 и в 1870 г. – 56. Изменился и их характер. Если сразу после обнародования "Положений" 19 февраля 1861 г. крестьяне с немалым единодушием заявили свой протест против освобождения "по-дворянски", то теперь они больше сосредоточили внимание на частных интересах своей общины, на использовании возможностей легальных и мирных форм борьбы, чтобы добиться наилучших условий для организации хозяйства». То есть у Перова уже есть тень катарсиса, артистичность (жестокость обстоятельств + душевная чистота детей = жалость сильных мира сего). Это уже было чуть труднее увидеть. Воспалённые революционеры и не видели и шли на террор, вдохновляясь и Перовым, наверно. Тогда как Петров шёл ОТ сатиричности (см. тут). А Шипилова идёт К ней. Самоцитата о Шипиловой: «Долбёж словами с негативной аурой». Я в первой статье дал только два примера. А ну, посмотрим, каково их распределение по всему рассказу. Я синим фоном выделили все слова с негативной аурой.
![]()
Ну долбёж и есть. Расчёт на то, чтоб читатель взорвался. Расчёт сознательной идеи, что в России нужна революция, чтоб сломать эту её антиличностность. То есть скорее вид публицистики, а не искусство, даже и прикладное (призванное усилить знаемое – чувство «классовой» ненависти к «классу» индивидуалистов). Вот только таких классов нет. Так зато и не ради обычной революции будоражит Шипилова, а ради цветной, когда форма собственности не меняется, а меняются только правящая элита. Либералам – почти осознанно – нужна элита, которая подчинит Россию США, а леваки присоединятся ради революции со сменой формы собственности на классовую таки. Можно сомневаться, может, всё же не публицистика это: есть... [...]
Автор и ведущий рубрики «Художественный смысл» –
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за декабрь 2019 года в полном объёме за 197 руб.:
|
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 27.12.2024 Мне дорого знакомство и общение с Вами. Высоко ценю возможность публикаций в журнале «Новая Литература», которому желаю становиться всё более заметным и ярким явлением нашей культурной жизни. Получил одиннадцатый номер журнала, просмотрел, наметил к прочтению ряд материалов. Спасибо. Геннадий Литвинцев 17.12.2024 Поздравляю вас, ваш коллектив и читателей вашего издания с наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю вам крепкого здоровья, и чтобы в самые трудные моменты жизни вас подхватывала бы волна предновогоднего волшебства, смывала бы все невзгоды и выносила к свершению добрых и неизбежных перемен! Юрий Генч 03.12.2024 Игорь, Вы в своё время осилили такой неподъёмный груз (создание журнала), что я просто "снимаю шляпу". Это – не лесть и не моё запоздалое "расшаркивание" (в качестве благодарности). Просто я сам был когда-то редактором двух десятков книг (стихи и проза) плюс нескольких выпусков альманаха в 300 страниц (на бумаге). Поэтому представляю, насколько тяжела эта работа. Евгений Разумов ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Деревянные вешалки плечики с прищепками. . Свежая информация купить справку 2 ндфл на нашем сайте. . Насосы Bieri мини радиально поршневои Насос. . Что у тебя сколиоз позвоночника. |